Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД: должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между учениками и учителем. Учитель должен помнить, что обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.
Универсальные учебные действия(УУД) - совокупность способов действия обучающегося и связанных с ними навыков учебной работы, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса
Что понимать под метапредметнымиУУД?
Прежде всего давайте разберемся с понятием метапредметность.Приставка "Мета" означает «следующее за…»Иногда это называют универсальными знаниями и способами.Метапредметные УУД включают в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные.
-Регулятивные действия заключаются в
Умении поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено;
умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата;
умение прогнозировать результат своих действий;
умение контролировать свои действия.
-Познавательные.
Умение самостоятельно находить необходимую информацию, формулировать проблему,создавать алгоритм деятельности для решения проблем,
выбирать наиболее эффективные способы решения.
-Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;разрешение конфликтов;управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке
Этап урока | Требования к этапу | УУД, формирующиеся на данном этапе |
I Орг.момент. Проверка д/з. Мотивация к учебной деятельности | 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II Подготовка к работе на основном этапе. | 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися учебного действия или в его обосновании. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
III Усвоение новых знаний и способов действий | Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Организовать построение проекта выхода из затруднения: Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные:знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
4) Реализация построенного проекта | 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
V Первичное закрепление во внешней речи | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
VII Самостоятельная работа | 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VIII Включение в систему знаний и повторение | 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Регулятивные: прогнозирование . |
IX Рефлексия учебной деятельности | 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Развитие метапредметных УУД позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее оптимальными методами формирования метапредметных УУД на уроках математики считаю: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.
Метод проблемного изложения. Сначала совместно с детьми обозначается проблемная ситуация, затем учеником аргументируется каждый шаг к решению проблемы.
Эвристическая беседа – это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся.
Она способствует непроизвольному формированию памяти и навыков анализа и преобразования понятий, а также желания общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.
Исследовательский метод. Его использую при организации практических занятий, на обобщающих уроках, когда учащиеся достаточно хорошо знают материал, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.
Приёмы, для формирования метапредметных УУД.
Групповая работа. Заключается в следующем:
Учитель разбивает класс на малые группы, при этом не проводится четкого распределения ролей, дети выбирают их сами.
Уточнение выбора роли означает дальнейшее повышение ответственности за свой выбор, так как результат работы зависит от каждого.
Участие ученика в работе группы должно быть добровольным и сознательным.
При использовании групповой работы формируются навыки построения внутриколлективных отношений.
Самой интересной формой групповой работы является мозговой штурм. Основная задача приёма – сбор как можно большего числа идей в результате чего участники обсуждения освобождаются от инерции мышления и стереотипов.
2. Работа в парах. Работа в парах – это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая обучает учебному сотрудничеству.
Используя этот приём, я совместно с учащимися определяю правила работы в паре для эффективного взаимодействия.При этом ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывая общее решение.
3.Математический квест. Этот приём позволяет успешно развивать метапредметные УУД.
Он делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях,
способствует развитию познавательных и творческих навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания,
умений ориентироваться в информационном пространстве.
4. Проект. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные и групповые приемы работы.
Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объемными, требующими от учащихся внеурочной подготовки.
Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высоким уровнем развития метапредметных УУД.
Как и другие приемы, данный приём создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию.
5.Составление кластера.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нестандартной формы мышления.
6. Портфолио математических достижений.
Это - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся по математике. Особенность портфолио заключается в том, что:- это внешняя оценка результатов- внутренняя форма самоанализа и самооценки- форма проектирования индивидуальной траектории саморазвития
7. Мини-исследования.
Введение элементов исследовательской деятельности считаю необходимым начинать как можно раньше, так как в результате учащиеся приобретают навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее действенных методов для формирования творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций и нестандартных задач.
8 .Приём самооценивания ( использую алгоритм самооценки)
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на содержательную оценку. Для этого использую карточки со знаками «+» и «- »,смайлики,три шкалы успешности.