СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь предлагаются целесообразные методы и приёмы работы, способствующие

развитию скорости, осознанности, выразительности чтения

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и

пути их совершенствования

Чтение должно стать для ребенка

очень тонким инструментом овладения

знаниями и вместе с тем источником

богатой духовной жизни.

В. А. Сухомлинский

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Но если внимательно их исследовать, то фактором номер один, по воздействию на успеваемость ученика, является все – таки умение бегло читать!

Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и

эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие

гармоничного развития личности ребенка.

Ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от

взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро

переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают

необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой

подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в

одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и

основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на

начальном этапе его жизненного пути.

Следовательно, цель, которую я ставлю перед собой – формировать навыки

беглого, осознанного, выразительного чтения и развивать познавательные и

творческие способности учащихся. Чтение играет огромную роль в

образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через

которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему

обучают младших школьников ,посредством чего их воспитывают и

развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший

вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений

и навыков, имеющий обще учебный характер, используемый учениками при

изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и

внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая,

целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка

чтения от класса к классу.

Для достижения своей цели, я поставила перед собой такие задачи:

-определить целесообразные методы и приёмы работы, способствующие

развитию скорости, осознанности, выразительности чтения;

-способствовать формированию навыков беглого, сознательного,

выразительного чтения;

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих

на успеваемость. Здесь речь идет не о скорочтении, потому что скорочтение

– это чтение со скоростью более 300слов в минуту. Такое чтение возможно

только про себя.

Речь идет об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной

речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается

лучшее понимание текста учениками. Если скорость будет повышена до 180

и более слов понимание текста при этом ухудшается. При скорочтении до

120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо

прочитать 2, а то и 3 раза).

Изложенный выше довод – не единственный в пользу

совершенствования техники чтения. Рассмотрим проблему в нескольких

аспектах:

Аспект обучения. Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе

менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или

6500 слов, то 6500 : 60 = 107 минут. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты

один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов

прибавим письменные задания, ещё прибавим время , которое ученик пробыл

в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на

неуспеваемость и никакие талантливые учителя- репетиторы не смогут

помочь.

Аспект развития. Обычно быстро читают те ученики, которые много

читают. В процессе совершенствуются оперативная память и устойчивость

внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная

работоспособность.

Аспект воспитания. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что

воспитательная работа зависит от отзывчивости и обязательности учеников.

Поэтому не случайно наблюдали, каким образом меняется отзывчивость

детей по годам обучения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4

классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе

учатся на Тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а

психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению

психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее

количество учеников.

В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в 4 классе?

Большинство учеников рассуждают таким образом. Учиться хорошо – на «4»

и «5» - недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный

вариант – тройка. Хоть учись , хоть не учись – всё равно – тройка. Ну а если

так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают

хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять

самостоятельно домашние задания, относятся к учебе безразлично и т.д.

Экономический аспект. Приведу здесь данные, на первый взгляд

далекие от системы образования. В Соединенных Штатах Америки на

многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если

специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что

при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.7

Идейно – политический аспект. Запишем дробь. В числители 40000, в

знаменателе 80. поясним эти цифры. 40 тысяч слов – это объём газеты на

шести страницах, 80 слов в минуту – такую скорость чтения имеют многие

наши старшеклассники. Давайте посчитаем, сколько времени потребуется

этому будущему рабочему (специалисту), чтобы прочитать газету. 4000- : 80

= 500 минут, или 8 часов. Если вспомним ученика, у которого скорость

чтения была всего 38 слов в минуту, то ему для прочтения газеты

потребуется шестнадцать часов. Неграмотности как будто нет, но и

полуграмотность ни чем не лучше.

Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в пяти аспектах.

Думаю, что приведённых примеров достаточно, чтобы убедить окружающих

в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения.

Для реализации поставленных целей была разработана система

тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап

каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в

себя последовательно выполняемые упражнения.

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т.

Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных

упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который

может подбираться учителем самостоятельно к теме урока.

Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень

участия и работоспособности детей.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно

уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся

«умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение

говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с

помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь

воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят

три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая

каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем

много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как

можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких

выдохов.

Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и

выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не

кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на

большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные

упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения

русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной

хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы

кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам , молока б нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем

голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах

Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку

зубами и губами.

Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых

связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения

больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на

дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).

2. Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого

аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку

навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее

часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с

такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы

строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к

сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и

увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний

(2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик

или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют

тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производиться непосредственно во время урока с

требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок

прочитывается хором.

3. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе

работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна

известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально

чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи

скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа,

например:

Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Интонационная разминка.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие

конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие

«выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно

во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности

эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе

работа над формированием умения читать выразительно только начинается.

Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.16

• Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и

печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и

одобрительные, а также интонации перечисления, завершения,

противостояния.

• Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный,

размерный или же их сочетание).

• Ставить логическое ударение в предложении.

Для отработки этих умений я использовала материал из учебника «Я расту»

О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и

сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную

направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речи.

5. Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо

развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью

зрительных диктантов. Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения

на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется

не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание

влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное

запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с

демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно

доводить до пяти – шести.

Выработка беглого чтения

«Игра в прятки». Учитель начинает читать текст не сначала, а где

попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться

под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти

абзац, который читает учитель.

«Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно

слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют

возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный

авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель

поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.

С помощью данного приёма осуществляется так же проверка внимания.

Система тренировочных упражнений на предупреждение

повторов при чтении

Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение

«чтение с убыстрением». Ребенок многократно читает за учителем или

хорошо читающим учеником текст, при этом увеличивая темп (текст состоит

из 3-5 строк). После этого можно попросить учащихся пересказать текст

дословно с заглядыванием в текст или прочитать его с отрывом взгляда от

текста.

Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение

«постукивание». При проведении этого упражнения детям рекомендуют

постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука

не должна лежать на парте.

Система тренировочных упражнений, направленных на

формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.

Упражнения «Буксир» и «Молния» развивают гибкость и скорость

чтения.

«Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в

соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения

учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за

учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения

в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя

скорость чтения вслух с учителем должна превышать скорость молчаливого

чтения слабых учеников, заставляя их стремиться не отставать от учителя.Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми

должна осуществляться путём внезапной остановки учителя на каком-либо

слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте,

указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает

выборочную проверку.

Другой способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим,

достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны

отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Эти две формы проверок необходимо чередовать.

«Молния». По команде «Молния» дети начинают читать на

максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар

карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя».

Продолжительность чтения может быть: 1 минута вслух и 1 минута «про

себя».

«Спринт». Это упражнение заключается в том, что учащиеся на

максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в

процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя

должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным

количеством слов.

После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то

слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на

осознание прочитанного.

Памятка для чтения – спринт:

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. Читай только глазами.

3. Читай как можно быстрее.

4. Ответь на вопросы к тексту.

«Разведка». После усвоения упражнения «Спринт» постепенно

вводится упражнение «Разведка». Цель данного упражнения – обучить детей

вертикальному чтению. Учащимся надо объяснить, что разведчикам часто

нет возможности читать весь текст и тогда ответы на вопросы они ищут,

просматривая строчки.

При поиске ответов необходимо использовать вертикальное движение

глаз по странице, просматривая каждую строчку (за один удар метронома

или карандаша), т.е. взгляд учащегося должен спускаться сверху вниз

страницы по строчкам, как по ступенькам лесенки, а это легче делать,выделяя читаемую строчку указательным пальцем руки или указкой. Пальцы

должны двигаться по полям, за краями строчек.

В этом упражнении учащихся нужно нацелить, что главное – понять

текст, его смысл.

Таким образом, дети не только обучаются вертикальному чтению, но и

умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Памятка по чтению – разведки.

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

3. За один удар метронома (карандаша) читай всю строчку.

4. За время чтения найди в тексте ответы на вопросы.

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент

совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое

внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева.

На каждом уроке использую следующие приемы:

• чтение за диктором;

• чтение в парах, групповое чтение;

• чтение с ускорением темпа;

• самозамер скорости чтения.

Так, например, в 3-4 классе очень широко использую работу

консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы

своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант

непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем

пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим

дополнением, это зависит от задания учителя

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что

постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это

создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям

освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка,

нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с

нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями

три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей

желание читать).

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают

одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то

быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно

добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме

жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской

Народной Республики.

4. Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня

фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит,

он находится под их впечатлением.

5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает

кратковременный отдых.

6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают

до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же

отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с

первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько

слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у

учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует

читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на19

этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие

упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер

скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и

запись в дневник ( ежедневно).

Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти,

выработке устойчивого внимания.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует

неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений,

замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы

формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен

определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений

(специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть

стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению,

вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова

по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное

расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя»,

образцовое чтение учителя.

По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя

ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения

отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

По мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда,

когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

Мы считаем, что показателями чтения и обученности читателя является

его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:

1. Что я чувствую, когда читаю?

2. Почему именно так я чувствую, переживаю?

3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?

Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по

прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень – фактическое содержание.

2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков

персонажей.

3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в

паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если

первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и

потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть

подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит

от задания учителя.

Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости,

читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной

школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение

трудным непонятным словам.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения,

является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с

новым заданием. Использую в работе 56 видов работы над, описанные в

журнале «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом,

Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).

Роль родителей в воспитании любви к чтению.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на

родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что

чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. при этом, особенно

на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию

интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители

проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень

важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым,

снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Помогают и открытые для родителей уроки. Многие остаются,

благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём

неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение

уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к

чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Заключение.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на

уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости

чтения можно говорить.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое

чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств

совершенствования учебного процесса для самых различных уровней

обучения.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и

осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому

языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и

во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают

участие и родители.

В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного,

выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков

чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е.

создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на

выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять

их.

На начало учебного года 2016/17 -9 человек не справились с нормой чтения, через 2 недели усиленных занятий-6 человек, а во время входной проверки техники чтения всего 2 человека. В конце четверти-1 человек .

В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно

больше работать индивидуально.