Тарасовский район
х. Мартыновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно-Липовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике (базовый уровень)
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 11
Количество часов: 82
Учитель: Ткачева Марина Викторовна
Программа разработана
на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл./Н.Н.Тулькибаева, А.Э. Пушкарев.-М.: Просвещение, 2006).
Раздел I. Пояснительная записка
Преподавание предмета «Физика» в 2016-2017 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609).
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).
Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно-Липовской (приказ от 24.06.2016 №85).
Учебный план МБОУ Курно-Липовской СОШ на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 №100).
Авторская программа Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл./Н.Н.Тулькибаева, А.Э. Пушкарев).
Программа соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции) | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать и упорядочивать свои знания; - организовывать собственные приемы обучения; - решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - оперативно включаться в проекты; - нести ответственность; - внести свой вклад в проект; - доказать солидарность; - организовать свою работу. |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения; - способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой. |
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в основной школе, заложенным в программе Г.Я. Мякишева:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;
- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Изучение физики в 11 классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.
Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.
Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 11 классе изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.
Формы обучения:
Общеклассные формы организации: урок, семинар, лекция,
собеседование, консультация, КСО.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения:
Словесные: лекция, рассказ, беседа.
Наглядные: таблицы, схемы, плакаты.
Практические: самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения,
Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс: базовый и профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.
2. Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2006.
4. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
5. КИМ – 2014, КИМ – 2015.
6.Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2007.
7.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
8.Зорин Н.И. Тесты по физике. 11 класс,М.: ВАКО,2010.
9.Физика весь курс: для выпускников / В.С.Бабаев, А.В.Тарабанов. – М.:Эксмо, 2008.
10.Годова И.В. Контрольный работы в новом формате. 10 класс.- М.: Интелект-Центр, 2011.
Раздел II. Место физики в учебном плане.
Часы физики отводятся за счет вариативной части учебного плана на базовом уровне.
Количество часов в неделю: 2,5
В связи с праздничными днями 24 февраля, 08 марта, 1 и 8 мая рабочая программа рассчитана на 82 часа.
Раздел III. Содержание физики.
Электродинамика (продолжение)
Магнитные взаимодействия
Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.
Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Лабораторная работа
1. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.
Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторная работа
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны
Механические колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания.
Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны.
Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.
Демонстрации
Колебание нитяного маятника. Колебание пружинного маятника.
Связь гармонических колебаний с равномерным движением по окружности.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Образование и распространение поперечных и продольных волн.
Волны на поверхности воды.
Зависимость высоты тона звука от частоты колебаний. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Лабораторная работа
3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Электромагнитные колебания и волны
Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока.
Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.
Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света.
Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.
Демонстрации
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Генератор переменного тока.
Излучение и приём электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Оптика
Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.
Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.
Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.
Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.
Демонстрации
Интерференция света. Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решётки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы
4. Определение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Квантовая физика
Равновесное тепловое излучение. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров.
Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер.
Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.
Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Лабораторные работы
6. Измерение длины световой волны.
7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение и эволюция Вселенной
Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца.
Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.
Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд.
Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики.
Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.
Раздел IV.Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов | Основные виды деятельности ученика |
Основы электродинамики (продолжение) | 13 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольной и лабораторных работ |
Колебания и волны | 22 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольной и лабораторной работ |
Оптика | 21 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольной и лабораторных работ |
Квантовая физика | 19 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольной работы |
Строение и эволюция вселенной | 7 | Запись основных положений лекций, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, работа с источниками научной информации, самостоятельная работа, составление таблиц, схем, выполнение заданий ЕГЭ, контрольных и лабораторных работ |
Всего | 82 | |
V. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Оборудование | Дата проведения |
По плану | Факт. |
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение) (13ч) |
Магнитное поле (6ч) |
1/1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. | Урок изучения нового материала | Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. | Знать опыт Эрстеда, об образовании м.п. вокруг пров. с током, взаимодействие параллельных токов | Фронтальный опрос | Датчик магнит-ного поля | 05.09. | |
2/2 | Вектор магнитной индукции – основная характеристика магнитного поля. | Комбини- рованный урок | Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика» | Знать понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции; знать физический смысл магнитной индукции | Взаимо- опрос | | 07.09. | |
3/3 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Урок примене-ния знаний (практи-кум) | Измерение магнитной индукции | Знают понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции | Лабораторная работа | | 12.09. | |
4/4 | Применение закона Ампера. | Комбини-рованный урок | Сила Ампера. Закон ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. | Знают понятия: м. п., вектор магнитной индукции | Решение задач | | 14.09. | |
5/5 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | Комбини-рованный урок | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | Знать понятия: вихревой характер магнитного поля, расчет модуля вектора В, правило буравчика | Решение задач | | 19.09. | |
6/6 | Решение задач. | Урок закреп-ления | Магнитное поле | Уметь решать задачи на движение заряженных частиц в однородном магнитном поле; определять величину и направление сил Ампера и Лоренца. | Решение задач, тест | | 21.09. | |
Электромагнитная индукция (7ч) |
7/1 | Явление электромагнитной индукции. | Комбини-рованный урок | Электромагнитная индукция. Магнитный поток | Знать опыты Фарадея по обнаружению явления ЭМИ | Фронтальный опрос | | 26.09. | |
8/2 | Индукционное электрическое поле. Правило Ленца | Урок изуч. нового материала | Применение прав. Ленца для определения направление инд. тока | Объяснять изменение направления индукционного тока . Знать правило Ленца | Решение задач | | 28.09. | |
9/3 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Урок применения знаний (практи-кум) | Электромагнитная индукция. | Знать причины возникновения индукционного тока и объяснять изменение направления индукционного тока. Уметь выбирать направление обхода контура | Лабораторная работа | | 03.10. | |
10/4 | Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках | Урок изучения нового материала | ЭДС индукции в движущихся проводниках | Уметь объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции | Решение задач | | 05.10. | |
11/5 | Явление самоиндукции. Индуктивность | Комбини-рованный урок | Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС индукции. | Знать явление самоиндукции и причины его возникновения, о ее роли в технике, понятие индуктивности Рассчитывать индуктивность контура и катушки | Само- контроль | | 10.10. | |
12/6 | Энергия магнитного поля тока. | Комбини-рованный урок | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | Знать об особен. возникновения в цепи энергии м.п.; ее. причинах и свойствах э.-м. поля. Использовать ф-лу энергии м.п. | Фронтальный опрос | | 12.10. | |
13/7 | Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | Урок контроля знаний | Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | Уметь решать задачи по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | Контрольная работа | | 17.10. | |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (22ч) |
Механические колебания (6ч) |
14/1 | Колебательное движение. | Комбини-рованный урок | Свободные и вынужденные колебания. | Знать общее уравнение колебательных систем. Уметь выделять, наблюдать и описывать мех. колебания физических систем | Взаимо-контроль | | 19.10. | |
15/2 | Динамика колебательного движения. | Урок изучения нового материала | Динамика колебательного движения | | Фронтальный опрос | | 24.10. | |
16/3 | Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Урок примене-ния знаний (практи-кум) | Математический маятник. Динамика колебательного движения | Уметь полученные знания на практике | Лабораторная работа | | 26.10. | |
17/4 | Гармонические колебания. Фаза колебаний | Комбини-рованный урок | Уравнение гармонических колебаний. Зависимость периода, частоты колебаний от свойств системы. Фаза колебаний | Знать виды колебаний и колебательных систем. Анализировать график гармонических колебаний для описания колеб. движения | Фронтальный опрос | | 31.10. | |
18/5 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. | Комбини-рованный урок | Превращение энергии при гармонических колебаниях. Полная механическая энергия. Уравнение движения для вынужденных колебаний | Знать как происходит превращение энергии при колебаниях, умеют применять ЗСЭ | Взаимо-контроль | | 09.11. | |
19/6 | Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним. | Урок изучения нового материала | Резонанс и условия его возникновения | Знать о явлении резонанса, причинах и условии его возникновения | Защита презентаций | | 14.11. | |
Электромагнитные колебания (4ч) |
20/1 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. | Комбини-рованный урок | Свободные е электромагнитные колебания. Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре | Знать схему колебательного контура., формулу Томсон Знать, как происходит превращение энергии в колеб. контуре, используют з-н сохр. энергии | Фронтальный опрос | | 16.11. | |
21/2 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. | Урок изучения нового материала | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний | Знать основное уравнение колебательного контура Применение первой и второй производной по qt для получения основного ур-я к.к. | Решение задач | | 21.11. | |
22/3 | Переменный электрический ток. Сопротивление в цепи переменного тока | Комбини-рованный урок | Переменный ток. Получение переменного тока. Резистор, конденсатор и катушка в цепи переменного тока | Понимать принцип действия генератора переменного тока.Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений | Фронтальный опрос. Решение задач | | 23.11. | |
23/4 | Резонанс в электрической цепи. | Комбини-рованный урок | Условия резонанса в цепи переменного тока | Знать об условиях резонанса | Взаимо-контроль | | 28.11. | |
Производство, передача и использование электрической энергии (3ч) |
24/1 | Генерирование электрической энергии. Трансформатор. | Урок изучения нового материала | Генератор переменного тока. Трансформаторы | Знать устройство и принцип действия индукционного генератора и трансформатора переменного тока, уметь рассчитывать мощность трансформатора | Взаимо-контроль | | 30.11. | |
25/2 | Производство, передача и использование электроэнергии. | Урок примене-ния знаний | Производство электроэнергии. Эколог. экономич. и полит. проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и пути их решения | Понимать основные принципы производства и передачи электроэнергии, уметь рассчитывать потери мощности при передаче электроэнергии | Сообщения учащихся | | 05.12. | |
26/3 | Решение задач | Урок закрепления знаний | Механические и электромагнитные колебания | Уметь применять знания на примере решения задач | Решение задач | | 07.12. | |
Механические и электромагнитные волны (9ч) |
27/1 | Механические волны. | Комбини-рованный урок | Волновые явления, виды и распространение механических волн | Знать понятие период, частота, длина волны, мех. волна, условия и причины возникновения и распространения мех. волн, их виды и особенности, | Решение задач | | 12.12. | |
28/2 | Уравнение гармонической волны. Распространение волн. | Комбини-рованный урок | Уравнение бегущей волны. Распространение волн в упругих средах | Знать уравнение бегущей волны; понятия энергии, плотности энергии и интенсивности волны | Фронтальный опрос | | 14.12. | |
29/3 | Звуковые волны. | Комбини-рованный урок | Звуковые волны | | Сообщения учащихся | Датчик звука (микрофон). Датчик расстояния | 19.12. | |
30/4 | Электромагнитная волна. | Урок изучения нового материала | Электромагнитная волна | Знать о взаимосвязи переменных эл. и м. полей и существовании единого э-м. поля, о э-м. волне и передаче э.волн | Фронтальный опрос | | 21.12. | |
31/5 | Свойства электромагнитных волн. | Урок изучения нового материала | Электромагнитная волна | Свойства электромагнитных волн | Фронтальный опрос | | 26.12. | |
32/6 | Изобретение радио Принципы радиосвязи. Понятие о телевидении. | Комбини-рованный урок | Изобретение радио Принципы радиосвязи | | Защита презентаций | | 28.12. | |
33/7 | Распространение радиоволн. Радиолокация | Комбини-рованный урок | | Принцип радиолокации | Защита презентаций | | 13.01. | |
34/8 | Решение задач. | Урок примене-ния знаний | Индив.и групп. работа | Уметь работать с алгоритмами решения задач | Решение задач | | 16.01. | |
35/9 | Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания и волны» | Урок контроля знаний | Электромагнитные колебания и волны. | Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов. | Контрольная работа | | 18.01. | |
ОПТИКА (21ч) |
Световые волны (15ч) |
36/1 | Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | Комбини-рованный урок | Развитие взглядов на природу света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Построение изображения в плоском зерккале | Знать принцип Гюйгенса и закон отражения света | Решение задач | Датчик оптической плотности | 20.01. | |
37/2 | Закон преломления света. Полное отражение | Комбини-рованный урок | Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления. | Знают явление преломления света, закон преломления света, Уметь доказывать закон преломления света | Решение задач | | 23.01. | |
38/3 | Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» | Урок примене-ния знаний (практи-кум) | Закон преломления света | Уметь полученные знания применить на практике | Лабораторная работа | | 25.01. | |
39/4 | Решение задач. | Комбини-рованный | Законы отражения и преломления света | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение задач | | 27.01. | |
