Проблема, над которой я работаю - это формирование профессиональных качеств личности, выработка профессионально-педагогического мышления. Решение этой задачи вижу и решаю в ходе проведения каждого урока, решая следующие задачи, как ведение уроков различных типов, форм; овладение различными технологиями проведения урока, в том числе и современными.
В современном обучении существенно возрастает роль методологии. Учащиеся должны не только запоминать информацию, но и уметь ее анализировать, сравнивать, делать правильные выводы, получать новые знания.
Цель:
1.Разработка методики формирования педагогических приемов обучения;
2. Повышение профессионального роста и жизненного успеха;
3. Повысить эффективность уроков физики и математики;
4. Повысить интерес учеников к урокам.
Гипотеза: если в процессе обучения учащихся физике и математике, применять различные приемы, то повысится уровень успеваемости учеников.
Задачи:
1. Собрать материалы из педагогической, научно – методической и учебной литературы;
2. Систематизировать некоторые приемы обучения, найти их взаимосвязь, включить во ваимоусиливающую систему;
3. Создать сетку педагогических приемов (конструктор уроков);
4. Применить сетку педагогических приемов на уроках при формирование УУД учащихся
Новизна:
1. Создана сетка приемов для каждого этапа урока по формированию УУД учащихся
2. Получить развитие идей формирования «Конструктора урока», через проведения различных форм уроков.
Актуальность: Систематизировать свою работу, повысить успеваемость учеников по физике и математике, внедрение ФГОС в старших классах
Ожидаемый результат: Систематизировать свою работу, повысить успеваемость учеников по физике и математике, готовность к ФГОС
Конструктор урока – это использование различных приемов обучения на уроках по формирование УУД учащихся
Начало урока (Мотивация, целеполагание)
1. Базовый лист контроля:
Формула: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, который ОБЯЗАН знать каждый.
Базовый лист – необходимый атрибут нескольких форм работы. Ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина – обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен
2. «Да - нетка!» Формула: учитель загадывает нечто (число предмет, литературного персонажа и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет»
Урок физики: Задумано физическое явление. Какое?
Урок математики: Задумана формула? Какая?
Урок геометрии: Задумана фигура. Какая?
3. Удивляй! Формула: Формула: учитель начинает урок с интересного факта, опыта.
Урок физики: Возьмем медный или латунный шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет.
4. Светофор. Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. «Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая.
5. Кубик. Формула: Учитель дает ученику кубик, где на гранях написаны формулы. Ученики должны сказать, что за формула, где применяется, величины и их единицы измерения.
Объяснение нового материала (Планирование)
1. Привлекательная цель Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванну. Мама не тащит его силой, а предлагает: пойдем купать рыбку! Такая цель ребенку понятна и привлекательна – и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели: «отстирывает» малыша – грязнульку.
Формула: перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная цель.
Урок физики. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
2. Практичность теории. Формула: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Физика
1. Почему летом младенцы часто болеют ОРЗ? (урок на тему «Виды теплопередачи», 8 класс)
2. Почему удобно пользоваться острыми инструментами: ножи, лопаты, топоры и т.д.? (урок на тему «Давление», 7 класс)
3. Вопросы к тексту. Формула: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. В этом случае можно использовать этот прием. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число.
4. Фантазируем. Формула: разыгрывается сценка на учебную тему. Урок физики. Учитель на время становится Аристотелем в воображении учеников и говорит: «Докажите-ка мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму »
Закрепление, повторение материала (Деятельность по реализации, деятельность)
1. Лови ошибку! Ребята ищут группой (попарно)ошибку, спорят, совещаются…Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как неправильные, так и неправильные. Задача группы (учеников), доказать их неверность и заменить правильными.
2. Игровая цель. Формула: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Урок математики. «Эстафета». На доске написаны примеры в три столбика. Ученики разбиваются на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму участнику. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.
3. Пересечение тем: Формула: ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, идеи, вопросы связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Урока физики(8 класс). При изучении темы «Сопротивление проводников» несколько учеников получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю тему с изученной ранее темой «Плавление вещества». Например, ученик предлагает такое условие: какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого 10м, а сопротивление R=0,017 Ом, температура провода 0?С.
После этого можно предложить эту задачу всему классу.
4. Свои примеры. Формула: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Урок математики. Учитель: - Итак, мы уже имеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение.
Контроль (Рефлексия)
1. Опрос по цепочке. Формула: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому по жесту учителя. И так можно делать несколько раз
Урок физики. Учитель разобрал на доске задачу. Ученикам предстоит проводить комментарий по цепочке
2. Фактологический диктант. Формула: диктант проводится по базовым вопросам. На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
3. Программируемый контроль. Формула: ученик выбирает один верный ответ из несколько предложенных. Хороший шанс получить столкновение мнений. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят. Урок физики. На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодействующая сила, если автомобиль движется вперед с постоянной скоростью. Ответы: А, Б, В, Г, перечисленные ответы неверны.
4. Релейная контрольная работа. Формула: контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Учитель задает домашнее задание массивом. Все задачи решать не обязательно. Но зато проводим релейные работы. Они формируются из массива. Можно включить и когда – то разобранные в классе задачи .
Домашнее задание (коррекция)
1. Три уровня домашнего задания: Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.
Обязательный уровень. Оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику.
Тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
Творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
2. Задание массивом. Формула 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Формула 2: задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой темы.
Ф. И. ученика Решенные задачи
Иванов 45 42 54
Петров 45 54 55 62 63 65
Семенов 38 45 54 55
3. Идеальное задание: Формула: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое известных нам заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме, кто-то сделает кроссворд и т.д.
Итоги урока (Оценка)
1. Опрос – итог. Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное). Что новое сегодня узнали? Чему научились?
2. Роль «подводящий уроки». Формула: ученик участвует в управлении обучением, выполняя эту роль. Эту роль выполняют ученики по очереди, каждый урок.
3. Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал качественно закреплен. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.