СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетическая ритмика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетическая ритмика

Просмотр содержимого документа
«Фонетическая ритмика»

Занятие 10.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом. Начинать лучше с положения лёжа, по мере усвоения переходить к положению стоя.

- фонационные упражнения

Дети «летают», как самолётики и произносят при этом в__

2. Темп

Дети стоят по кругу друг за другом, у педагога барабан. Педагог размеренно стучит в барабан, дети идут не спеша в такт ударам; педагог стучит быстрее - дети убыстряют ходьбу; педагог стучит быстро - дети бегут по кругу, педагог сильно ударяет в барабан - дети останавливаются.

3 Звуки А - О - У - И. Ритм.

Дети сидят по кругу:

- 2 раза ударить по коленям: пу-пу

2 раза хлопнуть перед собой: па-па

2 раза хлопнуть над головой: пи-пи

хлопнуть влево - вправо: по-по

- чётко и ритмично произносить слоги в сопровождении хлопков (по коленям, перед собой, вправо - влево, над головой): пу-па-по-по-пи.

- положить руки на область диафрагмы, сказать на одном выдохе: пу__па__по__пи__

- вдох носом, произнесение ряда слогов на одном дыхании: пу__по__па__пи__

3. Звуки П - Б, Т - Д.

- От уровня бёдер перебирать пальцами до подмышек: папапа

- расслабленно наклониться вперёд, опустить руки к ногам (к правой, затем к левой): ба-ба-ба

- выпрямится и ещё раз наклониться: бум!

- указательным и средним пальцем «идти» по полу: та-та-та

- расслабленно опустить руки к правой, затем к левой ноге: да-да-да


4. Изменение силы голоса. Слитность. Звук М.

- а__м_ - движение на звук а переходит в движение на звук м

ам!ам! естественный жест: есть

м__у__ - движения переходят друг в друга

му - му: бодаться, как коровы

- обе руки, описывая в воздухе круги поднимать через стороны вверх, объём кругов увеличивается по м ере поднятия рук. Говорить при этом слог МА, нарастает громкость.

- выполнить движение на звук А, громко крикнуть: МАМА!

- та-та - выполнить движение звука Т

Там - указательное движение в сторону

Там мама - оба слова сказать на одном движении ТАМ

Ту-ту - движение на звук Т

Тут - указательное движение перед собой

Тут мама - оба слова сказать на одном движении ТУТ

5. Звуки М - Н.

- М__ движение на звук М

Н__ движение на звук Н

а__н__ движение переходят друг в друга

на__ движения переходят друг в друга

на - протянуть руку, будто что-то даём

- да-да движение на звук Д

- дай - естественный жест

- Игра «На - дай» дети по кругу передают игрушку, проговаривая слова: на и дай.

6. Интонация. Звук Р.

- ласково гладить кошку: мяу, мяу

- испуганно отмахнуться от большой собаки: ой1 ой1

- педагог берёт большую собаку и «кусает» ребёнка: ав! (низкий голос)

- О! Бо__льно! Плаксивым голосом

- Уходи! Плохая! Сердитым голосом, махать руками

. имитировать движения моторчика (руки вращаются перед грудью) и произносить Р____


Занятие 11.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом. Начинать лучше с положения лёжа, по мере усвоения переходить к положению стоя.

- фонационные упражнения

Дети «летают», как самолётики и произносят при этом в__

Вдох - у_____ вдох - у___ф___ (устали)

2. Темп.

1. Педагог стучит в барабан и в такт ударам говорит: па-па..

2. Педагог подходит к каждому ребёнку по очереди и каждый стучит в барабан и говорит па-па-па…

3. Педагог стучит в барабан, в такт ударам топает ногами говорит: та-та-та.. То же повторяют дети каждый.

3. Звуки А-О-У. Ритм.

1. Руки на талии. Сделать 2 прыжка ан месте: оп-оп, прыжок вперёд, упа. Таблички со слогами.

2. Два прыжка на месте: оп-оп, прыжок назад: упа.

3. Два прыжка на месте: оп-оп. Прыжок вправо: опа.

4. Два прыжка на месте: оп-оп, прыжок влево: опа.

4. Изменение силы голоса.

- обе руки, описывая в воздухе круги поднимать через стороны вверх, объём кругов увеличивается по м ере поднятия рук. Говорить при этом слог опа - опа ОПА! Упа - упа - УПА!, нарастает громкость. Упражнение сидя.

5. Звуки П - Б, Т - Д.

1. Делать удары руками вперёд, кА к бокс: па-па-па

Расслабленно наклониться вперёд, опустить руки к ногам: ба-ба-бум! Карточки со слогами.

2. Выполнить движение, имитирующее игру на барабане: та-та-та, наклониться к ногам, да-да. Дай! Естественный жест.

6. Звуки М.Н.Д.

1. М___ Движение звука М

М___ЯЧ Движение звука М

ДАЙ М___ЯЧ - НА естественные жесты.

  1. Дети просят друг у друга мяч: дай мяч - на!

  2. М__А__ одной рукой гладить другую. М__А__М__А__

Гладить одной рукой другую. Мама!

7. Звук Л.

Выполнить движение на звук Л: ла-ла-ла. Вращать согнутыми в локтях руками (кистями) ла-ла-ла… Показ ладонью положения языка при произнесении звука Л: ладонь загнута вверх.

8. Интонация.

Игра: «Кошка - собака»

- ласково гладить кошку: мяу, мяу

- испуганно отмахнуться от большой собаки: ой1 ой1

- педагог берёт большую собаку и «кусает» ребёнка: ав! (низкий голос)

- О! Бо__льно! Плаксивым голосом

- Уходи! Плохая! Сердитым голосом, махать руками





















Занятие 12.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом. Начинать лучше с положения лёжа, по мере усвоения переходить к положению стоя.

- фонационные упражнения

Дети «летают», как самолётики и произносят при этом в__

Вдох - у_____ вдох - у___ф___ (устали)

2. Темп. Изменение силы голоса.

1. Педагог стучит в барабан и в такт ударам говорит: па-па..

2. Педагог подходит к каждому ребёнку по очереди и каждый стучит в барабан и говорит па-па-па…

3. Педагог стучит в барабан, в такт ударам топает ногами говорит: та-та-та.. То же повторяют дети каждый.

1*. Педагог стучит в барабан. Дети идут в такт барабану и говорят голосом нормальной силы: па-па-па

2*. П-г сильно стучит в барабан. Дети идут по кругу, сильно топая, и громко говорят: ПА-ПА-ПА

3*. П-г тихо стучит в барабан Дети идут по кругу тихи и тихо говорят: па-па-па

4*.П-г быстро играет на барабане, дети бегут по кругу и в быстром темпе говорят: па-па-па…

3. Звуки П-Б, Т-Д.

1. Делать удары руками вперёд, кА к бокс: па-па-па

Расслабленно наклониться вперёд, опустить руки к ногам: ба-ба-бум! Карточки со слогами.

2. Выполнить движение, имитирующее игру на барабане: та-та-та, наклониться к ногам, да-да. Дай! Естественный жест.

4. Звуки М.Н.Д.

1. Занятие 11, пункт 5.

2. Дети по кругу просят мяч друг у друга, называют соседа по имени и бросают его: - Марина, дай мяч! - На и т.д.

5. Изменении е силы голоса.

1. Выполнить движение «подбрасывания» мяча вверх, сказать: ОПА! Увеличивать амплитуду подбрасывания мяча, увеличивая при этом силу голоса.

2. «Рисовать» в воздухе круги, меняя в зависимости от величины круга силу голоса: опа-опа-опа.

6. Звуки А-О-У-И.

1. Руки на талии. Сделать 2 прыжка ан месте: оп-оп, прыжок вперёд, упа. Таблички со слогами.

2. Два прыжка на месте: оп-оп, прыжок назад: упа.

3. Два прыжка на месте: оп-оп. Прыжок вправо: опа.

4. Два прыжка на месте: оп-оп, прыжок влево: опа.

5. 2 прыжка на месте: оп-оп. Прыжок вверх, руки вытянуть вверх: пи

7. Изменение высоты голоса.

1. Пи с ритмикой.

2. П-г показывает картинки и вместе с детьми голосом различной высоты произносит звукоподражания: Цыплёнок: пи-пи-пи (высоко); мышонок: пи-пи-пи (высоко), щенок: пи-пи-пи (высоко). Собака: ав-ав-ав (низко), корова: му-му-му (низко).

3. П-г делит детей на две группы. Каждая группа выполняет своё задание. П-г показывает группам картинки и они называют и голосом различной высоты.

Картинки: Собака, щенок, корова, цыплёнок, собака, мышонок.













Занятие 13.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом. Начинать лучше с положения лёжа, по мере усвоения переходить к положению стоя.

- фонационные упражнения

Дети «летают», как самолётики и произносят при этом в__

Вдох - у_____ вдох - у___ф___ (устали)

2. Темп. Изменение силы голоса.

