СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметной игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра выступает как психолого-педагогический инструмент для коррекции развития детей с детским аутизмом

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметной игры»

«Формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом».

Турчанинова Зухра Талхаевна

Учитель-дефектолог

Слайд№1 «Формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом».

На слайде № 2: Актуальность нашего исследования связана, прежде всего, с развивающейся системой инклюзивного образования в России и возрастающим количеством детей с расстройствами аутического спектра и

детей с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями развития.

При таком сложном варианте дизонтогенеза, как детский аутизм, игровые занятия представляются наиболее эффективным средством специальной помощи ребенку. Игра выступает как психолого-педагогический универсальный инструмент для коррекции и развития детей с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом.



В связи с выше изложенным, нами выбраны основные методологические параметры



Слайд №3. Основные методологические параметры на слайде

Цель - формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

Объект исследования - предметная игра у детей.

Предмет исследования – процесс формирования предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

Теоретические предположения, сделанные нами в ходе анализа (библиографических источников) по теме, требуют своего подтверждения на практике. С этой целью, было организовано и проведено экспериментальное исследование.

Слайд 4 . Целью исследования является:

Изучение особенностей формирования предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом и на основании полученных результатов разработка описание и апробирование коррекционной работы по формированию предметной игры у детей данной группы.

Мы считаем, что без специальной коррекционной работы предметная игра у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом не формируется.

Слайд 5 Принимая во внимание перечисленные параметры исследования, определены задачи, в соответствии с которыми выстроена логика исследования, а также – структура и содержание глав и параграфов выпускной квалификационной работы:

  1. Сформировать экспериментальную группу для выявления особенностей предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом.

  2. Определить критерии оценки и подобрать методики исследования сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

  3. Разработать и апробировать коррекционную работу по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

  4. Выявить эффективность проведенной работы, провести анализ результатов.

Слайд 6. Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Линевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В состав экспериментальной группы входят дети первого класса в количестве 2 человек. Возраст 7 – 8 лет.

Выборка группы для исследования выполнена с применением лонгитюдного метода.

Слайд 7 . Экспериментальная работа проводилась в три этапа: На каждом этапе ставилась определенная цель.

Констатирующий этап

Цель: выявление уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

Формирующий этап

Цель формирующего этапа: разработать и апробировать коррекционную работу по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

Контрольный этап

Цель контрольного этапа: анализ результатов уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.


Слайд 8

На основе анализа научно-методической литературы подобраны методики по обследованию игровых навыков у детей с расстройствами аутического спектра.

1. Хаустов А.В. «Обследования игровых навыков детей с расстройствами аутического спектора», основанная на исследованиях данных авторов/ С.Д.Забрамной, Е.А.Стребелевой, Никольской О.С., Лаврентьевой Н.Б, Эльконина Д.Б/

2.»Карта обследования школьников с аутизмом»

3. Опрос родителей и специалистов.

4.Включенное педагогическое наблюдение

Слайд 9

Структура обследования игровых навыков состоит из четырех основных этапов:

I этап – первичный сбор информации о игре ребенка в ходе беседы с родителями. Данные, полученные на 1 этапе, дают общие представления об особенностях и уровне развития игры ребенка с аутизмом.

II этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе свободной игровой ситуации. На 2-ом этапе уточняются сведения, полученные от родителей. Итог первого и второго этапа – выявление зоны актуального развития игры ребенка. Результаты обследования показывают, какие навыки у него сформированы на данный момент.

III этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе структурированной игровой ситуации. Результатом третьего этапа обследования является выявление зоны актуального и ближайшего развития игры ребенка, его потенциальных возможностей, целей коррекционной работы.

IV этап – протоколирование и анализ результатов обследования. На 4 этапе выявляется итоговый уровень сформированности игровых навыков ребенка. Осуществляется конечный выбор целей коррекционной работы.


Слайд 10 Для оценки уровня сформированности игровых навыков используется балльная система: «0баллов» – навык не сформирован. «1б» – навык сформирован частично «2балла» – навык сформирован полностью

Уровень сформированности предметной игры у обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом определялся на основе полученных данных следующим образом:

«0» – навык не сформирован. Низкий уровень: ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие;

«1» – навык сформирован частично. Средний уровень: ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.);

«2» – навык сформирован полностью. Высокий уровень: ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.

Слайд 11. Результаты исследования на констатирующем этапе показали низкий уровень сформированности игровых навыков: 1 ребенок может применять игровые действия, остальными навыками не наделен. У 2 ребенка сформированы знания по называнию роли, остальные навыки также не сформированы.

Уровень сформированности игровых навыков у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом представлены в диаграмме 1.



Диаграмма 1 – Уровень сформированности игровых навыков


Особенности игровой деятельности.(объяснение к диаграмме,если зададут вопрос по результатам диаграммы)

  1. Характеристика ролей, которые выполняет учащийся в игре:

1 ребенок и 2 ребенок редко называют себя именем в процессе игры; в качестве средств для реализации роли используют только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются.

2.Отношение к правилам игры:

Учащиеся редко соотносят правила со взятой на себя ролью, игнорируют замечания по поводу нарушения правил, не замечают нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.

  1. Характеристика игровых действий:

У исследуемых детей не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; плохо отражают функции взрослого с помощью игровых действий; игровые действия не сопровождаются речью; нечётко осознают, что игровое действие - это воображаемая ситуация, а не реальность.

