Романкова Е.Е.
География
15.12.21. 6-А класс
Тема: Гидросфера и человек
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о значении гидросферы в жизни и хозяйственной деятельности человека, выявить проблемы использования вод, их причины и меры по охране гидросферы;
Задачи:
- выявить объёмы потребления пресной воды, меры по сохранению качества вод.
- показать источники загрязнения гидросферы, необходимость её охраны; проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения;
- установить связь гидросферы с другими оболочками, роль гидросферы в жизни человека и человечества.
- продолжить формирование умений работать с географическими картами, анализировать, обобщать, делать выводы, способствовать развитию индивидуальных способностей и коммуникативных навыков учащихся;
- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, родному краю, экологической культуры.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, контурные карты, карточки.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие учителя, проверка отсутствующих, готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний и умений
Фронтальный опрос.
Давайте вспомним:
- Что такое Гидросфера?
- Из каких частей состоит гидросфера?
- Каковы границы гидросферы?
- Назовите свойства вод Мирового океана?
- Какую площадь занимает гидросфера Земли?
Объяснение с элементами беседы:
Гидросфера проникает по все оболочки Земли,
- Какие библейские истории, связанные с упоминанием частей гидросферы вам известны? (история о всемирном потопе, о чудесном спасении Ноя, переходе евреев через море, появление источника воды в пустыне и др.)
Слово «вода» - одно из часто употребляемых слов в Библии. Этим подчеркивается огромное значение воды для жизни человека еще в те далекие времена.
3. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
«Она сама жизнь...» так выразился о воде французский писатель Экзюпери.
Она вездесущая, словно божественная сущность.
В книге всех книг — Библии слово «вода» употребляется 762 раза, а если сложить все слова, так или иначе связанные с водой, то получится огромная цифра - 2128 слов.
- Как вы считаете, изучив темы раздела «Гидросфера», остались ли еще интересные факты, которые вам не известны?
- Для чего человеку нужны знания о гидросфере? Значение знаний о воде.
А знаете ли вы:
- сколько человеку необходимо воды в сутки?
- крупнейшие страны по запасам воды?
- сколько воды необходимо для изготовления 1 мороженного, 1 кг сахара, для производства ткани на 1 рубашку?
- А хотели бы узнать?
На все эти вопросы вы сможете получить ответ на сегодняшнем уроке. Тема урока «Гидросфера и человек». Учащиеся записывают в тетради число и тему урока.
4. Изучение нового материала
Учитель:
Вода остается главным богатством Земли и в настоящее время. Она используется человеком не только в быту, но и во всех отраслях хозяйства. Воды, которые используются человеком в процессе жизнедеятельности, называются водными ресурсами. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).
- Как человек использует водные ресурсы?
Работа с учебником:
Полный ответ на данный вопрос найдем в учебнике § 37 на стр.122. (Водоснабжение населения: бытовые нужды, приготовления пищи; рыболовство; место отдыха и лечения, спортивных соревнований; транспортный путь; для промышленности и сельского хозяйства, производства электроэнергии, добычи нефти (на шельфе).
Большая часть водных ресурсов приходится на Мировой океан. Распределение воды в гидросфере. Воды океана широко используются человеком.
Задание:
1. Из предложенных источников информации (карточки) необходимо выявить основные источники загрязнения океана и построить схему.
ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ
Больший расход воды приходится на сельское хозяйство и промышленность. Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды, для 1 мороженого – 5 литров воды, для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды. Для этого необходима пресная вода, которой на Земле всего 2,5 %. Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Потребление пресной воды возрастает с каждым годом. Структура потребления пресной воды.
- А сколько человеку необходимо воды в сутки?
Задание:
Используя данные на карточке рассчитайте: 1) сколько вам необходимо воды в сутки? 2) сколько воды вы потребляете за год?
Объяснение с элементами беседы:
«Вода в биосфере». Без пищи человек может обойтись более месяца, без воды всего лишь до 3-х дней, даже верблюд может обойтись без воды всего 8 дней. Поэтому для живых организмов очень опасно обезвоживание. В человеке массой 60 кг 40 литров воды, 2/3 тела человека состоит из воды, в крови - 83% воды, в мозге, сердце - 80 %, в костях — 20 — 25 %. В рыбах — 80 % воды, в растениях — 70 %, в огурцах — 90 %.
- Как вы думаете, равномерно ли распределены водные ресурсы по регионам мира?
Задание:
Посмотрите на физическую карту мира и сделайте вывод. Распределение водных ресурсов. (Распределены они неравномерно).
Учитель:
Крупнейшие ресурсы полного речного стока сосредоточены в Азии и Латинской Америке, а наименее обеспеченной этим ресурсом является Австралия. Давайте посмотрим видеофрагмент № 2, в каком состоянии находятся пресные воды Азии «Самая грязная река мира — Цитарум».
Сточные воды — воды, отводимые в водоёмы с территорий промышленных предприятий и населённых мест через систему канализации или самотеком, свойства которых оказались ухудшенными в результате деятельности человека. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
- Какие последствия такого состояния водных ресурсов?
- Только в данном регионе? Повторение темы «Круговорот воды в природе».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5. Повторение и закрепление изученного материала
Задание у доски:
Используя причинно-следственные связи, составьте логические цепочки последствий загрязнения реки сточными водами и бытовыми отходами.
Из предложенных процессов, расставить порядок прохождения процессов: гибель рыбы, сброс сточных вод в реку, заражение вод ядохимикатами, отравление населения, гибель растительности, загрязнение реки
Учитель:
«Комплекс мероприятий по очистке воды». Ученые разработали комплекс методов по очистке воды: механический (отстаивание, фильтрация); химический (дистилляция, вымораживание); физико-химический (электролиз, коагуляция, окисление); биологический (переработка органических соединений микроорганизмами).
Странами-лидерами по запасам пресных вод являются:
1- Бразилия, 2- Россия, 3- Канада, 4- Китай, 5- Индонезия.
Россия богата водными ресурсами, но размещены они крайне не равномерно.
... Задание: продолжите речь Президента...
Основная задача, состоящая перед Россией — сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый от Президента до первоклассника. Для этого надо …
(...бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях).
6. Итог урока
Задание для всего класса: заполни пропуски:
Вода — это ценнейший___________, без которого не было бы жизни на Земле. Человек использует воду для_____________________________.
Распределение водных ресурсов по регионам мира неравномерно: наибольшим количеством обладает материк_____________ (часть света____________), наименьшим__________________. Россия по запасам пресной воды в мире занимает ______место. Крымский полуостров _______________обеспечен водными ресурсами. Для сохранения водных ресурсов государство проводит следующие мероприятия:____________________________________________. Все люди обязаны___________________________________________пресную воду, так как ее на Земле всего _____%. Потребление пресной воды ежегодно возрастает из-за_____________________________________. Только совместно мы можем сохранить этот бесценный дар природы.
7. Рефлексия: учащиеся делают анализ своей деятельности на уроке.
Вспомните, какую цель изучения темы каждый из вас преследовал и продолжи предложение:
- я хотел(а) узнать из темы и …
- я не знал(а) до этого урока о...
- самым интересным моментом на уроке было...
- я научился(ась)...
- я смог(ла) самостоятельно...
- самым трудным на уроке оказалось...
- для меня остался неосвещенным вопрос о...
8. Домашнее задание
Читать, пересказывать § 37, подготовить сообщение на тему: «Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере».