СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках математики»



Функциональная грамотность на уроках математики

Автор: Иванникова Е.А.

Нет области математики, как бы абстрактна она ни была, которая однажды не смогла бы быть применена к явлениям реального мира.“

—  Николай Иванович Лобачевский

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе». 1

В последнее время оценка многих аспектов жизни, связанных с получением образования, планированием карьеры, инвестированием, а также основными социальными проблемами (изменение климата, рост населения, распространение пандемических заболеваний и глобализация экономики), изменила понятие «математически компетентный гражданин». Поэтому и школьное образование должно соответствовать современным требованиям:

– умение выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний;

- решать их, используя математические знания и методы;

- способность принимать нестандартные решения;

- умение анализировать и сопоставлять имеющуюся информацию;

- делать выводы и использовать полученные знания на практике;

- прогнозировать и принимать математически грамотные решения.

При отборе и составлении содержания заданий учитываются темы школьного курса математики в рамках образовательной программы, но при этом значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, чтение таблиц, вероятность, статистические показатели и др.).

Практика показывает, что особый интерес учеников вызывают практико-ориентированные задачи и работа с кейсами, в которых рассматриваются «учебные задачи» максимально приближенные к реальности, или в результате их работы можно получить реальный практических результат. Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программах нет отдельной темы по решению прикладных задач. Поэтому такие задачи мы можем рассматривать во время внеурочной деятельности.

Например, ученикам предлагается составить смету для организации и проведения новогоднего вечера, совместной поездки класса в другой город, составить мини-бизнес план, принять совместное решение в классе путем проведения голосования и подведение итогов в процентах (пример задания в представлен в Приложении 1). При решении задач обучающиеся должны принять решение, сделать вывод и обосновать его, опираясь на проведенные вычисления.

Практико - ориентированные задачи позволяют решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний, показывают обучающимся значение полученных на уроках знаний и повышают интерес к как к отдельному предмету, так и к процессу обучения в целом.





Приложение 1

Пример практико-ориентированной задачи

Смета для организации и проведения новогоднего вечера.

Постановка проблемы: проведение новогоднего вечера.

Получение и обработка информации, необходимой для принятия решения:

Учебная задача: «Проведение мероприятия можно организовать своими силами, привлечь сторонние организации для проведения мероприятия «под ключ» или заказать у них отдельные услуги. В нашем районе предоставляют услуги ООО «Удача», ИП Луна А.Г., ООО «Сияние». В двух организациях проводятся акции. Организации проводят акции.

Акции ООО «Удача»

Профессиональный ведущий с диджеем и аппаратурой за 10 000 рублей! Если количество человек больше 25.

Фотограф за 5 000 рублей, в случае заказа комплекса услуг!

Акции ИП Луна. В случае заказа полного пакета услуг скидка от общей стоимости 35%.

Необходимо рассмотреть все варианты и выбрать вариант с наименьшими затратами.

Статья расхода

Организация своими силами,

Привлечение аниматоров

ООО «Удача»

ИП Луна А.Г.

ООО «Сияние»

Еда и напитки

1000 рублей на человека

1500 рублей на человека

1000 рублей на человека

1500 рублей на человека

Поздравление Деда Мороза и Снегурочки

Аренда 3 000 рублей один костюм.

10 минут - 5000 рублей.

10 минут - 4500 рублей.

10 минут - 4000 рублей.

Проведение конкурсов или шоу

500 рублей (призы) + 2000 (аксессуары для конкусов)

2 часа – 2000 рублей

2 часа – 5000 рублей

2 часа – 4000 рублей

Дискотека

0 рублей (аппаратура может использоваться школьная)

15 000 рублей с ведущим и аппаратурой

10 000 рублей с ведущим без аппаратуры

20 000 рублей с ведущим и аппаратурой

Фото

0 рублей (фотографировать согласились родители)

15 000 рублей

15 000 рублей

15 000 рублей

Итого





Итого с учетом акций







Обучающиеся должны принять решение, сделать вывод и обосновать его, опираясь на проведенные вычисления.

1 Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/Сборник-заданий-по-формированию-функциональной-грамотности-учащихся-на-уроках-математики.pdf