1. П-г быстро стучит в барабан. Дети бегут в круг, одновременно поднимая руки вверх и говорят: папапа..

2. П-г быстро стучит в барабан, дети бегут из круга, опуская руки и говорят: папапа… П-г громко ударяет барабан, дети останавливаются.

3. Руки на талии. Сделать два тихих и один сильный прыжок. Говорить слоги с изменением силы голоса: оп-оп-ОПА

4. Повторить упражнение, сопровождая прыжки хлопками.

3. Звуки Т - Д. М - Н. Интонация.

1. Та-та, да-да, движение на звук т переходит в движение на звук д. Да - утвердительный жест, нет - отрицательный жест, дай - естественный жест.

2. Дай мяч (слитно) - ласково потом резко, зло.

На - ласково потом резко, зло.

На мяч! - ласково потом резко, зло.

Нет, не дам! - отрицательный жест.

3. Дети по кругу просят мяч друг у друга, называют соседа по имени и бросают его: - Марина, дай мяч! - На и т.д.

4. Изменение высоты голоса.

1. Пи с ритмикой.

2. П-г показывает картинки и вместе с детьми голосом различной высоты произносит звукоподражания: Цыплёнок: пи-пи-пи (высоко); мышонок: пи-пи-пи (высоко), щенок: пи-пи-пи (высоко). Собака: ав-ав-ав (низко), корова: му-му-му (низко).

3. П-г делит детей на две группы. Каждая группа выполняет своё задание. П-г показывает группам картинки и они называют и голосом различной высоты.

Картинки: Собака, щенок, корова, цыплёнок, собака, мышонок.

4. П-г работает нс слуховое восприятие детей: за экраном произносит звукоподражания, используя высокий и низкий голос, дети должны воспроизвести услышанное и показать игрушку или картинку.

5 Звук Л.

1. лампа - показать на лампу

Ло - движение на звук Л переходит в движение на звук О

Лоб - показать лоб

Вот лоб - указательное движение на лоб

Ала - выполнить движения на звуки

Голова - указательное движение на лоб

Ла-ла-ла - вот голова - показ

Где голова? - вопросительный жест

Вот голова - показать голову

Где лоб? Вот лоб.

Где лампа? Вот лампа.

6. Звук Р.

Выполнить «моторчик» - движение на звук Р















Занятие 14.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом.

- фонационные упражнения

вдох - ф___________ на одном выдохе

вдох - ф__ф__ф__ф__

вдох ф__ф__ф__ф__

вдох - в___________ (самолёт

вдох - ф___ в ____

2. Темп. Изменение силы голоса.

1. П-г быстро стучит в барабан. Дети бегут в круг, одновременно поднимая руки вверх и говорят: папапа.

2. П-г быстро стучит в барабан, дети бегут из круга, опуская руки, и говорят: папапа… П-г громко ударяет барабан, дети останавливаются.

3. Руки на талии. Сделать два тихих и один сильный прыжок. Говорить слоги с изменением силы голоса: оп-оп-ОПА

4. Повторить упражнение, сопровождая прыжки хлопками.

5. П-г редко стучит в барабан. Дети в такт ударам прыгают на месте. Руки расставить в стороны, имитировать походку медведя.

6. П-г часто стучит в барабан. Дети прыгают в такт ударам, как зайчики: папапа…

3. Речевое дыхание. Звук Э.

Дети садятся по кругу. На одном выдохе произносить ряд слогов в сопровождении движений на гласные звуки:

па___по___пу

па__по__пу__пи__

пэ - выполнить движение на этот звук

па__по__пу__пи__пэ__

4. Звуки А - О- У. Темп.

Дети сидят по кругу по-турецки.

- удар правой рукой о пол справа около ноги: па

- удар левой рукой около левой ноги: па

- чередование ударов с убыстрением темпа

- то же с ударами по коленям: та, затем чередование по правой и левой коленкам с убыстрением темпа.

- в ускоренном темпе ударить несколько раз руками по коленям, а затем один раз об пол около ног: татата - та, тотото - то, тутуту - ту.

- одновременно ударить руками по коленям и затем об пол около ног: па - та, по - то, пу - ту.

5. Звуки М, Н, Т.

- м____

м___а___м___, м__о__м__, м__у__м

- н__, н___а___, м___а___, н___а___.

- та - резко ударить кулаками обеих рук вниз от уровня талии

- м__а__ - н__а__ - та

6. Звуки Т - Д, М - Н.

- Выполнить движение, имитирующее игру на барабане: та-та-та, наклониться к ногам, да-да. Дай! Естественный жест.

