СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественно-научная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Естественно-научная грамотность»

Готовимся  к  PISA-2022. Естественно-научная  грамотность.  Методические  основы

Готовимся к PISA-2022. Естественно-научная грамотность. Методические основы

О  чём  будем  говорить? Какие  задания  по  естественно-научной  грамотности  могут  встретиться? Основной  принцип  конструирования  заданий Критерии  оценивания  заданий  на  ЕНГ

О чём будем говорить?

Какие задания по естественно-научной грамотности могут встретиться?

Основной принцип конструирования заданий

Критерии оценивания заданий на ЕНГ

Естественно-научная  грамотность  –  как отражена  в  PISA? Физические  системы  НЕсовсем  верная  точка  зрения «Физические  системы  – физика,  химия  Живые  системы  –  биология,  экология  Земля  и  КС  – астрономия  география» Точка  зрения  PISA Задания  носят межпредметный характер. Что  всё-таки  проверяется? Живые  системы Ученик  должен  уметь: Объяснять Исследовать Анализировать Д е лать  выв о ды Предлагать а л ь т е р нативные варианты Земля  и  космические  системы  Чего хотим  достичь? Локально:  научить  детей  использовать  получаемые  знания  на  практике

Естественно-научная грамотность как отражена в PISA?

Физические системы НЕсовсем верная точка зрения

«Физические системы – физика, химия Живые системы – биология, экология Земля и КС – астрономия география»

Точка зрения PISA

Задания носят межпредметный

характер.

Что всё-таки проверяется?

Живые системы

Ученик должен уметь:

  • Объяснять
  • Исследовать
  • Анализировать
  • Д е лать выв о ды
  • Предлагать а л ь т е р нативные варианты

Земля и космические системы Чего хотим достичь?

Локально: научить детей использовать получаемые знания на практике

Как  конструируются  задания? Естественно-научные предметы  Методология Предметные результаты БЛОК  З АДА Н ИЙ Практический характер задания давать  научные  объяснения, применять е/н методы  исследования, интерпретировать данные,  делать  выводы Метапредметные результаты Здоровье Ресурсы Среда Связь  науки  и технологии Опасности  и  риски

Как конструируются задания?

Естественно-научные предметы Методология

Предметные результаты

БЛОК З АДА Н ИЙ

Практический характер задания

  • давать научные объяснения,
  • применять е/н методы исследования,
  • интерпретировать данные, делать выводы

Метапредметные результаты

  • Здоровье
  • Ресурсы
  • Среда
  • Связь науки и

технологии

  • Опасности и риски

Компетенции в ЕНГ

КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОВЕРЯЮТСЯ?

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

понимание особенностей естес т вен н о н а у чно г о и с с л е д ова н ия

научное объяснение явлений

Применить соответствующие естественнонаучные знания для

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие

объяснения явления

выводы

Распознавать и формулировать цель

данного исследования

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного

представления

вопроса

Преобразовывать одну форму

представления данных в другую

Выдвигать объяснительные

гипотезы и предлагать способы их

проверки

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса

Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в

или явления

научных текстах

Объяснять принцип действия технического устройства или

Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из

технологии

различных источников

Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений

Как  конструируются  задания? научное  объяснение  явлений; понимание  особенностей  естественнонаучного  исследования; интерпретация  данных  и использование  научных  доказательств для Компетенция получения  выводов. Тип  знания знание  содержания  (межпредметный  характер) знание  процедур (методология) Контекст Когнитивный  уровень Тип вопроса Дидактическая  единица

Как конструируются задания?

  • научное объяснение явлений;
  • понимание особенностей естественнонаучного исследования;
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для

Компетенция

получения выводов.

Тип знания

  • знание содержания (межпредметный характер)
  • знание процедур (методология)

Контекст

Когнитивный уровень

Тип вопроса

Дидактическая единица

Как  конструируются  задания? научное  объяснение  явлений; понимание  особенностей  естественнонаучного  исследования; интерпретация  данных  и использование  научных  доказательств для знание  содержания  (межпредметный  характер) знание  процедур (методология) Тип  знания получения  выводов. Компетенция Когнитивный  уровень Контекст личностный национальный глобальный здоровье природные  ресурсы окружающая  среда опасности  и риски связь  науки  и  технологий Тип вопроса Дидактическая  единица

Как конструируются задания?

  • научное объяснение явлений;
  • понимание особенностей естественнонаучного исследования;
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для
  • знание содержания (межпредметный характер)
  • знание процедур (методология)

Тип знания

получения выводов.

Компетенция

Когнитивный уровень

Контекст

  • личностный
  • национальный
  • глобальный
  • здоровье
  • природные ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и технологий

Тип вопроса

Дидактическая единица

Как  конструируются  задания? научное  объяснение  явлений; понимание  особенностей  естественнонаучного  исследования; интерпретация  данных  и использование  научных  доказательств для Компетенция получения  выводов. Тип  знания знание  содержания  (межпредметный  характер) знание  процедур (методология) личностный национальный глобальный здоровье природные  ресурсы окружающая  среда опасности  и риски связь  науки  и  технологий Контекст Когнитивный  уровень Низкий Средний Высокий Тип вопроса Дидактическая  единица

Как конструируются задания?

  • научное объяснение явлений;
  • понимание особенностей естественнонаучного исследования;
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для

Компетенция

получения выводов.

Тип знания

  • знание содержания (межпредметный характер)
  • знание процедур (методология)
  • личностный
  • национальный
  • глобальный
  • здоровье
  • природные ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и технологий

Контекст

Когнитивный уровень

  • Низкий
  • Средний
  • Высокий

Тип вопроса

Дидактическая единица

Как  конструируются  задания? научное  объяснение  явлений; понимание  особенностей  естественнонаучного  исследования; интерпретация  данных  и использование  научных  доказательств для Компетенция получения  выводов. Тип  знания знание  содержания  (межпредметный  характер) знание  процедур (методология) Низкий Средний Высокий Контекст Когнитивный  уровень здоровье природные  ресурсы окружающая  среда опасности  и риски связь  науки  и  технологий личностный национальный глобальный Тип вопроса открытый частично  открытый закрытый Дидактическая  единица

Как конструируются задания?

  • научное объяснение явлений;
  • понимание особенностей естественнонаучного исследования;
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для

Компетенция

получения выводов.

Тип знания

  • знание содержания (межпредметный характер)
  • знание процедур (методология)
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий

Контекст

Когнитивный уровень

  • здоровье
  • природные ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и технологий
  • личностный
  • национальный
  • глобальный

Тип вопроса

  • открытый
  • частично открытый
  • закрытый

Дидактическая единица

Что  добавляется? ПРИМЕР: Сила  тяжести  (или  вес)  на Марсе.  Легенда. Одна из  проблем  для  первых колонистов  Марса  –  сила  тяжести  на этой  планете  отличается  от  земной. Креативное  мышление  Решение  проблем Е с т е с твенн о -н а уч н ая грамотность Традиционный  подход «от  способа  –  к  задаче» Сила тяжести на Марсе  –  38%  от силы  тяжести  на  Земле. Предполагается,  что  колонистам  придется  носить  жилеты- утяжелители, карманы которого  могут быть  заполнены свинцовыми пластинами. Какое  негативное  влияние  на  организм человека на Марсе  помогут  предотвратить жилеты-утяжелители? Во сколько раз сила тяжести  на  поверхности  Марса отличается  от  земной? Даны: масса и радиус каждой  из планет. Сила тяжести на Марсе – 38% от  силы тяжести  на Земле.  Из-за  того,  что  колонисты  будут постоянно  испытывать  меньшую нагрузку, чем на  Земле, их мышцы будут  деградировать. Что бы  вы предложили,  для того чтобы избежать этой  опасности?

Что добавляется?

ПРИМЕР:

Сила тяжести (или вес) на Марсе. Легенда. Одна из проблем для первых колонистов Марса – сила тяжести на этой планете отличается от земной.

Креативное мышление Решение проблем

Е с т е с твенн о а уч н ая грамотность

Традиционный подход

«от способа – к задаче»

Сила тяжести на Марсе – 38% от

силы тяжести на Земле.

Предполагается, что колонистам придется носить жилеты-

утяжелители, карманы которого могут быть заполнены свинцовыми пластинами.

Какое негативное влияние на организм человека на Марсе помогут предотвратить

жилеты-утяжелители?

Во сколько раз сила тяжести на поверхности Марса

отличается от земной?

Даны: масса и радиус каждой из планет.

Сила тяжести на Марсе – 38% от силы тяжести на Земле. Из-за того, что колонисты будут

постоянно испытывать меньшую нагрузку, чем на Земле, их мышцы будут деградировать.

Что бы вы предложили, для

того чтобы избежать этой опасности?

Как  оцениваются  задания?

Как оцениваются задания?

Как  оцениваются  задания?

Как оцениваются задания?

Как  оцениваются  задания?

Как оцениваются задания?

Как  оцениваются  задания?

Как оцениваются задания?

Как  оцениваются  задания?

Как оцениваются задания?

Как  оцениваются  задания?

Как оцениваются задания?

Что  поможет  на занятиях? Лист  оценивания Рабочий лист  для  ученика Методические  рекомендации для  учителя

Что поможет на занятиях?

Лист оценивания

Рабочий лист для ученика

Методические рекомендации

для учителя

Спа с ибо  з а  в ни ма н ие!

Спа с ибо з а в ни ма н ие!