Формирующее оценивание
как процесс совместной деятельности учителя и учащегося
В настоящее время на уроке важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Этому и служит формирующее оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.
Таким образом, формирующее оценивание – это процесс плавно переходящий в результат. Процесс – потому что это совместная деятельность учителя и учащегося, результат – потому что ожидается и наступает прогресс в понимании темы (текста, задания, теста) учащимися.
На уроках в начальной школе для формирования контрольно – оценочной самостоятельности ребёнка, полезно использовать следующие задания, упражнения, приёмы:
- Задания - «ловушки»:
- задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя
- задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;
- задачи, не имеющие решения;
- задачи с недостающими данными;
- ситуации открытого незнания