СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидросфера и человек

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гидросфера и человек»

Романкова Е.Е.

География

15.12.21. 6-А класс

Тема: Гидросфера и человек

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о значении гидросферы в жизни и хозяйственной деятельности человека, выявить проблемы использования вод, их причины и меры по охране гидросферы;

Задачи:

- выявить объёмы потребления пресной воды, меры по сохранению качества вод.

- показать источники загрязнения гидросферы, необходимость её охраны; проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения;

- установить связь гидросферы с другими оболочками, роль гидросферы в жизни человека и человечества.

- продолжить формирование умений работать с географическими картами, анализировать, обобщать, делать выводы, способствовать развитию индивидуальных способностей и коммуникативных навыков учащихся;

- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, родному краю, экологической культуры.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, контурные карты, карточки.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие учителя, проверка отсутствующих, готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Фронтальный опрос.

Давайте вспомним:

- Что такое Гидросфера?

- Из каких частей состоит гидросфера?

- Каковы границы гидросферы?

- Назовите свойства вод Мирового океана?

- Какую площадь занимает гидросфера Земли?



Объяснение с элементами беседы:

Гидросфера проникает по все оболочки Земли,

- Какие библейские истории, связанные с упоминанием частей гидросферы вам известны? (история о всемирном потопе, о чудесном спасении Ноя, переходе евреев через море, появление источника воды в пустыне и др.)

Слово «вода» - одно из часто употребляемых слов в Библии. Этим подчеркивается огромное значение воды для жизни человека еще в те далекие времена.

3. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

«Она сама жизнь...» так выразился о воде французский писатель Экзюпери.

Она вездесущая, словно божественная сущность.

В книге всех книг — Библии слово «вода» употребляется 762 раза, а если сложить все слова, так или иначе связанные с водой, то получится огромная цифра - 2128 слов.

- Как вы считаете, изучив темы раздела «Гидросфера», остались ли еще интересные факты, которые вам не известны?

- Для чего человеку нужны знания о гидросфере? Значение знаний о воде.

А знаете ли вы:

- сколько человеку необходимо воды в сутки?

- крупнейшие страны по запасам воды?

- сколько воды необходимо для изготовления 1 мороженного, 1 кг сахара, для производства ткани на 1 рубашку?

- А хотели бы узнать?

На все эти вопросы вы сможете получить ответ на сегодняшнем уроке. Тема урока «Гидросфера и человек». Учащиеся записывают в тетради число и тему урока.

4. Изучение нового материала

Учитель:

Вода остается главным богатством Земли и в настоящее время. Она используется человеком не только в быту, но и во всех отраслях хозяйства. Воды, которые используются человеком в процессе жизнедеятельности, называются водными ресурсами. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

- Как человек использует водные ресурсы?



Работа с учебником:

Полный ответ на данный вопрос найдем в учебнике § 37 на стр.122. (Водоснабжение населения: бытовые нужды, приготовления пищи; рыболовство; место отдыха и лечения, спортивных соревнований; транспортный путь; для промышленности и сельского хозяйства, производства электроэнергии, добычи нефти (на шельфе).

Большая часть водных ресурсов приходится на Мировой океан. Распределение воды в гидросфере. Воды океана широко используются человеком.

Задание:

1. Из предложенных источников информации (карточки) необходимо выявить основные источники загрязнения океана и построить схему.

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ

Больший расход воды приходится на сельское хозяйство и промышленность. Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды, для 1 мороженого – 5 литров воды, для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды. Для этого необходима пресная вода, которой на Земле всего 2,5 %. Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Потребление пресной воды возрастает с каждым годом. Структура потребления пресной воды.

- А сколько человеку необходимо воды в сутки?

Задание:

Используя данные на карточке рассчитайте: 1) сколько вам необходимо воды в сутки? 2) сколько воды вы потребляете за год?

Объяснение с элементами беседы:

«Вода в биосфере». Без пищи человек может обойтись более месяца, без воды всего лишь до 3-х дней, даже верблюд может обойтись без воды всего 8 дней. Поэтому для живых организмов очень опасно обезвоживание. В человеке массой 60 кг 40 литров воды, 2/3 тела человека состоит из воды, в крови - 83% воды, в мозге, сердце - 80 %, в костях — 20 — 25 %. В рыбах — 80 % воды, в растениях — 70 %, в огурцах — 90 %.

- Как вы думаете, равномерно ли распределены водные ресурсы по регионам мира?

Задание:

Посмотрите на физическую карту мира и сделайте вывод. Распределение водных ресурсов. (Распределены они неравномерно).

Учитель:

Крупнейшие ресурсы полного речного стока сосредоточены в Азии и Латинской Америке, а наименее обеспеченной этим ресурсом является Австралия. Давайте посмотрим видеофрагмент № 2, в каком состоянии находятся пресные воды Азии «Самая грязная река мира — Цитарум».

Сточные воды — воды, отводимые в водоёмы с территорий промышленных предприятий и населённых мест через систему канализации или самотеком, свойства которых оказались ухудшенными в результате деятельности человека. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

- Какие последствия такого состояния водных ресурсов?

- Только в данном регионе? Повторение темы «Круговорот воды в природе».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Повторение и закрепление изученного материала

Задание у доски:

  1. Используя причинно-следственные связи, составьте логические цепочки последствий загрязнения реки сточными водами и бытовыми отходами.

  2. Из предложенных процессов, расставить порядок прохождения процессов: гибель рыбы, сброс сточных вод в реку, заражение вод ядохимикатами, отравление населения, гибель растительности, загрязнение реки

Учитель:

«Комплекс мероприятий по очистке воды». Ученые разработали комплекс методов по очистке воды: механический (отстаивание, фильтрация); химический (дистилляция, вымораживание); физико-химический (электролиз, коагуляция, окисление); биологический (переработка органических соединений микроорганизмами).

Странами-лидерами по запасам пресных вод являются:

1- Бразилия, 2- Россия, 3- Канада, 4- Китай, 5- Индонезия.

Россия богата водными ресурсами, но размещены они крайне не равномерно.

... Задание: продолжите речь Президента...

Основная задача, состоящая перед Россией — сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый от Президента до первоклассника. Для этого надо

(...бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях).

6. Итог урока

Задание для всего класса: заполни пропуски:

Вода — это ценнейший___________, без которого не было бы жизни на Земле. Человек использует воду для_____________________________.

Распределение водных ресурсов по регионам мира неравномерно: наибольшим количеством обладает материк_____________ (часть света____________), наименьшим__________________. Россия по запасам пресной воды в мире занимает ______место. Крымский полуостров _______________обеспечен водными ресурсами. Для сохранения водных ресурсов государство проводит следующие мероприятия:____________________________________________. Все люди обязаны___________________________________________пресную воду, так как ее на Земле всего _____%. Потребление пресной воды ежегодно возрастает из-за_____________________________________. Только совместно мы можем сохранить этот бесценный дар природы.

7. Рефлексия: учащиеся делают анализ своей деятельности на уроке.

Вспомните, какую цель изучения темы каждый из вас преследовал и продолжи предложение:

- я хотел(а) узнать из темы и …

- я не знал(а) до этого урока о...

- самым интересным моментом на уроке было...

- я научился(ась)...

- я смог(ла) самостоятельно...

- самым трудным на уроке оказалось...

- для меня остался неосвещенным вопрос о...

8. Домашнее задание

Читать, пересказывать § 37, подготовить сообщение на тему: «Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере».