Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Курченкова Ю.А, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Вязьмы
Современный, динамичный и меняющийся мир предъявляет много новых требований к адаптационным возможностям человека и к школьному образованию в целом.
В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейщем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
На современном этапе развития общества начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира и навыков здорового образа жизни.
Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами соответствующих технологий.
Задачами здоровьесберегающей педагогики являются:
- воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
- внедрение в работу учителя (школы) соответствующих рекомендаций, приёмов, технологий;
- реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику возможность не только сохранять, но и развивать разные аспекты здоровья.
Педагогические технологии здоровьесбережения
- Организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний
- Психолого-педагогические: связаны с работой учителя как на уроке, так и во внеурочное время и взаимодействием на детей в течение классно-урочного времени
- Учебно-воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своём здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на просвещение родителей
Здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
- В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия» , а не только как отсутствие болезней и физических недостатков
Факторы, формирующие здоровый образ жизни и
способствующие укреплению
здоровья школьников:
- рационально организованный режим дня;
- сбалансированное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- занятия по физической культуре на открытом воздухе;
- закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка;
- регулярное качественное медицинское обслуживание;
- благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия;
- пример семьи и педагогов
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального образования и направлена не только на формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, но и на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП начального общего образования реализуется учителями через следующие формы организации образовательного процесса: урок, внешкольная деятельность и внеурочная деятельность по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
Кружки внеурочной деятельности, реализующиеся в МБОУ СОШ №3
- Оздоровительная физкультура
- Ритмика
- Юный турист
- В здоровом теле здоровый дух
- Игротека
- Успешный ученик
- Хочу всё знать
- Тропинка к своему Я
- Умелые ручки
- Тикко моделирование
- Юный художник
- Чудо-пластилин…
Актуальность проведения внеурочных занятий
определяется рядом факторов практического характера:
- на обучение рациональным приёмам применения знаний по охране жизни и здоровья на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;
- на общение учителя и ученика;
- ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика;
- занятость ученика во внеурочное время
Ключевым концептуальным содержанием всех курсов является саморазвитие личности ученика, формирование мировоззрения, эрудиции, кругозора и навыков здорового образа жизни.
мотивации и воспитание у учащихся
личностных качеств,
необходимых для организации
эффективного межличностного
общения в группе (учить слушать
мнение других, аргументировано
доказывать свою точку зрения,
самостоятельно делать выводы
и умозаключения, применять свои
знания на практике)
- создание условий для индивидуального
развития ребёнка в выбранной сфере
внеурочной деятельности и для
реализации приобретённых ЗУН;
развитие опыта творческой
деятельности и неформального общения
процессов личности (восприятия,
внимания, памяти, воображения,
мышления, речи), познавательной
активности и интересов
Задачи
курсов:
и системное представление о
деятельности мышления,
научить способам
мыслительной деятельности;
- развитие интеллекта;
- становление информационной
грамотности, обучение приёмам
исследовательской
и творческой деятельности
- формирование у школьников
предметных и метапредметных
знаний, умений и представлений о мире;
формирование основ умения учиться
и духовного здоровья школьников
- Комплексное решение выше названных задач обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающих подходов в образовании.
- Формирование у школьников УУД обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации внеурочных занятий школьников (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, исследовательские и частично-поисковые методы работы).
- На занятиях используются следующие формы работы: дидактические игры, уроки здоровья, экскурсии, доклад, исследование, проект, творческие задания, создание портфолио. В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы.
Направления деятельности в области здоровьясбережения
при проведении внеурочных занятий:
- создание безопасной среды во время проведения внеурочных занятий;
- применение здоровьесберегающих технологий ( защитно-профилактические: соблюдение санитарно-гигиенических требований, чистоты и т.д.; компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и другие; стимулирующие: закаливание, физические нагрузки и т.п.; информационно-обучающие призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья);
- создание эмоционально-благоприятной атмосферы во время внеурочных занятий;
- создание положительной мотивационной среды внеурочных занятий;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- просветительская и профилактическая деятельность по формированию здорового образа жизни
Кружок «Если хочешь быть здоров»
(спортивно-оздоровительное направление )
Здоровые дети - это благополучие общества.
Программа кружка направлена на обучение учащихся грамотной заботе о своём здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Занятия способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Проект «Мои первые достижения в спорте. Карате Киокушинкай»
Проект «Юный пешеход»
В результате внеурочной деятельности предполагается реализация всех выше поставленных задач.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения нет будущего и поэтому проблему сохранения здоровья нужно решать на всех уровнях общества, в том числе и в школе.