Виткаускас Е.Н.
Использование краеведческого материала
на уроках истории и обществознания
Темой моего самообразования является «Историческое краеведение и его роль в образовательной и воспитательной работе педагога». Выбор данного направления обусловлен государственной политикой в области образования и воспитания в целях формирования «нового гражданина» страны: нравственно-развитого, патриотичного, свободомыслящего, умеющего ориентироваться в большом потоке информации, анализировать и делать выводы.
Социально-экономическая политика современной России достаточно противоречива, однако, она играет большую роль в жизнедеятельности человека. Анализируя современную ситуацию, можно с уверенностью сказать, что во всех сферах жизни общества происходят кардинальные изменения, прежде всего, это относится к духовному развитию человека.
Прежняя система ценностей постепенно разрушается, изменению подвергаются многие традиции народа, его история и культура. В молодежной среде можно заметить неуверенность в завтрашнем дне, утрату интереса к знаниям, труду, процессу обучения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что для решения назревших проблем морально-психологической ориентации молодого поколения, необходимо, прежде всего, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности. Важная роль в этом направлении отводится образовательной деятельности.
Образование, как одно из важнейших структур общественной жизни, призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в разнообразных условиях. На наш взгляд, именно изучение истории своей страны позволяет привить молодежи любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее развивающейся и сильной, а также способствовать бережному отношению к истории Отечества, памятникам культуры и искусства.
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, основанное на научном изучении документов, памятников истории и других материалов. К объектам изучения относится социально-экономическое, политическое и культурное развитие села, города, района, области или края. Именно поэтому, на сегодняшний день краеведение является важным средством повышения качества знаний, и формирования основных компетенций студентов.
Анализируя опыт работы, можно с уверенностью сказать, что студентам достаточно сложно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким и незнакомым. Краеведческий материал, внедряемый педагогом на уроках истории и обществознания, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания студентов более прочными и обширными. Кроме того, изучение истории родного края, истории семьи и рода помогает им глубже осознать свою причастность к событиям, которые происходят в стране, прививает чувство гордости и ответственности за свое прошлое и будущее. Главной особенностью краеведческого материала, на наш взгляд, является то, что он может быть использован в виде отдельных вопросов и фактов на любом этапе урока. Таким образом, мы выполняем одну из целей Закона «Об образовании» – способствуем защите национальных культур и региональных культурных традиций. Роль учителя в организации системной, личностно-ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия переоценить невозможно. Особая роль в этом вопросе отводится новым педагогическим технологиям, которые должны обучать не только воспринимать и запоминать учебный материал, но и критически ее и осмысливать, анализировать, проводить аналогии, делать прогнозы и выводы. Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволяет выполнить эти задачи.
Благодаря применению в процессе обучения разнообразных форм и технологий работы с краеведческим материалом, мы способствуем формированию у студентов заинтересованности к истории страны, проявлению самостоятельности, инициативы, умения отстаивать свою точку зрения, анализировать и делать выводы.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что посредством внедрения краеведения в общий курс обучения, мы способствуем выполнению основных положений ФГОС:
- ориентированность на воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонациональной России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры и традиций своего народа, края, города, села.
Благодаря использованию краеведческого материала на уроках истории и обществознания, мы решаем следующие задачи:
1. расширение и углубление общеисторических знаний студентов путем изучения истории родного края;
2. дальнейшее развитие умений и навыков работы с историческими источниками, научной и художественно-исторической литературой, документами.
3. через изучение истории своего края и семьи воспитывать любовь к Родине, интерес к истории.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной работе, способствует формированию гражданственности, патриотичности, развитию необходимых знаний, умений и навыков, а также всестороннему развитию студентов.
Библиография:
Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.
Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6
Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л.К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 3. – С.40–47.
Забытова С.В. Изучение региональной истории в школе / С.В. Забытова; под ред. Н.А. Шаховой, И.Е. Федоровой. – Благовещенск, 2000. – С.32–37.