Функциональная грамотность на уроках математики
Автор: Иванникова Е.А.
„Нет области математики, как бы абстрактна она ни была, которая однажды не смогла бы быть применена к явлениям реального мира.“
— Николай Иванович Лобачевский
В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе». 1
В последнее время оценка многих аспектов жизни, связанных с получением образования, планированием карьеры, инвестированием, а также основными социальными проблемами (изменение климата, рост населения, распространение пандемических заболеваний и глобализация экономики), изменила понятие «математически компетентный гражданин». Поэтому и школьное образование должно соответствовать современным требованиям:
– умение выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний;
- решать их, используя математические знания и методы;
- способность принимать нестандартные решения;
- умение анализировать и сопоставлять имеющуюся информацию;
- делать выводы и использовать полученные знания на практике;
- прогнозировать и принимать математически грамотные решения.
При отборе и составлении содержания заданий учитываются темы школьного курса математики в рамках образовательной программы, но при этом значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, чтение таблиц, вероятность, статистические показатели и др.).
Практика показывает, что особый интерес учеников вызывают практико-ориентированные задачи и работа с кейсами, в которых рассматриваются «учебные задачи» максимально приближенные к реальности, или в результате их работы можно получить реальный практических результат. Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программах нет отдельной темы по решению прикладных задач. Поэтому такие задачи мы можем рассматривать во время внеурочной деятельности.
Например, ученикам предлагается составить смету для организации и проведения новогоднего вечера, совместной поездки класса в другой город, составить мини-бизнес план, принять совместное решение в классе путем проведения голосования и подведение итогов в процентах (пример задания в представлен в Приложении 1). При решении задач обучающиеся должны принять решение, сделать вывод и обосновать его, опираясь на проведенные вычисления.
Практико - ориентированные задачи позволяют решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний, показывают обучающимся значение полученных на уроках знаний и повышают интерес к как к отдельному предмету, так и к процессу обучения в целом.
Приложение 1
Пример практико-ориентированной задачи
Смета для организации и проведения новогоднего вечера.
Постановка проблемы: проведение новогоднего вечера.
Получение и обработка информации, необходимой для принятия решения:
Учебная задача: «Проведение мероприятия можно организовать своими силами, привлечь сторонние организации для проведения мероприятия «под ключ» или заказать у них отдельные услуги. В нашем районе предоставляют услуги ООО «Удача», ИП Луна А.Г., ООО «Сияние». В двух организациях проводятся акции. Организации проводят акции.
Акции ООО «Удача»
Профессиональный ведущий с диджеем и аппаратурой за 10 000 рублей! Если количество человек больше 25.
Фотограф за 5 000 рублей, в случае заказа комплекса услуг!
Акции ИП Луна. В случае заказа полного пакета услуг скидка от общей стоимости 35%.
Необходимо рассмотреть все варианты и выбрать вариант с наименьшими затратами.
Статья расхода | Организация своими силами, | Привлечение аниматоров |
ООО «Удача» | ИП Луна А.Г. | ООО «Сияние» |
Еда и напитки | 1000 рублей на человека | 1500 рублей на человека | 1000 рублей на человека | 1500 рублей на человека |
Поздравление Деда Мороза и Снегурочки | Аренда 3 000 рублей один костюм. | 10 минут - 5000 рублей. | 10 минут - 4500 рублей. | 10 минут - 4000 рублей. |
Проведение конкурсов или шоу | 500 рублей (призы) + 2000 (аксессуары для конкусов) | 2 часа – 2000 рублей | 2 часа – 5000 рублей | 2 часа – 4000 рублей |
Дискотека | 0 рублей (аппаратура может использоваться школьная) | 15 000 рублей с ведущим и аппаратурой | 10 000 рублей с ведущим без аппаратуры | 20 000 рублей с ведущим и аппаратурой |
Фото | 0 рублей (фотографировать согласились родители) | 15 000 рублей | 15 000 рублей | 15 000 рублей |
Итого | | | | |
Итого с учетом акций | | | | |
Обучающиеся должны принять решение, сделать вывод и обосновать его, опираясь на проведенные вычисления.
1 Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/Сборник-заданий-по-формированию-функциональной-грамотности-учащихся-на-уроках-математики.pdf