40/5 | Линза. Построение изображения в тонкой линзе. | Комбини-рованный урок | Преломление на сферических поверхностях | Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображений | Решение задач | | 30.01. | |
41/6 | Решение задач. | Комбини-рованный | Построение изображения в линзе | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение задач | | 01.02. | |
42/7 | Формула тонкой линзы. | Комбини-рованный урок | Формула тонкой собирающей линзы | Уметь выводить и применять формулу тонкой собирающей линзы для решения качественных и расчетных задач | Решение задач | | 03.02. | |
43/8 | Лабораторная работа №5 «Определение оптической линзы и фокусного расстояния линзы» | Урок примене-ния знаний (практи-кум) | Линзы | Уметь полученные знания применить на практике | Лабораторная работа | | 06.02. | |
44/9 | Решение задач. | Урок обобще-ния материала | Геометрическая оптика | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение задач | | 08.02. | |
45/10 | Контрольная работа №3 «Геометрическая оптика» | Урок контроля знаний | Геометрическая и волновая оптика | Уметь применить полученные знания при решении задач | Контрольная работа | | 10.02. | |
46/11 | Дисперсия света. Поглощение света. | Комбини-рованный урок | Дисперсия света. Поглощение света. | Знать о явлениях дисперсии и поглощ. света, зависимость показателя преломления света от длины волны. Знать о явлении интерференции, понятие когерентности, находить максимумы и минимумы амплитуды | Фронтальный опрос | | 13.02. | |
47/12 | Интерференция света. | Урок примене-ния знаний | Интерференция света. | Уметь объяснить принцип действия бипризмы Френеля, строить ход лучей в тонких пленках и объяснять причины получения колец Ньютона | Фронтальный опрос | Датчик освещен-ности | 15.02. | |
48/13 | Дифракция света. Дифракционная решетка. | Комбини-рованный урок | Дифракция механических волн | Знать и уметь объяснять причины дифракции | Фронтальный опрос | Датчик освещен | 17.02. | |
49/14 | Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» | Урок примене-ния знаний (практи-кум) | Дифракция света. Дифракционная решётка. | Уметь вычислять длину волны, различных цветов света, используя дифр. решетку | Лабораторная работа | | 20.02. | |
50/15 | Поперечность, поляризация света. Электромагнитная теория света. | Урок изучения нового материала | Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света | Знать о естественном и поляризован-ном свете, уметь доказывать поперечность световых волн, свойства поляризованного света, примен. поляризации в технике | Фронтальный опрос | Датчик освещен | 22.02. | |
Элементы теории относительности (2ч) |
51/1 | Постулаты СТО. Следствия из постулатов СТО. | Урок изучения нового материала | СТО | Уметь объяснять противоречие м/у классической мех-кой и электродин, постулаты СТО, относительность одновременности и линейных размеров тела, об увеличении интервалов времени в движущейся СО | Фронтальный опрос | | 27.02. | |
52/2 | Релятивистская динамика. | Урок изучения нового материала | СТО | Знать об изменении массы и импульса движущегося тела, понятие массы покоя, умеют рассчитывать массу и импульс движущегося тел | Решение задач, тест | | 01.03. | |
Излучение и спектры (4ч) |
53/1 | Виды излучений. Источники света. | Комбини-рованный урок | Виды излучений | Знать о природе излучения и поглощения света телами | Сообщения учащихся | | 03.03. | |
54/2 | Виды спектров. Спектральный анализ. | Комбини-рованный урок | Виды спектров | Знать о спектральном анализе | Фронтальный опрос | | 06.03. | |
55/3 | «Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Урок применения знаний (практи-кум) | Спектры | Уметь анализировать спектры исп. и погл., знать методы спектр. анализа | Лабораторная работа | | 10.03. | |
56/4 | Шкала электромагнитных волн. | Комбини-рованный урок | Шкала электромагнитных волн | Знать об источниках и осн. св-вах инфракр. и ультрафиол. Излучения, причины возникновения рентгеновского излучения и его применение | Защита презентаций | | 13.03. | |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (19ч) |
Световые кванты (5ч) |
57/1 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | Урок изучения нового материала | Теория фотоэффекта | Знать законы Столетова и уметь объяснять их на основе уравнение Эйнштейна Уметь использовать ур-е Планка и ур-е Эйнштейна для решения задач по теме «Фотоэффект» | Решение задач | | 15.03. | |
58/2 | Фотоны. Применение фотоэффекта. | Урок изучения нового материала | Энергия и импульс фотона | Уметь определять параметры фотона | Сообщения учащихся | | 17.03. | |
59/3 | Давление света. Химическое действие света. | Урок изучения нового материала | Световые кванты | Давление света, хим. действие света | Фронтальный опрос | | 20.03. | |
60/4 | Решение задач. | Урок обобщ. материала | Абсолютная температура. Энергия молекул. | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение задач | | 22.03. | |
61/5 | Контрольная работа №4 «Элементы специальной теории относительности и квантовой физики» | Урок контроля знаний | | Уметь применять полученные знания | Контрольная работа | | 24.03. | |
Атомная физика (3ч) |
62/1 | Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. | Урок изучения нового материала | Модель атома по Томсону, опыт Резерфорда, планетарная модель атома, анализ опыта Резерфорда и выводы из него | Знать о противоречиях между ядерной моделью атома Резерфорда и законом сохранения энергии | Решение задач, выступления учащихся | | 03.04. | |
63/2 | Теория Бора. | Урок изучения нового материала | | Знать квантовые постулаты Бора, рассчитывать частоту излучения и уметь объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения | Взаимо- опрос | | 05.04. | |
64/3 | Лазеры | Урок изучения нового материала | Лазеры | | Сообщения учащихся | | 07.04. | |
Физика атомного ядра (11ч) |
65/1 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядер. | Комбини-рованный урок | Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы | Уметь определять зарядовое и массовое число | Решение задач, тесты | | 10.04. | |
66/2 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | Урок изучения нового материала | Открытие радиоактивности | Знать устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камер Вильсона и пузырьковой историю открытия радиоакт., суть явления, состав излучения, | Взаимо- опрос | | 12.04. | |
67/3 | Радиоактивность. | Комбини-рованный | Альфа, бета, гамма-частицы. Радиоактивные превращения | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. записывать Альфа-, бета- и гамма распады | Решение задач | Датчик радиоактивности | 14.04. | |
68/4 | Закон радиоактивного распада. | Урок изучения нового материала | Закон радиоактивного распада | Знать закон радиоактивного распада, уметь рассчит. количество радиоактивных ядер в любой промежуток времени. Знать об активности образца | Решение задач | | 17.04. | |
69/5 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | Комбини-рованный урок | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции | Понимать энергию связи нуклонов | Решение задач, тесты | | 19.04. | |
70/6 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | Комбини-рованный урок | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | Понимать условия и механизм ядерных реакций | Взаимо-контроль | | 21.04. | |
71/7 | Применение ядерной энергии. | Урок изучения нового материала | | Знать применение ядерной энергии | Защита презентаций | | 24.04. | |
72/8 | Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации. | Урок примене-ния знаний | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | Понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики в том числе термоядерной | Сообщения учащихся | | 26.04. | |
73/9 | Элементарные частицы и их классификация. | Урок изуч. нов. материала | Элементарные частицы | | Взаимо-контроль | | 28.04. | |
74/10 | Решение задач. | Комбини-рованный | Физика атомного ядра | Уметь применить полученные знания и умения при решении задач | Решение задач | | 03.05. | |
75/11 | Контрольная работа №5 «Атом и атомное ядро» | Урок контроля знаний | Атомная физика. Физика атомного ядра | Уметь применить полученные знания при решении задач | Контрольная работа | | 05.05. | |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (7ч) |
76/1 | Строение солнечной системы. | Комбини-рованный урок | Солнечная система | Уметь объяснить строение солнечной системы | Сообщения учащихся | | 10.05. | |
77/2 | Система «Земля-Луна». | Комбини-рованный урок | Движение небесных тел и планет | Уметь объяснить законы движения небесных тел и планет | Сообщения учащихся | | 12.05. | |
78/3 | Солнце. | Комбини-рованный урок | Основные характеристики Солнца | Уметь объяснить строение Солнца | Сообщения учащихся | | 15.05. | |
79/4 | Физическая природа звезд | Комбини-рованный урок | Основные характеристики и типы звезд | Уметь объяснить строения звезд, звездные системы | Сообщения учащихся | | 17.05. | |
80/5 | Галактики и их характеристики. | Комбини-рованный урок | Галактики. | Уметь объяснить строение Галактики | Сообщения учащихся | | 19.05. | |
81/6 | Млечный путь – наша Галактика. | Комбини-рованный урок | Галактики. | Уметь объяснить строение нашей Галактики | Сообщения учащихся | | 22.05. | |
82/7 | Единая физическая картина мира. | Комбини-рованный урок | Единая физическая картина мира. | Уметь объяснить единую физическую картину мира. | Сообщения учащихся | | 24.05 | |
Раздел VI. Результаты освоения физики.
В результате изучения физики 11 класса на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: силу тока, напряжение, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности.
1.4.Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений
.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током.
2.3. Вычислять:
— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний).
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения
Методы контроля и самоконтроля в ходе обучения:
Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по физике.
Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного.
Контроль качества знаний учащихся по предмету: не менее 40% времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Критерии оценивания письменных самостоятельных и контрольных работ |
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета, б) или не более трех недочетов. Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: а) не более одной грубой ошибки и двух недочетов, б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, в) или не более двух-трех негрубых ошибок, г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов, д) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Критерии оценивания устных ответов учащихся Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами. Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами. Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на поверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл). |
Критерии оценивания знаний учащихся за тестовую работ
Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов.