Педагогическое эссе
Прокопьева Любовь Сергеевна
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ № 7 имени Ф.А.Кошевого
п .Первомайский, Кущевский район
Я – учитель!
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Считаю, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная. Я - учитель...
Да, я учитель и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состояла и состоит жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость, хочется всё бросить и… Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь несколько пар сияющих глаз, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то от тебя чуда, и ты ….забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. Какой он - настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, «трудных», независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ!
Какой он современный учитель? Я считаю, что, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.
Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.
Учительство - это моё призванье. И я благодарна судьбе за те минуты, когда удается пробудить лучшие чувства в детях, когда после неудач ребенок обретает веру в себя. Моё педагогическое кредо-это слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
Какое прекрасное слово «учитель»!
Ваятель любви, человеческих душ,
Наставник семьи и державы строитель…
Учитель всегда и везде на виду.
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Звенит звонок на урок – порывистый, настойчивый, тревожный. Я торопливыми шагами спешу в класс. Класс встречает меня открытой дверью, приглашая на урок. Двое - трое учеников - стражи ворот, с широкими улыбками торжественно меня приветствуют. Меня ждали. Но случаются уроки, когда класс встречает меня закрытой дверью. Торопливый мой шаг замедляется. Я с тревогой задерживаюсь. Что сейчас происходит в классе? Усердно повторяют тексты в тетрадях и в учебниках? Приготовили шалость? Захотели уединиться от школьного мира, создать свой ученический остров? Кем стану я на этом острове: аборигеном или нежеланным гостем?
В такие минуты перед закрытой дверью класса на урок я рефлекторно начинаю себя оценивать. Сомнение. Зачем пришла? Нужен твой урок? Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше предыдущих. Я учусь. И решительно утверждаю: урок в старательном 7А пройдет совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7Б. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня открыть дверь и пробудить их желание познания? Я закрываю глаза, перед сомкнутой дверью и вижу себя в классе. Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые... Вот Анастасия – ее ответ всегда отличаются глубиной мысли, железной логикой, вот Оксана – её рассуждения всегда оригинальны, а вот Мария - очень чувствительная девочка, прячет глаза - неуверенна в себе. Именно о ней я часто теперь вспоминаю…
10А и 10Б я предупредила, что будет открытый урок, придут гости. Тема ученикам была известна, но, что именно будет происходить на уроке – загадка. Прозрачно одно – будет командная работа, а значит, успех команды зависит от решения каждого. И вдруг перед уроком Маша подошла ко мне с просьбой заменить её, командного игрока, на эксперта. На мой вопрос: «Почему?», Мария ответила, что причина мне известна – она стесняется отвечать. Прекрасно понимает, что когда -то надо будет принимать решение только самой, но пусть это будет… когда то. Я попросила ещё раз подумать и убедила, что приму любой её Выбор. К приходу гостей Машенька была четвертым игроком второй команды. По ходу урока сама вызвалась защищать командный проект! Взросление? Самоутверждение? Поиск себя? Я думаю, что это была очередная Победа – победа Марии над собой. Вот такие смелые ученики ждут меня за закрытой дверью. Я спокойно открываю дверь. Вхожу в класс. Я Знаю, что им сказать!
Шесть уроков подряд. Первый, второй, третий.. В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина? Дремота? Снова сомнение! И я начинаю искать. Искать пути решения проблем возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь – и ищу. Ищу – двигаюсь. Двигаюсь – развиваюсь. Развиваюсь – побеждаю! А победа – это радость! Я больше склоняюсь к мысли, что радость, даже от крошечной победы, и та может свернуть неприступные горы, стать несмолкаемой песней духа, в отличие от обиды или негодования. А что уж говорить от радости победы, радости открытия, радости любви.
Я за неожиданные повороты, взлеты и паренье – за жизнь! Настоящую! Бурную! Даже спотыкаясь и падая, приобретаю бесценный опыт. Крылья мои распахнуться для творчества, для взлетов к новым вершинам. Только умея летать, можно детей научить видеть мир во всей красе. Делая выбор, ты несешь ответственность.
Я помню, как начинала быть учителем. Из шести классов, массу беспокойств создавал – 5Б! Веду урок. Всё как всегда: стараюсь быть понятной, даю яркие примеры, иллюстрации… Впустую…Пятиклашки бесчинствуют. Для себя решила: это мой последний урок в этом классе. Откажусь. Звенит звонок. И вдруг с последней парты подходит Катюша Алексеева, худенькая девочка с тоненькими косичками, и, заглядывая в глаза, спрашивает: «А ты завтра к нам придешь?». Мир замер! Сердце остановилось! И я поняла: приду. Теперь точно приду!
Быть учителем скучным – не могу. Монологическую речь – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Кто я? Организатор – да, лидер – да, вдумчивый собеседник – и снова да. Мне претит однообразие и закостенелость. Выбор – за мной. Нет сомнений! Зажечь глаза детей. И как тогда, в самом начале, услышать заветное – «А ты придешь к нам завтра?».
Размышляя ,пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!
После введения новых стандартов я часто задаю себе вопрос: а могу ли Я назвать себя учителем Новой школы? Я постоянный активный участник конференций, семинаров разного уровня, региональных конкурсов и проектов, да и мои дети призёры и победители различных конкурсов. Что ещё? У меня любимая работа. Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить своё будущее. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. За годы, что я проработала в школе, было всё, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, а как же их много! 10 лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно.
Счастливый ли я человек? Я учитель! Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Учитель учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя. В этой жизни нет скуки, праздности – это движение вперёд. Я чувствую себя счастливой и успешной. Где – то «госпожа удача» помогала мне, уверенность в себе, любовь к профессии и моим ученикам, самоотдача и творчество – вот слагаемые моего профессионального успеха.
10 лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно.
Есть очень красивая легенда: «Где- то на далёкой планете живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает звёздочки – фонарики. Удивительно, что каждый раз, чиркая спичкой о волшебный нестирающийся ботинок, Фонарщик уменьшается в размере. Неприметный маленький труженик каждодневно отдаёт частицу себя. Такая у него работа». Настоящий учитель подобен Фонарщику на далёкой планете. Я уверенна, что я и есть этот Фонарщик…
Размышляя, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь. Мой труд приносит мне радость! Я счастлива от того, что я работаю с детьми!