Гидросфера и человек. 6 класс
Цели и задачи:
1. Расширить представления о роли воды для человека, раскрыть основные факторы её загрязнения, выявить основные заболевания, вызываемые загрязнением воды.
2. Формировать бережное отношение к окружающей природе, воде.
3. Воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.
4. Путем коллективного анализа выявить состав гидросферы и значение Мирового круговорота воды в природе. 5. Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
6. Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
1. Что не относится к водам суши?
а) подземная вода; б) озера;
в) моря; г) ледники.
2.Солёность 36 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды: а) 3,6 грамма; б) 36 грамма; в) 360 граммов; г) 3600 граммов.
3.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется:
а) водораздел; б) речная система;
в) бассейн реки; г) долина реки.
4Какое питание имеет большая часть рек нашей территории?
а) ледниковое; б) снеговое
в) смешанное г) дождевое
5. Как называются воды, которые содержатся в водоносном слое, не перекрытом сверху водоупорными породами?
а) межпластовые; б) источники; в) грунтовые; г) подземные.
6.Назовите типы ледников и районы их распространения:
7. Болото – это
Изучение нового материала
Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента появления на свет до последнего дня.
« Вода – сок жизни на земле»,- писал Леонардо до Винчи.
- Ребята, что такое гидросфера?
Гидросфера – это водная оболочка Земли.
Если взглянуть на глобус или карту, то больше всего мы увидим на них голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда и заме нить её нечем. Около 70% поверхности Земли занимают океаны. Поэтому главный источник поступления воды в атмосферу испарение с поверхности океанов, водоёмов, суши. Большая часть воды впитывается в грунт. Подземные воды обладают большими преимуществами перед поверхностными Энциклопедист: Человек использовал подземные воды ещё в глубокой древности, так во 2-3 тысячелетиях до нашей эры в Египте сооружали колодцы глубиной до 100 м. Имеются сведения об использовании подземных вод в древности на Керченском полуострове, где был обнаружен колодец, выкопанный в 1 веке нашей эры. Запасы их составляют 4,39% от общего объема воды на земле, тогда как объем воды в реках составляет 0,0001%
- Как известно, без воды мы прожить не сможем. Но вода может и негативно сказаться на жизнедеятельности человека.
- Как природные катастрофы могут пагубно сказаться на жизни человека?
— стихийное значительное затопление суши водой, выступившей из берегов в результате сильных ливней, ветровых нагонов и т. д.
Причины :
Продолжительные дожди
Летние дожди, выпадающие на Абиссинском нагорье, приводят к тому, что Нил ежегодно разливается, затопляя в нижнем течении всю долину — эта особенность была подмечена ещё в Древнем Египте и учитывалась в сельском хозяйстве, поскольку разливы приносили плодородный ил и чистую пресную воду, но уничтожали не собранный к тому времени урожай. Возникает чаще всего в исключительно влажных регионах с большим уровнем осадков (например, Черапунджи), сухие же регионы (пустыни и степи) эту проблему испытывают крайне редко, как и регионы с умеренной влажностью.
Таяние снегов
Интенсивное таяние снега, особенно при промёрзшей земле, приводит к подтоплению дорог. Сила такого наводнения сильно зависит от многих факторов, поэтому может быть разной — от самой незначительной до катастрофической. Чаще всего сочетается с другими факторами.
Волна цунами
На морских побережьях и островах наводнения могут возникнуть в результате затопления прибрежной полосы волной — цунами, образующейся при землетрясениях или извержениях вулканов в океане. Подобные наводнения нередки на берегах Японии и на других островах Тихого океана. В озёрах и заливах такие волны могут возникать в результате крупных оползней.
Профиль дна
Одной из причин наводнений является повышение дна. Каждая река постепенно накапливает отложения, в перекатах, в устьях и дельтах. Наводнение в таком случае происходит через несколько лет после начала процесса, имеет медленный характер, но легко предсказуемо и устранимо дноуглубительно-очистительными работами.
Прорыв плотин или водохранилищ
Возникает в случае, если водохранилище или плотина (в том числе естественные), находящееся на водном объекте выше по течению, уже не могут сдерживать в силу каких-то обстоятельств (например, землетрясения) сильный напор воды. Причиной может также послужить сделанный по какой-то причине (наводнение на водохранилище, например) аварийный сброс воды через водохранилище в обход сооружения. Наводнение при этом получается очень мощным, разрушительным (сносит на своём пути в долине всё, вне зависимости от веса) и неравномерным (по разрушительной силе поток воды может быть не слабее, чем волна цунами), но, как правило, кратковременным.
Иные природные причины
Причинами наводнений могут послужить: штормовые приливы, сгонно-нагонные явления, сейши, а также оползни, перегораживающие русла рек.
Дополнительные факторы
Дополнительным негативным фактором в условиях города может послужить засор системы дождевой канализации, что в условиях, например, обильных дождей или активного таяния снегов может приводить к затоплению целых городских районов
масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор.
Причины возникновения:
Снег, выпадая в виде осадков, удерживается на склоне за счет силы трения (её величина зависит от целого ряда факторов, в том числе влажности снега, крутизны склона). Сход лавины происходит в тот момент, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения.
это провал грунта естественного происхождения. Воронка возникает, когда подземные воды размывают почву и горные породы, и земля проваливается в образовавшиеся пустоты. Диаметр и глубина карстовых воронок варьируются от метра до нескольких сотен метров. Несколько воронок образовывают карстовые котловины.
Несмотря на такие угроз для нашей жизни, человек не может жить без воды: рыболовство, орошение…. Все зависит от воды.
Человек научился создавать водохранилища, для дальнейшего создания гидроэлектростанций, которые вырабатывают электрический ток.
- В связи со своей необходимостью человека в воде, запасов пресной воды становится все меньше.
орошение полей;
промышленность;
городское хозяйство.
- Это первая опасность для жизни человека, но есть еще более важная опасность. Как вы думаете: Какая? (загрязнения).
- О каких видах загрязнения гидросферы вы можете сказать?
Водохранилище — искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Водохранилища делятся на два вида:
озёрные;
речные (русловые).
ГЭС — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Для эффективного производства электроэнергии на ГЭС необходимы два основных фактора: гарантированная обеспеченность водой круглый год и возможно большие уклоны реки, благоприятствуют гидростроительству каньонообразные виды рельефа.
Проблемы водопотребления:
Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек всегда жил с рекой «душа в душу» В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова как «Волга – матушка», «Енисей – богатырь», «Ока – красавица».
Рефлексия
Закрепление изученного материала
Академик А.П.Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь Там, где её не было. Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент – Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что он такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Домашнее задание