МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»
Консилиум
«Современные подходы к оцениванию знаний учащихся на занятиях объединений по интересам»
Сообщение: «Формирующее оценивание»
Не все, что измеряется, следует
измерять, и не все, что хотелось бы
измерить, измеряется.
А. Эйнштейн
Одним из современных подходов к оцениванию знаний учащихся является формирующая оценка.
Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё, педагог и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия педагога и учащегося делают такую оценку «формирующей».
В том случае, когда педагог и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Учащиеся должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого учащегося. Формирующая оценка - оценка способствующая обучению.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Значение формирующего оценивания:
Для учащихся:
помогает понять, что важно;
помогает понять, что у них получается;
помогает обнаруживать, что они не знают;
помогает обнаруживать, что они не умеют делать.
Для педагога:
позволяет четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Принципы формирующего оценивания:
Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности.
Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:
определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;
определить, сформирован ли тот или иной практический навык;
сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
Как разрабатывать систему критериальной оценки:
критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других ребят;
критерии известны учащимся заранее;
создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования педагогом комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.
Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить:
индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов;
предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений;
фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика;
использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.
Формирующее оценивание соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает педагога необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.