СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на различных этапах урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на различных этапах урока»

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

  • Продумать форму подведения итогов урока.

  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД: должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между учениками и учителем. Учитель должен помнить, что обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.

Универсальные учебные действия(УУД) - совокупность способов действия обучающегося и   связанных с ними навыков учебной работы, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса

Что понимать под метапредметнымиУУД?

Прежде всего давайте разберемся с понятием метапредметность.Приставка "Мета" означает «следующее за…»Иногда это называют универсальными знаниями и способами.Метапредметные УУД включают в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные.

-Регулятивные действия заключаются в

Умении поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено;

умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата;

умение прогнозировать результат своих действий;

умение контролировать свои действия.

-Познавательные.

Умение самостоятельно находить необходимую информацию,  формулировать  проблему,создавать алгоритм деятельности для решения проблем,

выбирать наиболее эффективные способы решения.

-Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;разрешение конфликтов;управление поведением партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке

Этап урока

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

I Орг.момент. Проверка д/з. Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2)  Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II Подготовка к работе на основном этапе.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися учебного действия или в его обосновании.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

 

III Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

  2. Организовать построение проекта выхода из затруднения:

Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные:знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

 

4) Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

V Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII Самостоятельная работа

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Регулятивные: прогнозирование .

 

IX Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

 


Развитие метапредметных УУД позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 

Наиболее оптимальными методами формирования метапредметных УУД на уроках математики считаю: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения. Сначала совместно с детьми обозначается проблемная ситуация, затем учеником аргументируется каждый шаг к решению проблемы.

Эвристическая беседа – это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся.

Она способствует непроизвольному формированию памяти и навыков анализа и преобразования понятий, а также желания общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.

Исследовательский метод. Его использую при организации практических занятий, на обобщающих уроках, когда учащиеся достаточно хорошо знают материал, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.

 Приёмы, для формирования метапредметных УУД.

  1. Групповая работа. Заключается в следующем:

Учитель разбивает класс на малые группы, при этом не проводится четкого распределения ролей, дети выбирают их сами.

  •     Уточнение выбора роли означает дальнейшее повышение ответственности за свой выбор, так как результат работы зависит от каждого.

  • Участие ученика в работе группы должно быть добровольным и сознательным.

  • При использовании групповой работы формируются навыки построения внутриколлективных отношений.

  • Самой интересной формой групповой работы является мозговой штурм. Основная задача приёма – сбор как можно большего числа идей в результате чего участники обсуждения освобождаются от инерции мышления и стереотипов.

2. Работа в парах. Работа в парах – это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая обучает учебному сотрудничеству.

Используя этот приём, я совместно с учащимися определяю правила работы в паре для эффективного взаимодействия.При этом ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывая общее решение.

3.Математический квест. Этот приём  позволяет успешно  развивать метапредметные УУД.

Он делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях,

способствует развитию познавательных и творческих навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания,

умений ориентироваться в информационном пространстве.

4. Проект. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные и групповые приемы работы.

Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объемными, требующими от учащихся внеурочной подготовки.

Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высоким уровнем развития метапредметных УУД.

Как и другие приемы, данный приём создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию.

 

5.Составление кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными  мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нестандартной формы мышления.

6. Портфолио математических достижений.

Это - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся по математике. Особенность портфолио заключается в том, что:- это внешняя оценка результатов- внутренняя форма самоанализа и самооценки- форма проектирования индивидуальной траектории саморазвития

7. Мини-исследования.

Введение элементов исследовательской деятельности считаю необходимым начинать как можно раньше, так как в результате учащиеся приобретают навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее действенных методов для формирования творческого подхода к  решению  различных жизненных ситуаций и нестандартных задач.

8 .Приём самооценивания ( использую алгоритм самооценки)

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на содержательную оценку. Для этого использую карточки со знаками «+» и «- »,смайлики,три шкалы успешности.