СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюционные механизмы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в двух вариантах для проверки знаний в 11 классе на профильном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Эволюционные механизмы»

Тест для 11класса Эволюционные механизмы.

I вариант

Задания А.

  1. «Эволюцией направленной волей человека», по выражению Н. И. Вавилова, можно назвать:

а. получение модификационных изменений

б. естественный отбор

в. выведение новых сортов и пород

г. направленные изменения окружающей среды.

2.Чаще всего носит приспособительный характер:

а. изменение генотипа

в. изменение генома

б. перестройка хромосом

г. возникновение модификаций

3.Одним из важнейших критериев возникновения нового вида является:

а. изолированность двух групп организмов

в. приспособленность к условиям среды

б. родство данного вида с предками

г. генетический барьер между организмами

4. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:

а. однообразного генофонда популяции

в. разнообразного генофонда популяции

б. стабильного возрастного состава

г. отсутствия мутаций

5. Плотностью популяции называется:

а. количество особей одного вида, занимающих определённую территорию

в. общее количество особей одного вида существующих в природе

б. отношение количества особей одного вида к единице занимаемой площади

г. количество особей разных видов существующих в прроде.

6. Модификационные изменения – это:

а. изменения генотипа

в. ненаследственные изменения

б. нарушения мейоза

г. комбинативные изменения

7. Примером конвергентной эволюции являются:

а. акула и дельфин

в. волк и собака

б. кошка и тигр

г. ящерица и крокодил

8. В изменяющихся условиях среды действие естественного отбора направлено в сторону:

а. увеличения количества мутаций

в. сохранения новых приспособлений

б. отсева новых признаков

г. сохранение старых видов

9.Эволюционное преимущество перед остальными получит та из популяций, у которой:

а. разнообразнее генофонд

в.стабильная численность

в. стабильный возрастной состав

г. постоянный генофонд

10. Минимальной живой системой способной к эволюции, является:

а. один голубь

в. популяция ворон

б. вид – африканский слон

г. группа селезней

11. Примером модификационных изменений является:

а. замена нуклеотида ДНК

в. болезнь Дауна

б. форма клюва у дятла

г. увеличение удоя коров

12. Наиболее крупной систематической единицей в ряду названных является:

а. вид

в. класс

б. семейство

г. род.

13. Модификационные изменения:

а. не наследуются

в. наследуются, если они полезны

б. наследуются

г. наследуются только иногда.

14. Кожа у сельских жителей стареет быстрее, чем у городских, вследствие проявления изменчивости:

а. мутационной

в. модификационной

б. комбинативной

г. соотносительной

15. Вид – это:

а. категория не существующая в природе, но принятая учёными для выявления различий между организмами

в. группа различных по уровням организации особей, занимающих определённую територию

б. реально существующая группа изменяющихся со временем организмов

г. категория реально существующих, неизменяемых организмов.

16. Теория Ч. Дарвина:

а. отвергает биологическую целесообразность приспособлений

в. признаёт относительную биологическую целесообразность

б. признаёт абсолютную биологическую целесообразность

г. отстаивает наследование приобретённых признаков.

17. Из перечисленных организмов быстрее будет эволюционировать:

а. гаплоидный трутень

в. популяция самок тутового шелкопряда

б. гомозиготная по многим аллелям линия гороха

г. гетерозиготная по многим аллелям популяция овса.

18. Историческое развитие организмов называется:

а. онтогенез

в. овогенез

б. гаметогенез

г. филогенез


19.Популяция будет эволюционировать, если:

а. её численность будет постоянной

в. не будет мутационного процесса

б. будут происходить прямые и обратимые мутации

г. нет возможностей для свободного скрещивания.

20. Примером межвидовой борьбы за существование является:

а. повилика, растущая на других растениях

в. клубеньковые бактерии на корнях бобовых

б. сурепка на пшеничном поле

г. росянка, поймавшая муху.

21. Какое из названых приспособлений к условиям жизни оказалось для расцвета насекомых, наиболее существенным:

а. развитие с неполным превращением

в. холоднокровность

б. способность жить на суше

г. половое размножение.


Задания В.

В1. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причина

Способ видообразования

А) освоение особями вида новых территорий

1) географическое

Б) изменение особей в пределах ареала

2) экологическое

В) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и т.п.)


Г) разделение ареала вида искусственными преградами (железные дороги)


Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала



А

Б

В

Г

Д







В2. Установите соответствие между признаком моллюска и критерием вида, для которого он характерен.

Признак большого прудовика

Критерий вида

А) органы чувств – одна пара щупалец

1) морфологический

Б) коричневый цвет раковины

2) экологический

В) населяет пресные водоёмы


Г) питается мягкими тканями растений


Д) раковина спирально закручена



А

Б

В

Г

Д







В3. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

Утверждение

Доказательства эволюции

А) онтогенез человека и шимпанзе начинается с зиготы

1) эмбриологические

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

2) сравнительно-анатомические

В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей


Г) зародыш млекопитающих имеет жаберные щели


Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы.



А

Б

В

Г

Д







С1. Почему единицей эволюции считают не особь, а популяцию?

С2. Чем экологическое видообразование отличается от экологического?









Тест для 11класса Эволюционные механизмы.

II вариант

Задания А.

  1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

а. формулировании биогенетического закона

б. разработке теории естественного отбора

в. создании первой эволюционной теории

г. создании закона наследственных рядов.

2. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а. борьба за существование

в. естественный отбор

б. наследственная изменчивость

г. все перечисленные

3. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а. определённая

в. групповая

б. модификационная

г. мутационная

4. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а. наследственной изменчивости

в. естественного отбора

б. борьбы за существование

г. вымирания

5. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

а. борьбу с неблагоприятными условиями

в. межвидовую

б. внутривидовую

г. все формы борьбы в равной степени

6. Модификационные изменения – это:

а. изменения генотипа

в. ненаследственные изменения

б. нарушения мейоза

г. комбинативные изменения

7. Примером дивергентной эволюции являются:

а. акула и дельфин

в. кувшинка и кактус

б. воробей и стрекоза

г. краб и черепаха

8. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:

а. однообразного генофонда популяции

в. разнообразного генофонда популяции

б. стабильного возрастного состава

г. отсутствия мутаций

9. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а. создаёт новые виды

в. закрепляет созданный в процессе эволюции материал

б. доставляет материал для эволюции

г. сохраняет наиболее полезные изменения

10. Естественный отбор действует на уровне:

а. отдельного организма

в. вида

в. популяции

г. биоценза

11. Результатом естественного отбора не является:

а. приспособленность организмов к среде обитания

в. совершенствование организации живых существ

б. многообразие органического мира

г. борьба за существование

12. Микроэволюция приводит к образованию новых:

а. семейных групп

в. родов

б. подвидов и видов

г. отрядов и семеиств

13. Наиболее крупной систематической единицей в ряду названных является:

а. вид

в. класс

б. семейство

г. род.

14. Популяция является структурной единицей:

а. отряда

в. рода

б. семейства

г. вида

15. Какой фактор в эволюции человека утратил своё значение в настоящее время:

а. пространственная изоляция

в. наследственная изменчивость

б. комбинативная изменчивость

г. колебания численности в результате миграций

16. Особи объединяются в одну популяцию на основе:

а. их роли в биоценозе

в. равного соотношения полов

б. общности питания

г. свободного скрещивания

17. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида:

а. возрастает число спонтанных мутаций

в. проявляется движущий отбор

б. проявляется стабилизирующий отбор

г. усиливаются процессы дивегенции

18. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:

а. географической изоляции

в. мутационной изменчивости

б. взаимодействия движущих сил эволюции

г. искусственного отбора

19. Изоляция – это фактор эволюции, который:

а. не влияет на скорость видообразования

в. ускоряет эволюционный процесс

б. замедляет процесс формирования приспособленностей

г. не препятствует смешиванию популяции внутри вида



20. Какая изменчивость возникает у организмов под действием мутагенов:

а. сооносительная

в. генотипическая

б. возрастная

г. групповая

21. Примером внутривидовой борьбы за существование является:

а. повилика, растущая на других растениях

в. клубеньковые бактерии на корнях бобовых

б. сурепка на пшеничном поле

г. «погоня » сосен за светом в бору


Задания В. Выберите несколько верных ответов, запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

  1. превращение передних конечностей в ласты

  2. дыхание кислородом растворённым в воде

  3. дыхание кислородом воздуха

  4. обтекаемая форма тела

  5. толстый подкожный слой жира

  6. постоянная температура тела

В2. Выберите признаки, относящиеся движущим силам эволюции:

1) Индивидуальная изменчивость

2) Модификационная изменчивость

3) Естественный отбор

4) Искусственный отбор

5) Географическое распространение

6) Наследственность


В3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

Причина

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными признаками

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания


В4. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

Признак

Критерий вида

А) личинка живёт в воде

1) морфологический

Б) тело уплощено

2) экологический

В) по образу жизни – паразит


Г) питается тканями хозяина


Д) имеет две присоски


Е) пищеварительная система имеет ротовое отверстие



А

Б

В

Г

Д

Е








С1. Почему приспособленность организмов к среде обитания нельзя считать абсолютной?