Тарасовский район
х. Мартыновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно-Липовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике (базовый уровень)
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10
Количество часов: 67
Учитель: Ткачева Марина Викторовна
Программа разработана
на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл./Н.Н.Тулькибаева, А.Э. Пушкарев.-М.: Просвещение, 2006).
Раздел I. Пояснительная записка
Преподавание предмета «Физика» в 2016-2017 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609).
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).
Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно-Липовской (приказ от 24.06.2016 №85).
Учебный план МБОУ Курно-Липовской СОШ на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 №100).
Авторская программа Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл./Н.Н.Тулькибаева, А.Э. Пушкарев).
Программа соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции) | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать и упорядочивать свои знания; - организовывать собственные приемы обучения; - решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - оперативно включаться в проекты; - нести ответственность; - внести свой вклад в проект; - доказать солидарность; - организовать свою работу. |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения; - способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой. |
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в старшей школе, заложенным в программе Г.Я. Мякишева:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;
- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Изучение физики в 10 классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.
Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.
Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10 классе изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
• в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость
• в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Формы обучения:
Общеклассные формы организации: урок, семинар, лекция,
собеседование, консультация, КСО.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения:
Словесные: лекция, рассказ, беседа.
Наглядные: таблицы, схемы, плакаты.
Практические: самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения,
Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс: базовый и профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.
2. Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрофа, 2006.
4. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
5. Годова И.В. Контрольный работы в новом формате. 10 класс.- М.: Интелект-Центр, 2011.
6.Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2007.
7.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
8.Физика весь курс: для выпускников / В.С.Бабаев, А.В.Тарабанов. – М.:Эксмо, 2008.
Раздел II. Место физики в учебном плане.
Часы физики отводятся за счет вариативной части учебного плана на базовом уровне.
Количество часов в неделю: 2
В связи с праздничным днем 9 мая рабочая программа рассчитана на 67 часов.
Раздел III. Содержание физики.
Физика и научный метод познания
Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?
Механика
Кинематика
Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.
Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Демонстрация
Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
Лабораторная работа
1. Изучение движения тела по окружности.
Динамика
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.
Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.
Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Демонстрации
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.
Законы сохранения в механике
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.
Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения.
Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярная физика
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.
Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур.
Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона.
Уравнение Менделеева — Клапейрона.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.
Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения. Изопроцессы.
Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.
Объёмные модели строения кристаллов.
Лабораторная работа
3. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
Термодинамика
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты.
Первый закон термодинамики.
Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры.
Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики.
Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.
Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.
Демонстрации
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Основы электродинамики
Электростатика
Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.
Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля.
Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Постоянный электрический ток
Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока.
Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения.
Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока.
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Ток в различных средах
Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Раздел IV.Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов | Основные виды деятельности ученика |
Физика и научный метод познания | 1 | Запись основных положений лекций, работа с источниками научной информации |
Механика | 27 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольных и лабораторных работ |
Молекулярная физика | 12 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольной и лабораторной работ |
Термодинамика | 6 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольной работы |
Основы электродинамики | 21 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольных и лабораторных работ |
Всего | 67 | |
V. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Оборудование | Дата проведения |
По плану | Факт. |
ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ (1ч) |
1/1 | Физика и познание мира. | Изучение нового материала | Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. | Сформировать представление о механике как о системе знаний, имеющих границу применимости | Фронтальный опрос | | 01.09. | |
МЕХАНИКА (27ч) |
Кинематика (9ч) |
2/1 | Виды механического движения и способы его описания. | Комби- нирован- ный | Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета | Сформулировать понятия о макроскопических телах, системе отсчета; Дать определение мех. движения; Понятие о векторных и скалярных величинах, моделях; Умение выделять мех. Движение и описывать его в системе отсчета; Уметь находить проекцию вектора на ось, складывать и вычитать вектора. | Фронтальный опрос | | 06.09. | |
3/2 | Равномерное прямолинейное движение и его описание. | Комби-нирован- ный | Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. | Знать, понимать сущность моделирования физических явлений и процессов, Уметь определять и характеризовать движение, вычислять скорость и перемещение | Тест Решение задач | | 08.09. | |
4/3 | Мгновенная скорость. Ускорение. | Комби- нирован- ный | Мгновенная скорость. Сложение скоростей Ускорение. Единица ускорения. | Понятие о мгновенной скорости; Понятие об ускорении; | Решение задач | | 13.09. | |
5/4 | Движение с постоянным ускорением. | Комби-нирован- ный | Движение с постоянным ускорением. Скорость при движении с постоянным ускорением | Умение описывать движение мат. точки с постоянным ускорением. Умение выделять ускоренное движение и описывать его. | Решение задач | | 15.09. | |
6/5 | Свободное падение и его описание. | Комби-нирован- ный | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. | Уметь выделять характеристики свободного падения тела; рассмотреть разные виды движения | Само-контроль | Датчик-фотоэлемент (комплект) | 20.09. | |
7/6 | Равномерное движение материальной точки по окружности. | Комби- нирован- ный | Равномерное движение точки по окружности. | Осн. хар-ки криволинейного движения; Сформировать умение решать задачи. Уметь изображать и читать графики различных типов движений, рассчитывать ускорение, конечную скорость, координату, перемещение в усложненной ситуации., строить рисунок по условию задачи | Решение задач | Датчик ускорения | 22.09. | |
8/7 | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности» | Урок применения знаний (практикум) | Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости | Уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения | Лабораторная работа | | 27.09. | |
9/8 | Поступательное и вращательное движение твердого тела. | Комби- нирован- ный | Абсолютно твердое тело | Уметь применять модель твердого тела для описания движения тел | Решение задач | | 29.09 | |
10/9 | Контрольная работа №1 «Кинематика» | Урок контроля знаний | Кинематика | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольная работа | | 04.10. | |
Динамика (10ч) |
11/1 | Тела и их взаимодействие. Явление инерции. Масса. | Комби-нирован- ный | Инерция, инертность, масса. | Иметь представление об инертности тел. | Взаимо- опрос | | 06.10. | |
12/2 | Сила – характеристика действия. | Комби- нирован- ный | Сила, связь между ускорением и силой. Сложение сил. | Уметь находить сумму нескольких сил. | Фронтальный опрос | Датчик силы | 11.10. | |
13/3 | Инерциальные системы отсчета (ИСО). Первый закон Ньютона. | Комби- нирован- ный | Инерциальные и неинерциальные СО, первый закон Ньютона | Знать, понимать смысл 1 закона Ньютона. Уметь применять его для объяснения механических явлений и процессов | Решение задач | | 13.10. | |
14/4 | Второй закон Ньютона. | Комби- нирован- ный | Второй закон Ньютона | Знать, понимать смысл 2 закона Ньютона. Уметь применять его для объяснения механических явлений и процессов | Решение задач | | 18.10. | |
15/5 | Третий закон Ньютона – закон взаимодействия. | Комби- нирован- ный | Третий закон Ньютона | Знать, понимать смысл 3 закона Ньютона. Уметь применять его для объяснения механических явлений и процессов | Решение задач | Установка для экспе-риментов по сложе-нию и раз-ложению сил | 20.10. | |
16/6 | Виды взаимодействий и сил. Сила упругости. Закон Гука. | Комби- нирован- ный | Деформация и силы упругости. Закон Гука | Знать понятия: деформация, сила упругости, модуль Юнга; закон Гука, коэффициент жесткости. Уметь решать типовые задачи на закон Гука, приводить примеры различных типов деформации тела. | Фронтальный опрос | | 25.10. | |
17/7 | Закон всемирного тяготения.
| Комби-нирован- ный | Принцип дальнодействия. Закон всемирного тяготения. | Знать и объяснять природу взаимодействия, закон всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной. | Решение задач | | 27.10. | |
18/8 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость. | Комби- нирован- ный | Сила тяжести и вес. Невесомость. | Знать и уметь различать понятия вес тела и сила тяжести, выполнять их графическое изображение и приводить примеры. | | | 10.11. | |
19/9 | Сила трения. | Комби- нирован- ный | Силы трения. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. в жидкостях и газах | Знать природу сил трения, способы изменения величины сил трения. Уметь приводить примеры действия сил трения, изображать силу графически. | Фронтальный опрос | | 15.11. | |
20/10 | Контрольная работа №2 «Динамика» | Урок контроля знаний | Динамика | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольная работа | | 17.11. | |
Законы сохранения в механике (8ч) |
21/1 | Импульс. Закон сохранения импульса. | Комби-нирован- ный | Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса. | Знать понятия: импульс, изменение импульса тела, импульс силы; Уметь записывать второй закон Ньютона для через изменение импульса тела и применять его для решения простейших задач, знать границы реактивного движения.. | Решение задач | | 22.11. | |
22/2 | Реактивное движение. | Комби- нирован ный | Закон сохранения импульса Реактивное движение, освоение космоса | Уметь выводить обобщённое выражение для второго закона Ньютона и применять его для решение задач в усложненной ситуации | Фронтальный опрос | | 24.11. | |
23/3 | Механическая работа, мощность, энергия. | Комби-нирован- ный | Работа силы Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение | Уметь рассчитать работу различных сил, действующих на тело, знать частные случаи равенства работы нулю. | Решение задач | | 29.11 | |
24/4 | Работа сил тяжести и упругости. | Комби-нирован- ный | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. | Знать виды механической энергии и математическую запись работы силы тяжести и силы упругости. потенциальной энергии. | Само-контроль | | 01.12. | |
25/5 | Закон сохранения энергии в механике. | Комби- нирован ный | Закон сохранения энергии в механике | Уметь анализировать физические процессы используя закон сохранения энергии. Знать математическую запись закона сохранения энергии, границы применимости | Решение задач | | 06.12. | |
26/6 | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | Урок применения знаний (практикум) | Закон сохранения энергии в механике | Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии. | Лабораторная работа | | 08.12. | |
27/7 | Решение задач на законы сохранения в механике. | Комби- нирован ный | Законы сохранения в механике | Уметь применять закон сохранения энергии. | Решение задач | | 13.12. | |
28/8 | Тестовая работа «Законы сохранения» | Урок контроля знаний | Законы сохранения в механике | Уметь применять полученные знания на практике | Тест | | 15.12. | |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (12ч) |
Основы молекулярно-кинетической теории (3ч) |
29/1 | Основные положения МКТ. | Комби-нирован- ный | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее эксперимент.док-во. | Знать понятия количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса. Уметь применять основные формулы | Взаимо- опрос | | 20.12. | |
30/2 | Характеристики молекул. Решение задач | Комби-нирован- ный | Молекулярная физика | Уметь применять основные формулы в простейших вычислениях | Решение задач | | 22.12. | |
31/3 | Основное уравнение МКТ идеального газа. | Комби-нирован- ный | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории | Знать и уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена МКТ. | Решение задач | | 27.12. | |
Газовые законы (9ч) |
32/1 | Температура как макроскопическая характеристика газа. | Комби- нирован- ный | Тепловое равновесие | Уметь переводить единицы температуры в Кельвины. | Фронтальный опрос | Датчик температу-ры | 12.01. | |
33/2 | Решение задач. | Комби-нирован- ный | Абсолютная температура. Энергия молекул. | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение задач | | 17.01. | |
34/3 | Уравнение состояния идеального газа. | Комби-нирован- ный | Уравнение состояния идеального газа. | Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым и Клапейроном. | Решение задач | Датчик абсолют-ного давления | 19.01. | |
35/4 | Газовые законы. | Комби-нирован- ный | Изопроцессы. | Уметь выводить и объяснять формулы газовых законов | Решение задач | | 24.01. | |
36/5 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | Урок применения знаний (практикум) | Изопроцессы | Уметь экспериментально проверять закон изопроцесса | Лабораторная работа | | 26.01. | |
37/6 | Решение графических задач на тему «Газовые законы». | Комби-нирован- ный | Газовые законы | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение графических задач | | 31.01. | |
38/7 | Взаимные превращения жидкостей и газов | Комбинированный урок | Свойства жидкостей и газов. Влажность воздуха | Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении; уметь измерять влажность воздуха | Взаимо- опрос | | 02.02. | |
39/8 | Твердые тела. | Комби- нирован- ный | Кристаллические тела. Аморфные тела. | Понимать различия и свойства кристаллических и аморфных тел. | Само-контроль | | 07.02. | |
40/9 | Контрольная работа №3 «Молекулярно-кинетическая теория» | Урок контроля знаний | Молекулярная физика | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольная работа | | 09.02. | |
ТЕРМОДИНАМИКА (6ч) |
41/1 | Внутренняя энергия, работа, количество теплоты в термодинамике | Комби-нирован- ный | Тепловое движение молекул. Порядок и хаос. | Знать и понимать смысл понятий: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача и работа в термодинамике | Взаимо- опрос | | 14.02. | |
42/2 | Первый закон термодинамики. | Комби-нирован- ный | Первый закон термодинамики. | Знать и понимать смысл первого закона термодинамики. | Решение задач | | 16.02. | |
43/3 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. | Комби-нирован- ный | Второй закон термодинамики. | Использовать полученные знания на практике для оценки влияния на организм человека | Фронтальный опрос | | 21.02. | |
44/4 | Принцип действия тепловых двигателей. | Комби-нирован- ный | Тепловые двигатели и экологические проблемы | Уметь описывать и объяснять протекание процессов в цикле Карно | Защита проектных работ | | 28.02. | |
45/5 | Решение задач. | Урок обобща-ющего повторения | Термодинамика. | Уметь применять полученные знания на практике | Решение задач | | 02.03. | |
46/6 | Контрольная работа №4 «Термодинамика» | Урок контроля знаний | Термодинамика | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольная работа | | 07.03. | |
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21ч) |
Электростатика (7ч) |
47/1 | Что такое электродинамика. Взаимодействие электрических зарядов. | Комби-нирован- ный | Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электр. Заряда. | Знать и понимать смысл понятий: электризация, электрический заряд; и закона сохранения электрического заряда | Фронтальный опрос | | 09.03. | |
48/2 | Закон Кулона. | Комби-нирован- ный | Физический смысл опыта Кулона. | Знать границы применимости закона Кулона, дискретность электрического заряда. | Решение задач | | 14.03. | |
49/3 | Электрическое поле. Напряженность. | Комби-нирован- ный | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. | Знать понятия: электрическое поле, напряженность поля, виды полей, их графическое изображение Уметь вычис. напряженность поля; изобр. линии напряженности точечного заряда | Решение задач | | 16.03. | |
50/4 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Комби-нирован- ный | Проводники и диэлектрики | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Фронтальный опрос | | 21.03. | |
51/5 | Энергетические характеристики электростатического поля. | Комби-нирован- ный | Потенциальная энергия, потенциал, разность потенциал. | Уметь использовать приобрет. знания и умения в практической деятельности. | Решение задач | | 23.03. | |
52/6 | Электроемкость. Конденсаторы. | Комби-нирован- ный | Электроемкость. Конденсаторы. Применение конденсаторов | Знать и понимать смысл величины: электроемкость и применение и соединение конденсаторов. | Решение задач | | 04.04. | |
53/7 | Контрольная работа № 5 «Электростатика» | Урок контр. знаний | Электростатика | Уметь применять полученные знания на практике. | Контрольная работа | | 06.04. | |
Постоянный электрический ток (8ч) |
54/1 | Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | Комби-нирован- ный | Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. | Знать условия существования электрического тока. Знать понятия: сила тока, напряжение, сопротивление, формулировку и запись закона Ома для участка цепи. Уметь показать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника. | Фронт. опрос Решение задач, тест | Датчик тока, датчик напряже-ния | 11.04. | |
55/2 | Электрические цепи и их закономерности. | Комби-нирован- ный | Законы соединения проводников | Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников | Решение задач | Датчик тока, датчик напряже-ния | 13.04. | |
56/3 | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | Комби-нирован- ный | Соединение проводников | Знать схемы соединения проводников | Лабораторная работа | | 18.04. | |
57/4 | Работа и мощность постоянного тока. | Комби-нирован- ный | Работа и мощность тока.. | Уметь получить формулу для расчета количества теплоты для различных соединений проводников | Решение задач | | 20.04. | |
58/5 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | Комби-нирован- ный | Природа сторонних сил. Закон Ома для полной цепи. | Знать о роли источника тока в цепи, работе сторонних сил и их связи с величиной заряда, формулировать закон Ома для полной цепи | Решение задач | | 25.04. | |
59/6 | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | Комби-нирован- ный | Закон Ома для полной цепи. | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи. | Лабораторная работа | | 27.04. | |
60/7 | Решение задач. | Урок обобща-ющего повторения | Постоянный электрический ток | Уметь применять полученные знания на практике | Решение задач | | 02.05. | |
61/8 | Контрольная работа №6 «Постоянный электрический ток» | Урок контроля знаний | Постоянный электрический ток | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольная работа | | 04.05. | |
Ток в различных средах (6ч) |
62/1 | Электрическая проводимость различных веществ. Ток в металлах. | Комби-нирован- ный | Типы веществ по электропроводности | Понимать физическую природу проводимости различных веществ | Фронтальный опрос | Датчик электрич. проводим. | 11.05. | |
63/2 | Электрический ток в полупроводниках. | Комби-нирован- ный | Строение полупровод-ников: собственная и примесная проводимости, р-п контакт | Знать о природе электрического тока в полупроводниках. | Сообщения уч-ся | Датчик pH | 16.05. | |
64/3 | Электрический ток в вакууме. | Комби-нирован- ный | Получение электрического тока в вакууме. Электронные лампы и их применение | Понимать, что такое термоэлектронная эмиссия и разбираться вольт-амперных характеристиках электронных ламп. | Сообщения уч-ся | | 18.05. | |
65/4 | Электрический ток в жидкостях. | Комби-нирован- ный | Закон Фарадея | Знать законы электролиза и уметь применять его при решении задач. | Сообщения уч-ся | | 23.05. | |
66/5 | Электрический ток в газах. | Комби-нирован- ный | Электрические разряды в газах. Типы разрядов. Плазма | Понимать физическую природу самостоятельного и несамостоятельного газового разряда. | Сообщения уч-ся | | 25.05. | |
67/6 | Обобщающий урок по теме «Ток в различных средах» | Урок обобщаю-щего повторения | Электрический ток в различных средах. | Уметь применять полученные знания на практике | Решение задач, тест | | 30.05. | |
Раздел VI. Результаты освоения физики.
результате изучения физики 10 класса на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— силы тока в резисторе от напряжения;
— массы вещества от его объема;
— температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых электростанций;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения
Методы контроля и самоконтроля в ходе обучения:
Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по физике.
Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного.
Контроль качества знаний учащихся по предмету: не менее 40% времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Критерии оценивания письменных самостоятельных и контрольных работ |
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета, б) или не более трех недочетов. Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: а) не более одной грубой ошибки и двух недочетов, б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, в) или не более двух-трех негрубых ошибок, г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов, д) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Критерии оценивания устных ответов учащихся Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами. Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами. Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на поверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл). |
Критерии оценивания знаний учащихся за тестовую работ
Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов.