МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
“ РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
Формирование
математических
представлений у детей с ОВЗ
Учитель-дефектолог
Антонова Т.В.
- нарушениями слуха зрения опорно-двигательного аппарата интеллекта тяжелыми нарушениями речи задержкой психического развития умственной отсталостью тяжелыми множественными нарушениями
- нарушениями слуха
- зрения
- опорно-двигательного аппарата
- интеллекта
- тяжелыми нарушениями речи
- задержкой психического развития
- умственной отсталостью
- тяжелыми множественными нарушениями
Дети с ОВЗ – это дети, имеющий физические и (или) психические отклонения, которые препятствуют освоению образовательных программ
Возрастные особенности восприятия ребенком математических представлений
Количественные представления
Представления о величине
3 - 4 года
Геометрические представления
Представления об «один» и «много»; Сравнение двух групп предметов по количеству.
4 - 5 лет
Пространственные представления
Выделение конкретных протяженностей, обозначение их правильными словами; Сравнение двух предметов по конкретной протяженности.
Обучение счету в пределах 5. Знакомство с цифрами и порядковым счетом.
Знакомство со свойствами следующих геометрических фигур: круг, квадрат, шар, куб. Различение этих фигур по образцу и по названию.
Различение правой и левой стороны тела. Определение положения предметов в пространстве относительно себя
Сравнение двух величин с помощью условной мерки-посредника. Построение упорядоченных по величине рядов.
Временные представления
Различение частей суток и времен года по деятельности детей и природным явлениям.
Знакомство со свойствами следующих фигур: прямоугольник, цилиндр, конус, овал; понимание независимости формы от других признаков.
Формирование умения двигаться в заданном направлении. Ориентировка в двухмерном пространстве.
Представления о последовательности частей суток и времен года.
Количественные представления
Представления о величине
6 - 7 лет
Геометрические представления
Обучение счету в пределах 10. Понимание отношения между числами. Понимание независимости числа от других признаков
Пространственные представления
Сравнение и измерение величин с помощью условной мерки как единицы измерения .
Знакомство со свойствами следующих фигур: трапеция, ромб, пирамида, овалоид, призма (4-угольная, 3-угольная). Представления об элементах фигур и понятии «прямой угол». Обобщение понятия «форма».
Временные представления
Формирование умения ориентироваться относительно других объектов. Ориентировка на плоскости.
Знакомство с названиями и последовательностью дней недели, месяцев. Формирование представлений об обобщенных единицах измерения времени «сутки», «неделя», «год».
Дети с ОВЗ с трудом овладевают количественными представлениями
неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета
низкий уровень сформированности обобщенных представлений о количестве
сложности в усвоении правил пересчета предметов, “безытоговый” счет
неумение выполнять действия сложения и вычитания
Детям с ОВЗ свойственны
недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности
низкий уровень самостоятельности
отсутствие интереса к выполнению заданий
слабое внимание к содержанию заданий.
познавательная пассивность
Меры помощи
Стимулирующая
Направляющая
Обучающая
Построение коррекционно-развивающей работы по развитию математических способностей с детьми ОВЗ :
развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей
построение предметно – развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности
поэтапное формирование математических представлений в предметно-практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности
Формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности
В повседневной жизни
В специальных играх и упражнениях
В обучении сюжетно–дидактическим и театрализованным играм
На специальных занятиях по формированию математических представлений
Во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы
О сновные методические принципы обучения детей с ОВЗ при построении занятий по формированию математических представлений
повторяемость программного материала
смена видов деятельности
перенос полученных знаний и умений в новые условия
игровая форма обучения
Взаимосвязь всех специалистов по одной математической теме : «Один и много»
Учитель - дефектолог
Лексическая тема «Игрушки»
Воспитатель
На занятиях по изобразительной деятельности «Елка одна, а шариков на ней нарисуем много»
На занятиях по ФЭМП «В красной корзине один мяч, в синей - много мячей»
Музыкальный руководитель
Игра с погремушками «У всех по одной погремушке, в корзине много»
Инструктор по физ. культуре
Я прыгну как зайка один раз, а вы много раз.
Пособия по развитию элементарных математических представлений
Коррекционно-образовательный процесс
индивидуальный и дифференцированный подход
сниженный темп обучения
повторность в обучении
самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения
наглядность
поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности