Тест для 11класса Эволюционные механизмы.
I вариант
Задания А.
«Эволюцией направленной волей человека», по выражению Н. И. Вавилова, можно назвать:
а. получение модификационных изменений | б. естественный отбор |
в. выведение новых сортов и пород | г. направленные изменения окружающей среды. |
2.Чаще всего носит приспособительный характер:
а. изменение генотипа | в. изменение генома |
б. перестройка хромосом | г. возникновение модификаций |
3.Одним из важнейших критериев возникновения нового вида является:
а. изолированность двух групп организмов | в. приспособленность к условиям среды |
б. родство данного вида с предками | г. генетический барьер между организмами |
4. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:
а. однообразного генофонда популяции | в. разнообразного генофонда популяции |
б. стабильного возрастного состава | г. отсутствия мутаций |
5. Плотностью популяции называется:
а. количество особей одного вида, занимающих определённую территорию | в. общее количество особей одного вида существующих в природе |
б. отношение количества особей одного вида к единице занимаемой площади | г. количество особей разных видов существующих в прроде. |
6. Модификационные изменения – это:
а. изменения генотипа | в. ненаследственные изменения |
б. нарушения мейоза | г. комбинативные изменения |
7. Примером конвергентной эволюции являются:
а. акула и дельфин | в. волк и собака |
б. кошка и тигр | г. ящерица и крокодил |
8. В изменяющихся условиях среды действие естественного отбора направлено в сторону:
а. увеличения количества мутаций | в. сохранения новых приспособлений |
б. отсева новых признаков | г. сохранение старых видов |
9.Эволюционное преимущество перед остальными получит та из популяций, у которой:
а. разнообразнее генофонд | в.стабильная численность |
в. стабильный возрастной состав | г. постоянный генофонд |
10. Минимальной живой системой способной к эволюции, является:
а. один голубь | в. популяция ворон |
б. вид – африканский слон | г. группа селезней |
11. Примером модификационных изменений является:
а. замена нуклеотида ДНК | в. болезнь Дауна |
б. форма клюва у дятла | г. увеличение удоя коров |
12. Наиболее крупной систематической единицей в ряду названных является:
а. вид | в. класс |
б. семейство | г. род. |
13. Модификационные изменения:
а. не наследуются | в. наследуются, если они полезны |
б. наследуются | г. наследуются только иногда. |
14. Кожа у сельских жителей стареет быстрее, чем у городских, вследствие проявления изменчивости:
а. мутационной | в. модификационной |
б. комбинативной | г. соотносительной |
15. Вид – это:
а. категория не существующая в природе, но принятая учёными для выявления различий между организмами | в. группа различных по уровням организации особей, занимающих определённую територию |
б. реально существующая группа изменяющихся со временем организмов | г. категория реально существующих, неизменяемых организмов. |
16. Теория Ч. Дарвина:
а. отвергает биологическую целесообразность приспособлений | в. признаёт относительную биологическую целесообразность |
б. признаёт абсолютную биологическую целесообразность | г. отстаивает наследование приобретённых признаков. |
17. Из перечисленных организмов быстрее будет эволюционировать:
а. гаплоидный трутень | в. популяция самок тутового шелкопряда |
б. гомозиготная по многим аллелям линия гороха | г. гетерозиготная по многим аллелям популяция овса. |
18. Историческое развитие организмов называется:
а. онтогенез | в. овогенез |
б. гаметогенез | г. филогенез |
19.Популяция будет эволюционировать, если:
а. её численность будет постоянной | в. не будет мутационного процесса |
б. будут происходить прямые и обратимые мутации | г. нет возможностей для свободного скрещивания. |
20. Примером межвидовой борьбы за существование является:
а. повилика, растущая на других растениях | в. клубеньковые бактерии на корнях бобовых |
б. сурепка на пшеничном поле | г. росянка, поймавшая муху. |
21. Какое из названых приспособлений к условиям жизни оказалось для расцвета насекомых, наиболее существенным:
а. развитие с неполным превращением | в. холоднокровность |
б. способность жить на суше | г. половое размножение. |
Задания В.
В1. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.
Причина | Способ видообразования |
А) освоение особями вида новых территорий | 1) географическое |
Б) изменение особей в пределах ареала | 2) экологическое |
В) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и т.п.) | |
Г) разделение ареала вида искусственными преградами (железные дороги) | |
Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала | |
В2. Установите соответствие между признаком моллюска и критерием вида, для которого он характерен.
Признак большого прудовика | Критерий вида |
А) органы чувств – одна пара щупалец | 1) морфологический |
Б) коричневый цвет раковины | 2) экологический |
В) населяет пресные водоёмы | |
Г) питается мягкими тканями растений | |
Д) раковина спирально закручена | |
В3. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.
Утверждение | Доказательства эволюции |
А) онтогенез человека и шимпанзе начинается с зиготы | 1) эмбриологические |
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы | 2) сравнительно-анатомические |
В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей | |
Г) зародыш млекопитающих имеет жаберные щели | |
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. | |
С1. Почему единицей эволюции считают не особь, а популяцию?
С2. Чем экологическое видообразование отличается от экологического?
Тест для 11класса Эволюционные механизмы.
II вариант
Задания А.
Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:
а. формулировании биогенетического закона | б. разработке теории естественного отбора |
в. создании первой эволюционной теории | г. создании закона наследственных рядов. |
2. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
а. борьба за существование | в. естественный отбор |
б. наследственная изменчивость | г. все перечисленные |
3. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
а. определённая | в. групповая |
б. модификационная | г. мутационная |
4. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:
а. наследственной изменчивости | в. естественного отбора |
б. борьбы за существование | г. вымирания |
5. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:
а. борьбу с неблагоприятными условиями | в. межвидовую |
б. внутривидовую | г. все формы борьбы в равной степени |
6. Модификационные изменения – это:
а. изменения генотипа | в. ненаследственные изменения |
б. нарушения мейоза | г. комбинативные изменения |
7. Примером дивергентной эволюции являются:
а. акула и дельфин | в. кувшинка и кактус |
б. воробей и стрекоза | г. краб и черепаха |
8. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:
а. однообразного генофонда популяции | в. разнообразного генофонда популяции |
б. стабильного возрастного состава | г. отсутствия мутаций |
9. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:
а. создаёт новые виды | в. закрепляет созданный в процессе эволюции материал |
б. доставляет материал для эволюции | г. сохраняет наиболее полезные изменения |
10. Естественный отбор действует на уровне:
а. отдельного организма | в. вида |
в. популяции | г. биоценза |
11. Результатом естественного отбора не является:
а. приспособленность организмов к среде обитания | в. совершенствование организации живых существ |
б. многообразие органического мира | г. борьба за существование |
12. Микроэволюция приводит к образованию новых:
а. семейных групп | в. родов |
б. подвидов и видов | г. отрядов и семеиств |
13. Наиболее крупной систематической единицей в ряду названных является:
а. вид | в. класс |
б. семейство | г. род. |
14. Популяция является структурной единицей:
а. отряда | в. рода |
б. семейства | г. вида |
15. Какой фактор в эволюции человека утратил своё значение в настоящее время:
а. пространственная изоляция | в. наследственная изменчивость |
б. комбинативная изменчивость | г. колебания численности в результате миграций |
16. Особи объединяются в одну популяцию на основе:
а. их роли в биоценозе | в. равного соотношения полов |
б. общности питания | г. свободного скрещивания |
17. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида:
а. возрастает число спонтанных мутаций | в. проявляется движущий отбор |
б. проявляется стабилизирующий отбор | г. усиливаются процессы дивегенции |
18. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:
а. географической изоляции | в. мутационной изменчивости |
б. взаимодействия движущих сил эволюции | г. искусственного отбора |
19. Изоляция – это фактор эволюции, который:
а. не влияет на скорость видообразования | в. ускоряет эволюционный процесс |
б. замедляет процесс формирования приспособленностей | г. не препятствует смешиванию популяции внутри вида |
20. Какая изменчивость возникает у организмов под действием мутагенов:
а. сооносительная | в. генотипическая |
б. возрастная | г. групповая |
21. Примером внутривидовой борьбы за существование является:
а. повилика, растущая на других растениях | в. клубеньковые бактерии на корнях бобовых |
б. сурепка на пшеничном поле | г. «погоня » сосен за светом в бору |
Задания В. Выберите несколько верных ответов, запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:
превращение передних конечностей в ласты
дыхание кислородом растворённым в воде
дыхание кислородом воздуха
обтекаемая форма тела
толстый подкожный слой жира
постоянная температура тела
В2. Выберите признаки, относящиеся движущим силам эволюции:
1) Индивидуальная изменчивость
2) Модификационная изменчивость
3) Естественный отбор
4) Искусственный отбор
5) Географическое распространение
6) Наследственность
В3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.
Причина |
А) борьба за существование |
Б) размножение особей с полезными признаками |
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений |
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями |
Д) закрепление приспособленности к среде обитания |
В4. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.
Признак | Критерий вида |
А) личинка живёт в воде | 1) морфологический |
Б) тело уплощено | 2) экологический |
В) по образу жизни – паразит | |
Г) питается тканями хозяина | |
Д) имеет две присоски | |
Е) пищеварительная система имеет ротовое отверстие | |
С1. Почему приспособленность организмов к среде обитания нельзя считать абсолютной?