- та-та, да-да, движение на звук т переходит в движение на звук д. Да - утвердительный жест, нет - отрицательный жест, дай - естественный жест.

- Дай мяч! (слитно) - ласково потом резко, зло.

На! - ласково потом резко, зло.

На мяч! - ласково потом резко, зло.

Нет, не дам! - отрицательный жест.

- Дети по кругу просят мяч друг у друга, называют соседа по имени и бросают его: - Марина, дай мяч! - На! и т.д.

7. Звук Л.

Дети стоят по кругу, выполняют движение на звук Л.

Игра «Лови мяч»

- Лови! Никита, лови мяч!

- Поймал!

- Марина, лови мяч!

- Поймала!



Занятие 15.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом.

- фонационные упражнения

вдох - ф___________ на одном выдохе

вдох - ф__ф__ф__ф__

вдох ф__ф__ф__ф__

вдох - в___________ (самолёт

вдох - ф___ в ____

2. Изменение силы голоса. Интонация.

1. Педагог стучит в барабан. Дети идут в такт барабану и говорят голосом нормальной силы: па-па-па

2. П-г сильно стучит в барабан. Дети идут по кругу, сильно топая, и громко говорят: ПА-ПА-ПА

3. П-г тихо стучит в барабан Дети идут по кругу тихи и тихо говорят: па-па-па

4.П-г быстро играет на барабане, дети бегут по кругу и в быстром темпе говорят: па-па-па…

5. П-г медленно стучит в барабан, дети идут по кругу медленно и говорят медленно :папапа…

6. Д-г прячется за ширму и стучит медленно - дети идут медленно, д-г стучит быстро - дети бегут; д-г играет громко - дети идут и говорят громко ПАПАПА, д-г играет тихо - дети идут и говорят тихо - папапа.

7. Интонация радостная: Ура! Руки на талии, 3 тихих прыжка на месте, голос тихий: ура - ура - ура.

8. Руки прижать к лицу, сказать с интонацией испуга: Ой! 3 прыжка на месте: ой - ой - ой! Тихо.

9. сильно махнуть рукой вперёд, с интонацией гнева: уходи!

10. Повторить с различной интонацией: Ура! Ой! Уходи!

3. Звук Э. Ритм.

1. Прохлопать и проговорить ритм: ТАта.

2. Это + ритм + движение.

Это Никита! Называние всех детей группы.

4. Звуки А - О - У. Темп.

- в ускоренном темпе ударить несколько раз руками по коленям, а затем один раз об пол около ног: татата - та, тотото - то, тутуту - ту.

- одновременно ударить руками по коленям и затем об пол около ног: па - та, по - то, пу - ту.

5. Звуки Т - Д, П - Б. слитность.

1. Сказать П, выполнить движение, сказать Б, выполнить движения. ПА - БА, ПО - БО, ПИ - БИ.

Бим ___ Бом ___

Бим - бом - покачивание руки вправо и влево.

Бим - бом, бим - бом, тут дом, там дом.

2. Выполнить движение на звук Т, затем на Д. Слоги. Дом с движением, там с движением. Там дом. Тут дом. Слитно.

6. Звук Л.

1. Звук Л, движение, показ положения языка.

2. Игра «Лови мяч»

- Лови! Никита, лови мяч!

- Поймал!

- Марина, лови мяч!

- Поймала!

7. Звук К.

Выполнить движение на звук К, К -К -К. КА - КА- КА.














Занятие 16.

1. Дыхательные упражнения.

- выработка диафрагмального дыхания

Закрепление понятий: вдох - выдох. Вдох - носом, выдох - ртом + слова вдох и выдох.

- фонационные упражнения

вдох - ф___________ на одном выдохе

вдох - ф__ф__ф__ф__

вдох ф__ф__ф__ф__

вдох - в___________ (самолёт

вдох - ф___ в ____

2. Речевое дыхание.

Руки положить на область диафрагмы, говорить слоги на одном выдохе

Па___по___пу__

Па__ по__пу__пи__

Па__по__пу__пи__пэ__

3. Звук Э. Ритм.

1. Д-г вместе с детьми прохлопывает двусложный ритм

2. Д-г вместе с детьми прохлопывает и проговаривает с детьми ритм: Тата

3. Это - с движениями + указательное движение.

4. Это Марина! Назвать всех детей группы по имени (по очереди), используя указательное движение.

4. Звук Л.

- в вопросительных предложениях использовать движение, обозначающее вопрос, в других - естественные движения.

- Это лоб.

- Где лоб? - Вот лоб.

- Это голова.

- Где голова? - Вот голова.

- Это волосы.

- Где волосы? - Вот волосы.

- Это мяч.

- Где мяч? - Вот мяч.

- Лови мяч. - Поймал.

- о__л Движение на звук О переходит в движение на звук Л

Это стол. Указательное движение переходит в движение на звук С.

Это пол. Показать на пол.

- у__л Движение на звук У в движение на звук Л

Это стул.

Упал. Стул упал. Ой! Стул упал.

5. Звук К.

Выполнить движение на звук К, К -К -К. КА - КА- КА.

6. Звуки А - О - У. Ритм.

1. Идти по кругу приставными шагами: шаг - слог - та-та

2. Идти влево приставным шагом: то –то, то-то.

3. Стоя на месте, ритмично переступать то на правую, то на левую ногу: та-то, та-то.

4. Указывать перед собой пальцем правой руки: ту-ту-ту

5. Указывать перед собой пальцем лево руки: ту-ту-ту

6. Повторить весь ритм с движениями: та-то, та-то, та-то, ту-ту.

7. Звуки Т - Д, П - Б. Слитность.

Дети сидят по кругу.

1. Сказать быстро с движениями: та-та-та. Затем выполнить движение на звук Д: да-да-да.

2. Повторить движения на звуки Т и Д: тотото, дододо.

3. Дом - движение на звук Д + указание на картинку.

4. там - движение рукой в сторону.

Там дом. Слитно.

Ту - движение на звук Т.

Тут - указать вниз. Тут дом. Слитно.

5. 1. Сказать П, выполнить движение, сказать Б, выполнить движения. ПА - БА, ПО - БО, ПИ - БИ.

Бим ___ Бом ___

Бим - бом - покачивание руки вправо и влево.

Бим - бом, бим - бом, тут дом, там дом.

  1. Звук Р.

Движение звука Р.



Занятие 17.

1. Дыхательные упражнения.

- закрепление навыка диафрагмального дыхания

- фонационные упражнения: звуки В, Ф

1. Сделать вдох носом, прерывистый выдох: Ф__Ф__

2. Длительный выдох: Ф_____

3. Сделать вдох носом. Сделать перед собой небольшой круг, говорить на одном выдохе

Ф_____

Сделать круг чуть большего объёма, говорить более длительно

Ф_________

Описать перед собой большой круг, говорить ещё длительнее

Ф_______________________

4. Сказать звук В длительно + движение (самолёт).

5. Вдох - на одном выдохе: у __ф__

2. Речевое дыхание.

Руки положить на область диафрагмы, говорить слоги на одном выдохе в сопровождении дирижирования рукой.

Па___по___пу__

Па__ по__пу__пи__

Па__по__пу__пи__пэ__

3. Звуки Э, Ы. Ритм.

1. Д-г вместе с детьми прохлопывает и проговаривает с детьми ритм: Тата

2. Это - с движениями + указательное движение.

3. Это Марина! Назвать всех детей группы по имени (по очереди), используя указательное движение.

4. Звук К.

1. Будем играть! Д-г берёт картинки курицы, петуха и цыплят. «Курица кричит: КОКОКО!» Движение на звук К.

«Цыплята пищат: ПИПИПИ!» Дети поднимаются на цыпочки и повторят: ПИПИПИ.

Выбрать курицу, она говорит свою роль, а цыплята бегут к ней и пищат.

2. Игра: «Петух, курица, цыплята»

Д-г произносит текст игры, дети повторяют сопряжено:

Петух - папа. Петух поёт: кукареку!

Курица - мама, мама кричит - ко-ко-ко.

Цыплята пищат: пи-пи-пи!

Затем дети выбирают маму, папу и цыплят, д-г вместе с детьми произносит текст, а дети исполняют роли.

5. Звук Л.

- Это голова? (показывает на волосы) Нет, это волосы.

- Это волосы? (показывает на лоб) Нет, это лоб.

- Это волосы? (показывает на голову) Нет, это голова.

6. Звук Р.

Движение на звук Р.



























Звук Л. Слитность.

1.

- о__л Движение на звук О переходит в движение на звук Л

Это стол. Указательное движение переходит в движение на звук С.

Это пол. Показать на пол.

- у__л Движение на звук У в движение на звук Л

Это стул.

Упал. Стул упал. Ой! Стул упал.

2,

- Ой, стул упал!

- Куда? - движение, обозначающее вопрос.

- На пол. - указать на пол.

- Стул упал на пол. - уронить стул.

- Кукла упала.

- Мяч упал. + реальные действия.

- М___

- М___ы

- М___ы упали.