СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема, над которой я работаю - это формирование профессиональных качеств личности, выработка профессионально-педагогического мышления. Решение этой задачи вижу и решаю в ходе проведения каждого урока, решая следующие задачи, как ведение уроков различных типов, форм; овладение различными технологиями проведения урока, в том числе и современными. В современном обучении существенно возрастает роль методологии. Учащиеся должны не только запоминать информацию, но и уметь ее анализировать, сравнивать, делать правильные выводы, получать новые знания. Цель: 1.Разработка методики формирования педагогических приемов обучения; 2. Повышение профессионального роста и жизненного успеха; 3. Повысить эффективность уроков физики и математики; 4. Повысить интерес учеников к урокам. Гипотеза: если в процессе обучения учащихся физике и математике, применять различные приемы, то повысится уровень успеваемости учеников. Задачи: 1. Собрать материалы из педагогической, научно – методической и учебной литературы; 2. Систематизировать некоторые приемы обучения, найти их взаимосвязь, включить во ваимоусиливающую систему; 3. Создать сетку педагогических приемов (конструктор уроков); 4. Применить сетку педагогических приемов на уроках при формирование УУД учащихся Новизна: 1. Создана сетка приемов для каждого этапа урока по формированию УУД учащихся 2. Получить развитие идей формирования «Конструктора урока», через проведения различных форм уроков. Актуальность: Систематизировать свою работу, повысить успеваемость учеников по физике и математике, внедрение ФГОС в старших классах Ожидаемый результат: Систематизировать свою работу, повысить успеваемость учеников по физике и математике, готовность к ФГОС Конструктор урока – это использование различных приемов обучения на уроках по формирование УУД учащихся Начало урока (Мотивация, целеполагание) 1. Базовый лист контроля: Формула: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, который ОБЯЗАН знать каждый. Базовый лист – необходимый атрибут нескольких форм работы. Ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина – обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен 2. «Да - нетка!» Формула: учитель загадывает нечто (число предмет, литературного персонажа и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет» Урок физики: Задумано физическое явление. Какое? Урок математики: Задумана формула? Какая? Урок геометрии: Задумана фигура. Какая? 3. Удивляй! Формула: Формула: учитель начинает урок с интересного факта, опыта. Урок физики: Возьмем медный или латунный шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет. 4. Светофор. Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. «Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. 5. Кубик. Формула: Учитель дает ученику кубик, где на гранях написаны формулы. Ученики должны сказать, что за формула, где применяется, величины и их единицы измерения. Объяснение нового материала (Планирование) 1. Привлекательная цель Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванну. Мама не тащит его силой, а предлагает: пойдем купать рыбку! Такая цель ребенку понятна и привлекательна – и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели: «отстирывает» малыша – грязнульку. Формула: перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная цель. Урок физики. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик. 2. Практичность теории. Формула: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Физика 1. Почему летом младенцы часто болеют ОРЗ? (урок на тему «Виды теплопередачи», 8 класс) 2. Почему удобно пользоваться острыми инструментами: ножи, лопаты, топоры и т.д.? (урок на тему «Давление», 7 класс) 3. Вопросы к тексту. Формула: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. В этом случае можно использовать этот прием. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. 4. Фантазируем. Формула: разыгрывается сценка на учебную тему. Урок физики. Учитель на время становится Аристотелем в воображении учеников и говорит: «Докажите-ка мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму » Закрепление, повторение материала (Деятельность по реализации, деятельность) 1. Лови ошибку! Ребята ищут группой (попарно)ошибку, спорят, совещаются…Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как неправильные, так и неправильные. Задача группы (учеников), доказать их неверность и заменить правильными. 2. Игровая цель. Формула: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Урок математики. «Эстафета». На доске написаны примеры в три столбика. Ученики разбиваются на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму участнику. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. 3. Пересечение тем: Формула: ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, идеи, вопросы связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Урока физики(8 класс). При изучении темы «Сопротивление проводников» несколько учеников получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю тему с изученной ранее темой «Плавление вещества». Например, ученик предлагает такое условие: какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого 10м, а сопротивление R=0,017 Ом, температура провода 0?С. После этого можно предложить эту задачу всему классу. 4. Свои примеры. Формула: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Урок математики. Учитель: - Итак, мы уже имеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение. Контроль (Рефлексия) 1. Опрос по цепочке. Формула: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому по жесту учителя. И так можно делать несколько раз Урок физики. Учитель разобрал на доске задачу. Ученикам предстоит проводить комментарий по цепочке 2. Фактологический диктант. Формула: диктант проводится по базовым вопросам. На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. 3. Программируемый контроль. Формула: ученик выбирает один верный ответ из несколько предложенных. Хороший шанс получить столкновение мнений. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят. Урок физики. На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодействующая сила, если автомобиль движется вперед с постоянной скоростью. Ответы: А, Б, В, Г, перечисленные ответы неверны. 4. Релейная контрольная работа. Формула: контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Учитель задает домашнее задание массивом. Все задачи решать не обязательно. Но зато проводим релейные работы. Они формируются из массива. Можно включить и когда – то разобранные в классе задачи . Домашнее задание (коррекция) 1. Три уровня домашнего задания: Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней. Обязательный уровень. Оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику. Тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. 2. Задание массивом. Формула 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Формула 2: задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой темы. Ф. И. ученика Решенные задачи Иванов 45 42 54 Петров 45 54 55 62 63 65 Семенов 38 45 54 55 3. Идеальное задание: Формула: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое известных нам заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме, кто-то сделает кроссворд и т.д. Итоги урока (Оценка) 1. Опрос – итог. Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное). Что новое сегодня узнали? Чему научились? 2. Роль «подводящий уроки». Формула: ученик участвует в управлении обучением, выполняя эту роль. Эту роль выполняют ученики по очереди, каждый урок. 3. Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал качественно закреплен. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.