№ п/п | № урока в разделе (теме) | Название раздела, темы урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Контро льные работы | Практические Лабораторные работы | Дата | Домашнее задание |
по плану | факти чески |
| | Введение ( 1 час) | | | | | | |
1. | 1. | Величайшее чудо на планете | Приводят доводы, подтверж дающие высказывания "жизнь на земле ––величай шеечудо". Объсяняют, с помощью какого опыта Ф.Реди доказал невозмож ность самозарождения живых организмов | | | | | |
| | Тема 1. Человек изучает живую природу (7 часов) | | | | | | |
2. | 1. | В поисках ответов на вопросы: как человек познает мир природы | Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей сре дой. | | | | | п.2 |
3. | 2. | Биология наука для всех | Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими наука | | | | | п.3 |
4. | 3. | Научные методы познания | Определяют основные методы биологических ис следований. | | | | | п.4 |
5. | 4. | Наблюдения и эксперимент в биологии | Описывают условия, кото рые следует соблюдать при проведении эксперимента. Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для прораста ния семян | | 1.Опыт с элодеей | | | п.5 |
6. | 5. | Моделирование– важнейший метод получения новых знаний | Объясняют, в чем заключа ется метод научного моде лирования. Приводят при мер модели из окружающей жизни. | | | | | п.6 |
7. | 6. | Приборы и инструменты , необхо–димые для изучения живой приро–ды | Определяют приборы и инструменты, необходимые для изучения живой приро ды. Определяют значение микроскопа для биологиче ских исследований. | | 2. Измеряем рост | | | п.7 |
8. | 7. | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компью–терные модели | Дифференцируют иллюстра ции учебника. Работают с текстом учебника. Выполня ют практические и исследо вательские работы. | | | | | п.8 |
| | Тема 2. По ступеням "Лестницы жизни" (13 часов) | | | | | | |
9. | 1. | "Невозмутимый строй во всем", или что такое система? | Определяют понятия, фор мируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. | | | | | п.9 |
10. | 2. | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем | Доказывают, что объекты живой природы представ ляют собой системы.Описы вают особенности биологи ческих систем. | | | | | п.10 |
11. | 3. | Шесть ступеней "лестницы жизни": от биосферы к клетке | Называют уровни организа ции жизни. Приводят приме ры биологических систем, относящихся к каждому уровню. | | | | | п.11 |
12. | 4. | Биосфера – живая оболочка планеты | Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Знакомятся как устроены и как функционируют экоси стемы. | | | | | п.12 |
13. | 5. | Экосистема –– живая мозайка планеты | Обсуждают, почему возни кло множество различных видов. | | | | | п.13 |
14. | 6. | Вид ––единица живого мира | Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. | | | | | п.14 |
15. | 7. | Популяция –– это "население" | Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое популяция. Характери зуют структуру популяции | | | | | п.15 |
16. | 8. | Организм, особь, индивид | Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. | | | | | п.16 |
17. | 9. | "Нити жизни": организм в окружающей среде | Различают факторы живой и неживой природы. Приво дят примеры благоприят ного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу | | | | | п.17 |
18. | 10. | Как растут и развиваются организмы? | Называют основные возраст ные периоды в жизни чело–века. Определяют возраст ные группы, к которым относятся сами. | | | | | п.18 |
19. | 11. | Путешествие в мир клетки | Описывают строение клетки. Изучают процессы жизнедеятельности клеток. Называют ткани, образую щие тело человека. | | | | | п.19 |
20. | 12. | Из каких тканей "сотканы" живые организмы? | Используя иллюстрации учебника, описывают осо бенности клеток, образую щих различные ткани. Назы вают функции, которые вы полняют различные ткани | | 3.Изучаем кожу | | | п.20 |
21. | 13. | На границе живого и неживого: вирусы | Объясняют, почему о виру сах говорят, что они находятся на границе живого и неживого | | | | | п.21 |
| | Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое (5 часов) | | | | | | |
22. | 1. | По страницам истории жизни | Определяют понятия, фор мируемые в ходе темы. Рас сказывают, как был установ лен примерный возраст Зем ли. Находят и рассматрива ют под микроскопом извест няк. | | 4. Изучение мела под мик–роскопом | | | п.22 |
23. | 2. | Следы белых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли | Узнают, как ученые восста навливают облик древних животных и растений. Обсу ждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам | | | | | п.23 |
24. | 3. | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему | Знакомятся с теориями происхождения человека Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживаются большинство современных ученых. | | | | | п.24 |
25. | 4. | Человек разумный – один из миллионов видов организмов | Определяют место человека в системе живой природы. Называют признаки строе ния человека, которые род нят его с человекообразны ми обезъянами | | | | | п.25 |
26. | 5. | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | Приводят примеры ритмов в природе. Называют основ ные космические ритмы. Объясняют, в чем они прояв ляются. Приводят примеры биологических ритмов. Рабо тают с текстом и иллюстра циями учебника | | | | | п.26 |
| | Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле ( 4 часа) | | | | | | |
27. | 1. | Что такое " биологическое разнообразие" | Определяют понятия форми руемые в ходе изучения те–мы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры Объясня ют, почему необходимо сох ранять биоразнообразие. Работают с текстом учеб ника | | | | | п.27 |
28. | 2. | Какая среда необходима человеку? | Определяют, в чем проявля ется взаимное влияние чело века и окружающей его сре ды. Сравнивают природную и социальную среду челове ка. Приводят примеры, под тверждающие, что организм приспосабливается к изменя ющимся условиям окружаю щей среды | | | | | п.28 |
29. | 3. | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | Сравнивают и характери зуют биологические и соци альные, материальные и ду ховные потребности челове ка. Называют потребности, присущи только человеку. Объясняют, каковы главные причины исчезновения ви дов. | | | | | п.29 |
30. | 4. | Кто отвечает за Землю? | Обосновывают опасность разрушения природных эко систем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решины только за счет достиженияй науки и техники. Называют отрицате льные качества человека, которые приводят к ухудше нию экологической ситуа ции на планете. | | | | | п.30 |
| | Повторение 5 часов | | | | | | |
31. | 1 | Биология – наука о живом | Приводят примеры биологи ческих объектов и явлений | | | | | |
32. | 2. | Биологическое разнообразие | Называют причины биоло гического разнообразия | | | | | |
33. | 3. | Место человека в системе живой природы | Определяют и объясняют место человека в органи ческом мире | | | | | |
34. | 4. | Защита проектных работ | Защищают свои проектные и исследовательские работы | | | | | |
35. | 5. | Защита исследовательских работ | | | | | |
| | | | | | | | |