СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание»

МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»


Консилиум

«Современные подходы к оцениванию знаний учащихся на занятиях объединений по интересам»


Сообщение: «Формирующее оценивание»

Не все, что измеряется, следует

измерять, и не все, что хотелось бы

измерить, измеряется.

А. Эйнштейн

Одним из современных подходов к оцениванию знаний учащихся является формирующая оценка.

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё, педагог и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия педагога и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда педагог и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Учащиеся должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого учащегося. Формирующая оценка - оценка способствующая обучению.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Значение формирующего оценивания:

Для учащихся:

  • помогает учиться на ошибках;

  • помогает понять, что важно;

  • помогает понять, что у них получается;

  • помогает обнаруживать, что они не знают;

  • помогает обнаруживать, что они не умеют делать.


Для педагога:

  • позволяет четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.


Принципы формирующего оценивания:

  1. Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности.

  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

  3. Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

  4. Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

  5. Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.


Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;

  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык;

  • сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).


Как разрабатывать систему критериальной оценки:

  • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

  • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других ребят;

  • критерии известны учащимся заранее;

  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

  • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;  оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования педагогом комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить:

  • индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов;

  • предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений;

  • фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика;

  • использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.

Формирующее оценивание соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает педагога необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.