Формирование нравственных ориентиров на уроках истории, обществознания.
2015
( выступление на педсовете учителя истории и обществознания
I кв.к - Овчинниковой Г.А.) МБОУ СОШ №18 г.о.Коломна .
Уважаемые коллеги!
В силу специфики преподаваемых дисциплин, нам, учителям истории и обществознания, чаще других приходится сталкиваться с вопросами нравственности, гражданственности, патриотизма , правовой, политической культуры и т.д.
Разрабатывая рабочую программу уроков истории и обществознания, мы обращаемся к нормативным документам
и первые из них – это Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании.
На первом этапе введения стандартов нового поколения цели обществоведческого и исторического образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданственности и патриотизма, развитию мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Историческое знание само по себе облагораживает и воспитывает, способствует развитию личности. Если пробуждать в детях интерес к прошлому в доступной форме, помогать усваивать важнейшие факты отечественной и всеобщей истории так, чтобы стали близки радости и страдания далеких предков, то воспитательная цель уроков во многом будет достигнута.
В процессе изучения истории ученики узнают о борьбе за политические права и свободы человека, политическую власть и лучшее устройство правовых отношений. В курсе истории мы рассказываем ученикам о подвигах патриотизма и гуманизма наших предков, примерах самоотверженности и высокой духовной культуры, все то , что могло бы иметь хорошее нравственное влияние на подростков.
Известные государственные деятели, исторические личности, искусные полководцы, отражение нашествия врагов на нашу Родину, исторические факты, связанные с героическими подвигами нашего народа – все это представляет богатые возможности для патриотического и нравственного воспитания учащихся.
Ещё древние назвали историю «наставницей жизни».
На примерах конкретных исторических фактов и событий раскрываются идеалы старших поколений. Изучение истории России воздействует на эмоциональную сферу ученика. Формируя патриотическое сознание и чувства, курс истории активно влияет на мотивы поведения учащихся, воспитывает их нравственные качества, которые реализуются в поведении. Нравственная оценка школьниками в процессе учебной работы тех или иных исторических явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики.
Уроки истории, посвященные юбилейным датам , например, 400 лет дому Романовых, Великие битвы Великой Отечественной войны, и др. направляют учащихся на исследовательскую деятельность. Они выполняют проекты на данные темы. Ученица 8 «Б» класса – Гребенюк Татьяна- создала мультимедийную презентацию по теме «Свеча памяти», посвященную 70-летию снятия блокады Ленинграда и заняла III место среди учащихся школ города.
Курс обществознания позволяет учащимся овладеть знаниями, умениями системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Компетентному гражданину свойственна гражданственность – идейно-нравственное качество личности, характеризующейся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своего народа, сознанием себя полноправным гражданином своей страны.
Все качества , заявленные в целях обществоведческого и исторического образования закреплены в Конституции РФ. Наряду с научными знаниями, конституционные нормы составляют фундамент обществоведческого курса.
Это связано с тем, что, будучи документом высшей юридической силы, Конституция является, во-первых, основой всей правовой системы Российского государства. А без изучения правовых норм невозможно формировать правосознание и правомерное поведение, являющееся неотъемлемыми качествами гражданина, невыполнимой станет актуальная задача преодоления правового нигилизма в обществе.
Во-вторых, основы конституционного строя определяют всю систему общественных отношений в стране.
В-третьих, Конституция как общегражданский документ заключает в себе систему ценностей, которые не зависят от групповых, этнических, конфессиональных воззрений и предпочтений.
Среди них:
. человек, его права и свободы;
. гражданский мир и согласие;
. государственное единство России;
. принципы равноправия и самоопределения народов;
. любовь и уважение к Отечеству;
. вера в добро и справедливость;
. суверенная государственность России;
. демократическая основа российской государственности;
. ответственность за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.
Приведенный круг ценностей должен быть усвоен учащимися как комплекс ориентиров – то, что нужно отстаивать, с чем следует соотносить свою деятельность. Именно в курсе обществознания создается необходимая база для формирования системы ценностей, охватывающей все стороны социальной жизни гражданина ( отношения собственности, политические, социальные, национальные, семейные, идеологические и иные сферы деятельности).
Многолетний опыт подтвердил, что выполнение актуальных педагогических задач целесообразно осуществлять в интегрированном курсе, объединяющем в своем содержании научные знания, социальные нормы и ценности.
За последние годы этот курс вошел в учебные планы как основной, так и старшей школы, сопровождая социальное взросление учащихся с 10-11 до 17-18 лет.