  1. Игровые предметы, их характеристика: связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; игрушки: весы, касса, куклы, домик для кукол и пр.; воображаемые предметы отсутствуют; предметы-заместители отсутствуют.

  2. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка; реальные отношения между детьми с игрой не связаны.

  3. Характеристика сюжетов в играх детей: игра возникает под влиянием игрушки и взрослого, хаотичное манипулирование.

  4. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.

Особенности уровня притязаний в игре: отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять - главную или второстепенную; от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает стереотипные действия.


Слайд 12 На констатирующем этапе проведено:


  • анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, данные опроса представлены в Приложении А, в таблице А. 7;

  • наблюдение за выбранными детьми в привычной для них обстановке (на прогулке, на уроках, в столовой), данные - в Приложение Б, в таблицу Б. 8;

  • заполнена карта педагогического обследования за детьми с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом, результаты представлены в таблице





Результаты обследования по методике «Карта педагогического обследования для школьников с аутизмом» Е. Л. Агафоновой и О. О. Григорян на констатирующем этапе представлены в таблице 3.

Таблица 3


1 ребенок

2 ребенок

Рецептивные навыки

Умение слушать, понимать услышанное сформировано слабо. Инструкции выполняет в неполной мере.

Умение слушать и понимать услышанное сформировано слабо. Почти не выполняет инструкции.

Личностные навыки

Навыки самообслуживания сформированы слабо. Нуждается в организующей помощи педагога.

Навыки самообслуживания сформированы слабо. Нуждается в организующей помощи педагога.

Межличностное взаимодействие

Плохо распознаёт и выражает эмоции. Навык подражания сформирован не в полной мере. С одноклассниками не общается.

Не распознаёт эмоции. Навык подражания сформирован слабо. Предпочитает проводить время наедине с самой собой.

Игра, время препровождение

В свободное время предпочитает складывать пазлы, смотреть в окно. Умение делиться и сотрудничать с другими детьми не сформировано.

В свободное время предпочитает рисовать или же хаотично передвигаться по комнате. Умение делить и сотрудничать с другими детьми не сформировано.

Навыки сотрудничества

Поведение

Плохо контролирует собственное поведение. Редко следует общественным нормам и правилам поведения.

Контроль за поведением резко снижен. Почти не следует общественным нормам.





В результате проведённой работы были выявлены следующие особенности: отсутствие умения слушать, понимать услышанное, выполнять инструкцию в полной мере, неспособность начать и поддерживать диалог, нарушения в распознавании и выражении эмоций, отсутствие умения делиться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, отказ от следования социальным правилам и нормам, стремление к уединению, трудности с сонаправленным вниманием и эмоциональной саморегуляцией, отсутствие привязанности к родителям.


Слайд 13 Во время проведения констатирующего этапа экспериментальной работы пришли к выводу:

При сочетаниях умственной отсталости с детским аутизмом, два таких сложных первазивных дефекта, взаимовлияя друг на друга, значительно усугубляют отклонение в психическом развитии ребёнка, усложняют коррекционную работу, делая её практически невозможной без медикаментозной терапии, ослабляющей ярко выраженные проявления нарушений эмоционально- волевой сферы и поведения у детей.


Слайд 14 . Без специальной коррекционной работы невозможно сформировать навыки предметной игры. Нами разработаны цели и основные этапы коррекционной работы, тематическое планирование коррекционного занятия, задания и упражнения для формирования предметной игры.

Цели данной работы:

  • установление положительного эмоционального контакта;

  • преодоление негативных реакций;

  • выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;

  • коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры.

Основные этапы коррекционной работы:

1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.


2. Преодоления трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучения его социальным нормам поведения, развитие его способностей.

коррекция эмоциональной сферы

Тематическое планирование коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом, задания и упражнения для формирования предметной игры представлены в приложениях В и Г.

Слайд 15 На контрольном этапе провели повторное обследование по тем же методикам


  • повторное анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, которое отражено в Приложении Д, в таблице 9.

  • Наблюдение за детьми на контрольном этапе экспериментальной работы представлено в Приложении Е, в таблице 9

  • Анализ ученических тетрадей и рисунков детей представлены в таблице 4

  • Заполнена карта педагогического обследования







Слайд 16 Выводы на контрольном этапе:

Без специальной коррекционной работы невозможно сформировать навыки предметной игры.

Для успешной коррекционной работы с ребенком с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом важна четкая технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС О УО (ИН).

Большое значение имеет и взаимодействие с семьей особенного ребенка.

Комплексный подход: взаимодействие всех специалистов.


Слайд 17 Сравнительные количественные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

(диаграмма)

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у детей отметилась незначительная динамика сформированности игровой деятельности, в том числе и предметной игры.

У детей незначительно улучшилось состояние эмоционально- волевой сферы. Также можно отметить, что заметно снизились случаи агрессии. Во время стресса или непонятной для них ситуации, уже принимали помощь взрослого. Дети научились выполнять односложные просьбы. Это в свою очередь указывает на эффективность предложенной системы коррекционных упражнений и игр

Слайд 18 Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале экспериментальной работы, доказана. Специальная коррекционная работа по формированию предметной игры с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и особенностей детей, позволила сделать шаги к преодолению некоторых коммуникативных нарушений, а также положительно повлиять на уровень сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом.

Благодарю за внимание.

Турчанинова З.Т.