ГД 414 ОП.01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном сервисе
Преподаватель: Шеина Людмила Викторовна
Адрес электронной почты: [email protected]
Дата выдачи: 08.10.2021 Срок выполнения: 12.10.2021
Тема:
Конфликты: классификация, причины возникновения, этапы развития, управление и методы разрешения. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Задание:
Ознакомьтесь с лекцией и выполните задания.
Конфликт - это столкновении, интересов, сторон, мнений и сил.
Классификации конфликтов:
1. По отношению к участникам конфликта существуют четыре типа конфликта:
*Внутриличностный конфликт возникает, например, когда к работнику предъявляются
противоречивые или взаимоисключающие требования, также может возникнуть из-за того, что личностные потребности не согласуются со служебными требованиями.
*Межличностный конфликт проявляется как столкновение интересов (борьба за лидерство, например) и личностей (конфликт людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями).
*Конфликт между личностью и группой возникает при несоблюдении кем-либо групповых норм, при непринятии индивида группой.
*Межгрупповой конфликт проявляется в столкновении как формальных (например, отделы в организации), так и неформальных групп. Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций между подразделениями.
2. По значению для организации конфликты бывают:
* Функциональный (конструктивный) конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Последствия такого конфликта ведут к повышению эффективности организации.
* Дисфункциональный (деструктивный) конфликт возникает в случаях, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции, не учитывая интересы другой стороны или
когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы (применяет оскорбительные высказывания в его адрес, негативно отзывается о его деловых качествах и т.п.). Такой конфликт приводит к снижению сотрудничества и эффективности работы организации.
3. По своему направлению конфликты делятся:
* Горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга);
* Вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
* Смешанные (представлены как “вертикальные”, так и “горизонтальные” составляющие).
4. По внешним признакам конфликты бывают открытыми и скрытыми.
5. По способам разрешения конфликты подразделяются на личностно-эмоциональные и деловые.
Причины возникновения конфликта бывают объективные и субъективные.
К объективным причинам можно отнести:
* ограниченность ресурсов,
* взаимозависимость задач,
* неудовлетворительные коммуникации,
* недостаточная мотивация и др.
Субъективные причины обусловлены личностными факторами:
* разное видение целей и способов их достижения,
* несоответствие мыслей, идей или взглядов по тем или иным вопросам,
* недостаточный уровень профессионализма,
* личностная неприязнь.
Этапы развития конфликта:
1) предконфликтная ситуация;
2) инцидент;
3) эскалация;
4) деэскалация;
5) кульминация;
6) завершение;
7) постконфликтная ситуация.
Задание 1
Ознакомьтесь с учебным материалом:
https://studme.org/41807/sotsiologiya/stadii_razvitiya_konflikta
Дайте определение и характеристику каждой стадии развития конфликта.
Управление конфликтом - это воздействие на устранение причин конфликта или на коррекцию поведения участников. Выделяют четыре метода управления конфликтом:
* Прогнозирование конфликта - выявления его возможных причин и потенциального развития.
* Предупреждение - использование технологии управления собственным поведением или эффективное управление социальной системой.
* Регулирование конфликта представляет собой действие с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений.
* Разрешение конфликта - устранение причин конфликта и нормализация взаимоотношений между сотрудниками.
Методы разрешения конфликтов условно можно разделить на две группы:
* Структурные: применение координационного механизма (создание цепи команд), установление общеорганизационных целей, разработка действенной системы вознаграждений и др.
* Межличностные: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, переговоры и др.
Завершение конфликта - заключительный этап управления конфликтом. Возможные формы завершения конфликта:
* Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта (разделение оппонентов, устранение одной или обеих сторон и др.)
* Угасание конфликта - временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта.
* Урегулирование конфликта - принятие мер по его прекращению с помощью административных мер (выработка соглашения, устранение противоречий и др.).
Задание 2
Ознакомьтесь с учебным материалом:
https://studme.org/322340/psihologiya/perechen_pravil_povedeniya_vozniknovenii_konfliktov
Опишите правила поведения в конфликтной ситуации.