ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя начальных классов
Кукановой Марины Валерьевны
2017-2018 учебный год
Общие сведения:
Ф.И.О. Куканова Марина Валерьевна
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «СОШ №1 г. Немана»
Образование: высшее,
Стаж педагогической работы: 21 год
Педагогическое кредо: «Учитель должен помочь ученику проявить свои лучшие качества».
Тема самообразования: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования».
Сроки реализации: 2020 – 2024 г.
Направления самообразования:
Основные направления | Способы достижения | Учебный год Сроки | Результат |
1.Изучение литературы | 1. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей. http://standart.edu.ru/ 2. Ознакомление с методической литературой 3. Работа с Интернет-ресурсами по своей теме | 2020-2024 Регулярно | 1. Изучен новый ФГОС Вывод: учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а выступает как сотрудничество – совместная работа. Роль учителя не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а в том, чтобы создать условия для познавательной исследовательской деятельности обучающихся 2.Изучена методическая литература |
2. Повышение профессионального уровня | 1. Прохождение курсов повышения квалификации 2. Изучение опыта работы учителей через участие в работе ШМО; изучение опыта работы коллег, через Интернет-ресурсы | Регулярно | |
3. Планирование работы со слабоуспевающими обучающимися | 1.Изучение литературы по теме 2. Создание плана | 2020-2022 | Разработан план работы со слабоуспевающими детьми |
4. Планирование работы с одарёнными обучающимися | 1. Изучение литературы 2. Создание плана | 2020-2022 | Разработан план работы с одарёнными детьми |
5.Предварительная работа с родителями | Просвещение родителей через публикации, проведение родительского собрание | 2022-2023 | Проведено родительское собрание «Почему ребёнок не любит читать?»» |
6.Работа обучающихся над индивидуальными заданиями. | Разработки, дидактические материалы, олимпиадные задания, тесты, | 2020-2024 | |
СОДЕРЖАНИЕ | С. |
Введение | 5 |
1 Понятие навыка чтения у младших школьников в педагогической и методической литературе | 7 |
1.1 Научные основы методики чтения. | 7 |
2 Опыт формирования навыков чтения в начальных классах | 11 |
2.1 Работа над сознательностью чтения | 11 |
2.2 Система тренировочных упражнений для совершенствования навыка выразительного чтения | 12 |
2.3 Способы и приёмы, способствующие формированию правильного беглого чтения | 23 |
Заключение | 24 |
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 24 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над
развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Тема самообразования: «Формирование навыков беглого, осознанного,
выразительного чтения и пути их совершенствования».
Цель: на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Проблема исследования: каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.
Объектом исследования: является скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения.
Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха);
в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;
учитывать индивидуальные особенности детей.
Задачи:
изучить литературу по вышеуказанной теме;
определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения;
изучить опыт коллег по данной проблеме.
1 ПОНЯТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Научные основы методики чтения
Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.
По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Здесь речь идет не о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300слов в минуту. Такое чтение возможно только про себя.
Речь идет об оптимальном чтение, т.е. о чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость будет повышена до 180 и более слов понимание текста при этом ухудшается. При скорочтении до 120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).
Изложенный выше довод – не единственный в пользу совершенствования техники чтения. Рассмотрим проблему в нескольких аспектах:
Аспект обучения. Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500 : 60 = 107 минут. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость и никакие талантливые учителя- репетиторы не смогут помочь.
Аспект развития. Обычно быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Аспект воспитания. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости и обязательности учеников.
Поэтому не случайно наблюдали, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.
В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в классе?
Большинство учеников рассуждают таким образом. Учиться хорошо – на «4» и «5» - недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Хоть учись, хоть не учись – всё равно – тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учебе безразлично и т.д.
Экономический аспект. Приведу здесь данные, на первый взгляд далекие от системы образования. В Соединенных Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Идейно – политический аспект. Запишем дробь. В числители 40000, в знаменателе 80, поясним эти цифры, 40 тысяч слов – это объём газеты на шести страницах, 80 слов в минуту – такую скорость чтения имеют многие наши старшеклассники. Давайте посчитаем, сколько времени потребуется этому будущему рабочему (специалисту), чтобы прочитать газету. 4000- : 80 = 500 минут, или 8 часов. Если вспомним ученика, у которого скорость чтения была всего 38 слов в минуту, то ему для прочтения газеты потребуется шестнадцать часов. Неграмотности как будто нет, но и полуграмотность ничем не лучше.
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает
положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более
трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, либо использовать 56 видов работы над текстом, описанные в журнале «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).
2 ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Работа над сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют и виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимы операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Термин сознательное чтение во втором значений функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень, часто совпадающий с аналитически» этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносной значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренние связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и свое собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словим сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному; осознание себя как читателя.
В классе на уроке чтения все усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися.
Неопытному читателю нужно помочь: подготовиться к восприятию текста (1); понять форму и содержание произведения (2); выработать свое собственное отношение к читаемому, тем самым вступив в диалог с автором (3).
2.2 Система тренировочных упражнений для совершенствования
навыка выразительного чтения
Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не надо забывать, что у каждого ребёнка свой темп чтения.
Для решения этой задачи ведём работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя 5 последовательно выполняемых упражнений.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Чтение блоков.
Отработка дикции.
Развитие оперативной памяти.
Интонационная разминка.
Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Для проверки эффективности этой работы необходимо проводить ежемесячный контроль за техникой чтения учащихся.
Давайте подробно остановимся на содержании каждого из этапов тренировочных упражнений и дадим некоторые рекомендации по их проведению.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р.Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом предлагаем с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте бельё водой.
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Выдох со счётом.
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м).
Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам.
В лифте.
Ребята, представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Ручка в зубах.
Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Применяю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.
Если голос устал.
Шумный выдох. Внутренний зевок. Великан (изобрази, что ты проглотил 7 домов, слонов и пр.).
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями.
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
В первой таблице читаем просто на выдохе гласные. Во второй таблице читаем и увеличиваем поле зрения.
1 таблица | 2 таблица |
а - э – о – ы о – у – ы -а а – э – ы - у о – у – а - ы | а------ э ------ о -------- ы о ------ у ------ ы ------- а а ----- э -------- ы ------ у о ----- у ------ а ------ ы |
Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса - три раза: шепотом, тихо и громко:
а – у – о – э – ы
о – у – а – ы - э
а – у – ы – о - э
Прочитайте гласные на одном выдохе с ударением на первый гласный:
а – э – о - у
о - у - ы - э
а - э - ы – о
о- у - а – ы
Играй на воображаемой трубе: уууууууу; а-о, а-о, а-о, а-о; у-а-о, а-о-у; о-а-у.
СПИСОК № 3. Особенность этой таблицы в том, что два согласных оказываются рядом, (закрытый слог) что усложняет прочтение, а потом за ней стоит гласный. При чтении чаще всего дети делают остановку именно в том месте, где встречаются два согласных.
Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко:
ла - ло - лэ - лу - лы ал - ол - эл - ул – ыл
Прочитайте слога на одном выдохе с ударением на первый слог:
да - до - ду - ды - дэ
ди - де - дя - дё - дю
ди - дя - дё - де – дю
Эхо: Ау — позови товарища; ау —послушай эхо; ау — эхо откликается товарищу.
Отработка дикции
Умение отчётливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчётливого проговаривания до максимального чёткого, быстрого. Рекомендуем лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить- дело упустить.
От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.
Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.
От топопта копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык- тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.
Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож.
С чем ты к нам пришёл: с пересмешкой или с перевыпересмешкой?
Развитие оперативной памяти
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаем следующий вариант проведения этих диктантов: работа над выбором начинается на уроке чтения- чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».
Лучше начинать с демонстрации одновременно одного- двух предложений и постепенно доводить до пяти-шести (см. Таблицу «Тексты зрительных диктантов» по И.Т.Федоренко).
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
Запишите предложения в обратном порядке;
Запишите только второе и пятое предложения;
Запишите предложения с третьего по шестое.
Интонационная разминка
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.
Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или их сочетание).
Ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвёртое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаем задания типа:
В предложении Подай мне деревянную ложку! Выделите голосом сначала слово деревянную, затем- мне, потом- подай. Как меняется смысл предложения7
Вывод: Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения. В дальнейшей работе имеет смысл определять логическое ударение в каждом тексте и даже помечать простым карандашом (легко) прямо в учебнике.
Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. В сравнении с традиционной методикой дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, допускают меньше ошибок при чтении. Выразительность перестаёт быть привилегией отдельных детей, а становится прочно усвоенным навыком каждого ребёнка. Интересно, что у детей уже сформировалась постоянная потребность осмысления каждого текста и поиска новых речевых оборотов.
Исходя из вышеизложенного, считаем оправданным использование данной методики как в «сильных» гимназических, так и в классах коррекционно-развивающего обучения.
2.3 Способы и приёмы, способствующие формированию
правильного беглого чтения
Динамическое чтение. На доске, на экране или на карточках записан столбик слов из 5 -7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Бинарное чтение. Одну таблицу или текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем читают ученики ту же таблицу или текст.
«Буксир». а) Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. б) Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается. Ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки». Чтение через слово.
«Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
«Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос. На который они должны ответить после окончания работы.
«Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Электронный ресурс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-navykov-beglogo-osoznannogo-vyrazitelnogo-chteniya-i-puti-ih
2.Электоронный ресурс http://pedsovet.org/