Еще в начале двадцатого века исследователями причин криминального поведения несовершеннолетних была отмечена существенная трансформация моральных норм среди подростковых групп. Здесь очевидна дефектность именно знаний. Представление о патриотизме в сознании некоторых подростковых групп приобретает уродливый характер и это порождает агрессию по отношению к людям с «неславянской внешностью». Вероятно, именно это имел в виду В.В.Путин, когда говорил, что «Россия стала великим государством только благодаря межнациональному согласию…».
В 5,6,7 классах курс обществознания обращен к актуальным проблемам растущей личности, раскрывает их в живой, занимательной форме, через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Курс строится вокруг типичных ситуаций, нравственных и правовых норм, жизненных ценностей. Это создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующие достойное поведение. Одной из задач данной работы является создание иммунитета к правонарушениям и другим негативным явлениям.
В учебнике 5,6 класса глава под названием «Родина» содержит тему «Что значит быть патриотом?» и отвечает на этот вопрос так: патриот-это человек, любящий Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы во имя интересов Родины; настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки; он постарается сделать жизнь на Родине лучше, достойнее.
А тема, в названии которой использованы слова из Конституции РФ «Мы- многонациональный нард России», подводит к выводу: в России много национальностей, но все они-один народ.
И рядом еще одна тема – «Гражданин – Отечества достойный сын», в которой разъясняется, что гражданин России не может быть безразличным к её судьбе; он радуется её успехам, переживает за её беды, делает все для благополучия Отчизны.
Раскрытие основных положений сопровождается экскурсами в историю:
. история государственного флага и гимна;
. сюжеты о создании народного ополчения в начале XVII века;
. тимуровское движение в 1930-е гг.;
. рассказы о патриотическом подъеме в годы Великой Отечественной войны и др.
Среди практических выводов по этим темам есть рубрика «Учимся быть достойными гражданами» и там следующие выводы:
. учись воспринимать успехи России как свои, а её беды как свои беды;
. используй любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих тебя людей, для страны.
В 7 классе курс добавляется темами «Права и обязанности граждан», «Защита Отечества» и т.п.. И здесь важны задания, побуждающие детей к гражданским поступкам:
. найди возможность принять участие в озеленении твоего двора, школы, улиц своего города;
. вместе с одноклассниками узнай, где в вашем городе похоронены участники боев. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения;
. возможно рядом с тобой живет семья погибшего воина. Узнай, есть ли в ней люди, которым нужна помощь.
В 8,9 классах все эти вопросы рассматриваются более глубоко. Рассматривается важный аспект патриотизма- национальная гордость. Учебник разъясняет это понятие и противопоставляет две позиции. Одна – что русские люди включали в себя уважение чувств других народов. Другая – все свое – хорошо, все чужое-плохо. Такая ограниченность ведет к национальной розни. Организуется работа учащихся с документом, которая способствует решению одной из задач курса - формированию общероссийской идентичности. ( напомню, что в «послании Президента РФ Федеральному собранию» используется понятие «российская нация»).
Гражданская позиция и гражданское поведение обстоятельно рассматриваются в темах «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни».
В старших классах проблемы патриотизма и гражданственности изучаются на более высоком уровне. Сознательный патриотизм трактуется как нравственный и социально-политический принцип, который предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям любых национальностей.
Использование прав, свобод и обязанностей должно быть связано с соблюдением им моральных норм. Курс нацелен на изучение его философско- этической составляющей, на побуждение учащихся к размышлению о смысле жизни, на приобщение их к системе духовных ценностей, народным традициям, основам традиционных для России религий.
Эффективное гражданское образование и воспитание предполагают целенаправленную организацию личного опыта учащихся на основе полученных знаний.
Компетентное выполнение функций гражданина требует умения применять полученные в школе знания. Весьма значим деятельностный компонент учебного процесса.
Для формирования гражданственности используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалы СМИ, интернет-ресурсы, подготовка рефератов, эссе, проектная деятельность. Помимо уроков дети создают презентации, пишут творческие работы, участвуют в олимпиадах, конкурсах.
Каждый год мы проводим городские уроки: урок Толерантности (16 ноября-межд.день), Конституция РФ (12 декабря), Государственные символы РФ (16 апреля). Учащиеся выполняют творческие работы по этим темам. Не раз работы наших учащихся были отмечены на городских конкурсах, например, «Права человека-глазами ребенка», «Я – гражданин России» , «Семья в истории России» и др..
На уроках ребята отвечают на вопросы: что такое нравственность и мораль, милосердие, гуманизм, честь, достоинство, доброта, долг, что такое счастье, что может способствовать росту нравственности в жизни нашего общества.
Станет ли новорожденный личностью или останется инфантильным недорослем, будет ли полезен и дорог родителям, своим детям, друзьям, близким и обществу в целом, или принесет людям несчастье и страдания - зависит от атмосферы, в которой он будет расти и жить.
Главная цель нравственно-правового воспитания - развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру.