СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - читатель 1кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Я - читатель 1кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»


Рассмотрено на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1 от 28.08.2022

Руководитель МО


____________ Л.В. Литвинцева


Согласовано



Зам. директора по УВР


_________ Г.П. Литвинова


Согласовано на заседании

Методического Совета

МБОУ «Гимназия №1»

Протокол № 1 от 30.08.2022

Председатель МС

___________ Е.А. Левченко


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия№1»


__________ О.П. Козлова

Протокол №1

Педагогического Совета

от 31.08.2022

приказ № 348 от 31.08.2022 г





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

факультатив «Я – читатель»

1а, 1б, 1в, 1г

на 2022 – 2023 учебный год



Составила: Курбанова З.М учитель начальных классов

высшая квалификационная категория




г. Нижневартовск

2022 г.

Оглавление

1.Пояснительная записка 2

2. Содержание курса внеурочной деятельности « Я – читатель» 4

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности « Я – читатель» 5

4. Тематическое планирование 7























1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я - читатель» общекультурного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ», на основе Программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории» (литературное чтение + окружающий мир) авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой.

Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно – нравственных качеств человека: формирование социально активной личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений об историческом прошлом нашей Родины. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.

Новизна программы состоит в том, что данный курс «Я -читатель» способствует формированию читательской компетентности четвероклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий расширит знания об истории нашего Отечества.

Основными целями изучения интегрированного курса являются:

  • формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, следствиями поступков персонажей освоение идеи произведения;

  • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и окружающего мира;

  • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.


Программа определяет ряд задач:

  • совершенствовать навыки чтения обучающихся;

  • развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;

  • знакомить учащихся с детской книгой, как явлением культуры;

  • вырабатывать привычку к осознанному чтению;

  • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;

  • развивать устную и письменную речь младших школьников;

  • совершенствовать коммуникативные навыки;

  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.


Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчета 33 часа в год.


2. Содержание курса внеурочной деятельности « Я – читатель»

Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся  предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года). 

 На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

1. «Лето с героями любимых книг» 1 час

Книги, прочитанные детьми летом.

2. «Обо всем на свете» 8 часов

Знакомство с малыми жанрами фольклора (считалки, заклички, потешки, пословицы, загадки, скороговорки, короткие стихи про буквы)

3. «Сказка мудростью богата...»10 часов

Русские народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и заяц», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».

Литературные сказки:  

Сказки К.И. Чуковского;

4. «Что такое хорошо и что такое плохо» 6 часов

Л. Н. Толстой. Рассказы  и басни для детей: «Косточка», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Отец и сыновья», «Лев и мышь», «Кто прав?», «Два раза не умирать»,  «Два товарища»;

В. А. Осеева «Сыновья», «Все вместе», «Хорошее», «Волшебное слово», «Заплатка»;

5. «Ребятам о зверятах»

Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки», «Лесная газета», «Приключение Муравьишки» и др.

; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока» и др.; Н. Сладков «Почему год круглый?»




3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности « Я – читатель»

Предметные результаты

  • воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);

  • отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • пересказывает текст;

  • составляет устный рассказ по картинке;

  • заучивает  наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносит  автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различает рассказ и стихотворение

  • осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

  • понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

  • выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывает текст;

  • составляет устный рассказ о герое произведения по плану;

  • размышляет о характере и поступках героя;

  • различает народную и литературную (авторскую) сказку;

  • соотносит автора, название и героев прочитанных произведений

  • проявляет устойчивый интерес к чтению книг

  • Предполагает приобретение школьниками новых знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; опыта решения учебных задач по различным направлениям. 

Личностные результаты

  • оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

  • понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

  • высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

  • проговаривает последовательность действий на уроке;

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учится работать по предложенному учителем плану;

  • учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса 

Познавательные УУД

  • ориентируется в книге(на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

  • преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

Коммуникативные УУД

  • оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушает и понимает речь других;

  • выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

  • договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).





















4. Тематическое планирование


4.1. Сетка часов


п/п

Тема раздела

Воспитательные задачи

Количество часов

Цифровой ресурс

1

Лето с героями любимых книг

Формирование чувства осознания ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества

1

https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-samye-interesnye-knigi-prochitannye-letom-4548279.html

https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej-6-7-8-let/

https://academikstar.blogspot.com/2019/05/online-libraries-40-best-free-digital-libraries.html

https://dlyarazvitiya.ru/audio-rasskazy-charushina/

2

«Обо всем на свете»

Воспитание у обучающихся доброты, отзывчивости, сострадания, умения прийти на помощь нуждающимся в ней. Воспитывать чувство ответственности за сказанное.


8

3

Сказка мудростью богата

Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу

10

4

Что такое хорошо и что такое плохо

Воспитание сознательного отношения к процессу обучения.

Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища.

Воспитание культуры общения.

6


«Ребятам о зверятах»

Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, как среде обитания человека и животных. Оценивание взаимоотношений человека и природы.

8

Итого:


33



4.2. Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности, факультатив «Я - читатель»


Учебная неделя

Тема раздела

Кол-во часов раздела

Тема урока

Форма занятия

Содержание

Планируемый результат

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1 неделя

Лето с героями любимых книг

1 ч

Книги, прочитанные детьми летом.


Беседа

Составление устного рассказа о книгах, прочитанных летом, знание авторов произведений.

Предметные результаты:

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

Личностные результаты

– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

– высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные УУД

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

– подробно пересказывает небольшие тексты.

Коммуникативные УУД

оформляет свои мысли в устной

– слушает и понимает речь других;

2

2 неделя

«Обо всем на свете»


8 ч

Считалки

Урок-игра

Знать: жанры фольклора;

несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц,

Учащийся должен уметь: выразительно петь простейшие песенки;

применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки


Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками. Проведение конкурса на самую интересную загадку. Сочинение загадок. Заучивание стишков на определенную букву

Предметные результаты

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– заучивает наизусть небольшие стихотворения;

– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

-проявляет устойчивый интерес к чтению книг

Личностные результаты

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

учится совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные УУД

ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

Коммуникативные УУД

– слушает и понимает речь других;

– выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

3

3 неделя

Потешки, заклички

Практическое занятие

4

4 неделя

Загадки

Урок-викторина

5

5 неделя

Скороговорки, чистоговорки

Практическое занятие

6

6 неделя

Пословицы и поговорки

Урок-игра

7

7 неделя

Стихи про буквы

Практическое занятие

8

8 неделя

Стихи про буквы

Конкурс

9

9 неделя


Стихи про буквы

Конкурс

10

10 неделя

Сказка мудростью богата

10 ч

Русская народная сказка « Три медведя»

Практическое занятие

Знакомство с русскими народными и авторскими сказками.

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

Пересказ прочитанных произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам.

Лепка героев и сюжетов сказок.

Инсценировки сказок, игры-драматизации.

Викторина «Ах, уж эти сказки! ».


Предметные результаты

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

– составляет устный рассказ по картинке;

– различает рассказ и стихотворение

– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

– понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

– выбирает наиболее точную

- различает народную и литературную (авторскую) сказку;

– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений

- проявляет устойчивый интерес к чтению книг

Личностные результаты

– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

– высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

Познавательные УУД

ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

Коммуникативные УУД

– слушает и понимает речь других;

– выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

11

11 неделя

Русская народная сказка « Гуси- Лебеди»

Практическое занятие

12

12 неделя

Русская народная сказка « Волк и семеро козлят»

Урок-путешествие

13

13 неделя

Русская народная сказка « Лиса и заяц»

Урок -викторина

14

14 неделя

Русская народная сказка « Снегурочка»

Практическое занятие

15

15 неделя

Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Практическое занятие

16

16 неделя

Русская народная сказка « Пузырь, соломинка и лапоть»

Урок-путешествие

17

17 неделя



К. Чуковский «Мойдодыр»

Урок-викторина

18

18 неделя

К. Чуковский «Телефон»

Практическое занятие

19

19 неделя

К. Чуковский « Федорино горе»

Практическое занятие

20

20 неделя

Что такое хорошо и что такое плохо

6 ч

Л. Н. Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек»

Практическое занятие

Особенности басни:

а) мораль;

б) аллегорический (иносказательный) смысл;

в) типичность описываемой ситуации


характеры – персонажи;

д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Различие и сходство жанров рассказа и басни

Предметные результаты

– воспринимает на слух художественный текст

осмысленно, правильно читает

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений;

– различает рассказ и басню

– понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

– выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– размышляет о характере и поступках героя;

- проявляет устойчивый интерес к чтению книг

Личностные результаты

– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

– высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

-проговаривает последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД

ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

– преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

Коммуникативные УУД

оформляет свои мысли в устной фрме;

– слушает и понимает речь других;

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

21

21 неделя

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже», «Отец и сыновья»

Практическое занятие

22

22 неделя

Л.Н. Толстой «Лев и мышь»,  «Кто прав?»

Урок-игра

23

23 неделя

Л.Н. Толстой «Два раза не умирать»,  «Два товарища»

Практическое занятие

24

24 неделя

В. А. Осеева «Сыновья», «Все вместе»

Урок-викторина

25

25 неделя

В. А. Осеева «Волшебное слово», «Заплатка»


Практическое занятие

26

26 неделя

«Ребятам о зверятах»


8 ч

Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки;

Урок-викторина

Чтение и пересказывание рассказов о животных. Понятие « сказки-несказки»

Инсценирование произведений

Подбор загадок к рассказам о животных

Иллюстрирование рассказов

Предметные результаты

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

– составляет устный рассказ по картинке;

– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений;

– различает рассказ и стихотворение

– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

– понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

– выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– составляет устный рассказ о герое произведения по плану;

-проявляет устойчивый интерес к чтению книг

Личностные результаты

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

-учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учится работать по предложенному учителем плану;

учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные УУД

ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

Коммуникативные УУД

– слушает и понимает речь других;

– выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им;

– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

27

27 неделя

В. Бианки «Лесная газета»

Практическое занятие

28

28 неделя

В. Бианки «Приключение Муравьишки»


Урок-путешествие

29

29 неделя

В. Бианки « Музыкант»

Практическое занятие

30

30 неделя

В. Бианки « Моржиха»

Практическое занятие

31

31 неделя

Чарушин Е.И. « Медведица и медвежата»

Урок-викторина

32

32 неделя

Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»;

Практическое занятие

33

33 неделя

Н. Сладков «Почему год круглый?»;

Практическое занятие