СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание школьников средствами искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об эстетическом воспитании школьников средствами изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание школьников средствами искусства»

Кулаева З.С.

аспирант межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. K.JJ. Хетагурова



ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Эстетическое воспитание школьников является главнейшей задачей совре­менной образовательной системы и представляет собой ведущий компонент со­циального заказа. Формирование эстетической культуры школьников - это целе­направленный процесс развития способности личности ученика к правильному пониманию и полноценному восприятию прекрасного в искусстве и творческой деятельности. Он предусматривает освоение системы художественных представ­лений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической тонкости и вкуса. Одно­временно с этим у учащихся воспитывается умение и стремление вносить эле­менты прекрасного во все стороны объективной действительности, бороться про­тив всего безобразного, низменного, уродливого, а также готовность и способ­ность к проявлению себя в искусстве. Государство только тогда способно ставить и решать масштабные приоритетные задачи, отмечают многие ученые (А.А. Адаскина, Н. Алексахин, В.Т. Кальянов, Г.И. Королева, Г.А. Петрова), когда у него есть общая система нравственных, эстетических ориентиров. А присут­ствуют эти ориентиры тогда, когда проявляется уважение к самобытной культуре национальным культурным ценностям, к родному языку, к памятникам нашей отечественной истории.

Эстетическое воспитание личности, разумеется, в первую очередь осуществ­ляется в семье. Но наиболее содержательное, последовательное, структурирован­ное духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие личности, по мне­нию В.Т. Кальянова [3, с. 118], происходит в системе образования. Общеобразова­тельная школа - единственный социальный институт, через который проходит каж­дый гражданин страны. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьников. Сегодняшний уче­ник в условиях стремительно меняющегося мира совсем другой, чем был раньше. Своих предшественников он опережает в физическом развитии, но, к сожалению, отстает в эстетическом, духовно-нравственном развитии. К тому же нынешние условия социальной жизни не способствуют формированию эстетических качеств у современных школьников.

Достаточно острые проблемы стоят и в сфере искусства, в частности, мас­сового музыкального воспитания, приобщения детей к ценностям мировой худо­жественной культуры. Наиболее подвижными и гибкими дисциплинами в фор­мировании социокультурных, эстетических компетенций школьника, пишет А.А. Адаскина [1, с. 100-110], можно считать «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Литература».

Изобразительное искусство как комплексная дисциплина объединяет эле­менты искусствознания, познание самих художественных произведений, теории изобразительной деятельности, освоение изобразительной грамоты и творческого самовыражения, навыков практического изображения и др. Изобразительное ис­кусство учит проникновению в эстетическую сущность произведения искусства (Г.И. Королева) [4, с. 106], духовно обогащает внутренний мир ребенка. Любое ху­дожественное творение требует от человека, который его воспринимает, соответ­ствующей «сенсорной готовности», то есть необходимого уровня развития процес­сов восприятия и осмысления. Чем активнее и сосредоточеннее будут «поисковые движения» органов зрения, слуха, руки, тем полнее и интенсивнее будет восприя­тие предметного мира, его тональности, форм, звуков, спектров.

Музыка как интегративный курс органически вбирает в себя освоение соб­ственно теорию музыки, историю музыкальных произведений, а также элемен­тарные навыки исполнительства в области пения. Музыкальное искусство, отме­чает Н. Алексахин [2, с. 23-27], - это один из основных средств, способствующих формированию и развитию гуманности, нравственности и духовности у уча­щихся. Музыка направлена на познание внутреннего мира ребенка, его жизненных ориентиров и ценностей. Она способна воспроизводить красоту эстетиче­ского познания, совместной художественной деятельности. Для школьников му­зыка - это определение нравственных и эстетических идеалов. Музыка - это сама жизнь, которая вокруг нас все время поет и звучит. С музыкой постоянно мы встречаемся в природе - ветер в листве деревьев, пение птиц, шум водопада. По­казать школьникам всю гармонию музыки, все разнообразие музыкальных обра­зов и произведений, приобщить их к творческой музыкальной деятельности, раз­вить эстетические, духовно-нравственные чувства - важнейшая задача учителя музыки. Поэтому просмотр и прослушивание вокальных, музыкально-драмати­ческих и инструментальных произведений и есть формирование музыкальной культуры и привитие эстетического вкуса к искусству. Именно к этому и должен стремиться на каждом занятии учитель музыки.

На уроках мировой художественной культуры учащихся знакомят с шедев­рами мирового искусства, вызывающие у детей осмысление и сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает ху­дожник перед ними. Не монотонный рассказ учителя об искусстве, а само искус­ство должно воздействовать на чувства и мысли школьников.

Литература, как гуманитарная дисциплина, является носителем искусства художественного слова, истории литературных жанров. Она концентрируется в художественных образах, искусстве, общественной и трудовой деятельности, быте людей, их взаимоотношениях и т.д. Углубленному изучению художествен­ной литературы и искусства способствуют факультативные занятия, на которых следует пробудить у учеников стремление утверждать красоту в образователь­ной организации, дома, везде, где они проводят свое время. Детей следует при­влекать к тому, чтобы они созидали эстетическую обстановку в классе, в школе, в квартире.

Таким образом, мир искусства в перечисленных видах охватывает духов­ную жизнь школьника полно и всесторонне. Большую работу по формированию творческих способностей и потребностей в области художественной литературы (А.А. Адаскина, В.Т. Кальянов), хореографии (Н. Алексахин, Г.А. Петрова), те­атра, пения, музыки (В.Т. Кальянов, Г.И. Королева), изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества ведут детские учреждения дополнитель­ного образования. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

Отталкиваясь от главной цели, на первый план выдвигается задача воспита­ния личности школьника, формирования ценностных отношений средствами ис­кусства, так как нравственно-эстетический опыт человечества, материализован­ный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства. Методика предметов по искусству направлена на воспитание зрителя, слуша­теля, читателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обога­щать свой духовный мир через общение с прекрасным. Для реализации постав­ленной цели необходимо решать следующие задачи:

  • ­расширять представления детей об окружающем мире посредством введе­ния их в мир духовных понятий и представлений.

  • приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.

-ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.

  • содействовать формированию уважительного, милосердного, вниматель­ного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопе­реживанию.

  • воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.

  • развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на ос­нове активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

  • накопление багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первона­чальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.

Эстетическое воспитание школьников происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаи­моотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успеш­ного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои зна­ния со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого про­цесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования преду­сматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ори- ентированных технологий обучения. На уроках искусства используются следу­ющие методы:

  • обращение к опыту учащихся;

  • решение проблемных задач и ситуаций;

  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);

  • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

  • интеграция обучения.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизнен­ных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

На уроках искусства используются различные формы и виды деятельности. Например:

- организационно-деятельностные игры, игровые ситуации;

-изобразительная деятельность;

-эмоциональное восприятие музыки;

-пение;

-коллективные творческие работы;

-инсценировка сюжетов сказок, песен, музыкальных пьес программного ха­рактера;

-написание детьми рассказов, сочинение стихов, сказок, составление разно­образных кроссвордов по пройденной теме.

Большое значение уделяется интегрированию содержания художественно-эсте­тического образования школьников с базовыми дисциплинами. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире в целом и мире искусства в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-след­ственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Принципиально значимым на уроках искусства, является способ воздей­ствия на личность ребенка посредством восприятия художественных произведе­ний. Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед учи­телем. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «жи­вое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления де­тей. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Слушая народную, духовную и классическую музыку, школьники осваивает бесценный культурный опыт поколений. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скоро­говорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславли­вает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный ха­рактер процесса музыкального развития детей и его результативность.

Дети очень любят петь. Песня открывает перед ребенком красоту мира. Пе­ние, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияю­щих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр спо­собствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом пении.

Один из приемов - непосредственно эмоциональное вслушивание и видение - требует специального внимания учителя и специальной организации урока. Именно поэтому на уроках искусства широко используются презентации с включением изоб­разительного ряда, различные информационно-коммуникационные технологии, виртуальные экскурсии в театры мира и музеи, просмотр учебных фильмов и фраг­ментов из мюзиклов, балетов, опер, которые дают возможность создания яркой эмо­ционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погруже­ние» детей в эту атмосферу, глубокое созерцание, сопереживание.

Воспитание детей средствами искусства включает в себя также общешкольные, классные мероприятия, экскурсии, беседы, посещение и участие в выставках, кон­курсах, подготовка подарков для ветеранов, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной программе. Участие учащихся в выставках, кон­курсах тоже имеет воспитательную направленность. Подбирая тематику выставок и конкурсов, которые ориентированы на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование уме­ния любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов (творческих и вокаль­ных) в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свою работу и твор­ческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.

Организация экскурсионной деятельности, посещение выставок помогает способствовать приобщения детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание уделяется национальной культуре, так как она фор­мирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые националь­ные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и куль­турой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального вос­приятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но и самим побы­вать на полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающи­еся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способ­ствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружаю­щей среде. После проведения экскурсии полезно в изобразительном творчестве предлагается новая тема, чтобы ребенок смог закрепить сформированное эмоцио­нальное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того, дет­ский рисунок - это и способ анализа восприятия темы ребенком.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно гово­рить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми, запоминаются и находят эмоцио­нальное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негатив­ной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота, И они научатся са­мостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и раз­рушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.

Таким образом, предметная образовательная область «Искусство» воздей­ствует на внутренний мир учащегося, через раскрытие программного материала, и прежде всего, способствуют личностному развитию ученика, поскольку обес­печивают понимание искусства как средства общения между людьми. В нем рас­крываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, ма­теринство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных обра­зах. На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных дей­ствий формируются эстетические и ценностно - смысловые ориентации уча­щихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоува­жения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в духовных представлениях и замечательных художественно-музыкальных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения. Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над темой «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа ма­тери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность ма­теринских чувств. Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чер­тах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с со­бой, людьми, миром.

Темы, посвященные изучению художественных традиций народов мира, раскрытию их внутренней сущности и характерных особенностей, предполагают реализацию через урочную и внеурочные виды деятельности (проектная дея­тельность и театрализованные праздники). Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отече­ственной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.

В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсаль­ным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам при­низить ценность и значимость других народов, других культур. На уроках искус­ства дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности лю­дей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообра­зии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отноше­нию к другим людям.

Таким образом, искусство является могучим средством духовного возвыше­ния человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического раз­вития. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только человеку, кото­рый имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершен­ства. Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной куль­туры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Уроки в области «Искусство» призвано способствовать становлению личности школьника, формированию его духов­ного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.


Литература:


1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности //Вопросы психологии. 2008. №6. С. 100-110.

2. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобра­зительному искусству //Дошкольное воспитание. 2008 № 3. С. 23-27

3. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис...канд. М, 2007.180 с.

  1. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студен­тов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. 176с.

  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. - 640 с.

  3. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. - 576 с.