СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как активный метод обучения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Игра как активный метод обучения младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа имени рустема АБЗАЛОВА С.АЛКИНО-2 муниципального района

Чишминский район Республики Башкортостан






Г.Р. Булатова




игра – КАК активный метод

обучения младших школьников



Методическое пособие















УДК 373.3

ББК 74.202.56

И 27


Игра – как активный метод обучения младших школьников [Текст]: методическое пособие из опыта работы учителя начальных классов Булатовой Гузели Ришатовны. –

с. Алкино-2, 2019. 48 с.


Составитель:

Булатова Г.Р., МБОУ СОШ с.Алкино-2 МР Чишминский район Республики Башкортостан, учитель начальных классов



В данном методическом пособии представлены инструменты, позволяющие учителю продуктивно организовать учебный процесс помощью активных методов обучеиия, одним из которых является игра, возможности ее применения при работе с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов и ориентировано на саморазвитие и самосовершенствование обучающихся как в учебной так и во внеурочной деятельности.




Рецензент: Гирфанова Л.П., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии, исполнительный директор кафедры ЮНЕСКО БГПУ им. М.Акмуллы, член Ученого Совета ИИиПО при БГПУ им. М.Акмуллы.









Содержание



Введение

4

Методические рекомендации по разработке проекта

«Игра – как активный метод обучения»

7

Приложение 1

Мастер- класс «Игра- как элемент активного метода обучения»

21

Приложение 2

Урок русского языка в 3 классе по теме «Приставка и предлог»

30

Приложение 3

Внеклассное мероприятие. Праздник «Грачиная каша»

39

Список литературы

48


















Введение


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Одной из основных задач современной школы является помощь детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. И учитель должен не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». А ее успешная реализация во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных процессов. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Поэтому возникает насущная потребность в расширении активных методов обучения. К ним относятся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные и другие.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые методы и технологи. Возникает вопрос: что выбрать, чтобы соответствовать постоянно изменяющемуся миру и соответствовало возрасту детей? Для меня ответ однозначный – активные методы обучения. Но какой выбрать? Так как я работаю с младшими школьниками, а игра занимает значительное место в обучении детей, то и ведущим в первые годы обучения в начальной школе я считаю игровой метод. Почему?

Во-первых, потребность и предрасположенность к игре люди получили в подарок от природы в ходе которой организм, упражняясь, развивается, – это деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во- вторых, особенно важное значение имеет игра в жизни ребенка. Во время ее проведения удается привлечь его внимание к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют и на которых не удается сосредоточиться.

В-третьих, игра дает возможность решать различные педагогические задачи в наиболее доступной и привлекательной форме. В это время активность детей возрастает, появляется желание участвовать в общем процессе, создавать что-то новое, творить.

В-четвертых, включение игровых элементов в урок, которые носят обучающий и в то же время воспитывающий характер сближает учебную деятельность с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной работе.

В-пятых, игры присутствуют почти во всех педагогических технологиях.

Использование игровых методов в обучении постепенно формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, приучение к умственному труду. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.

Познакомившись с технологией критического мышления, решения изобретательских задач, здоровьесберегающей и другими, я отметила, что во всех используются игры.

В своей практике я использую игры из различных интерактивных технологий, что позволяет более эффективно усваивать новый материал, закреплять, повторять полученные знания в системе и способствует более глубокому усвоению пройденного материала. Дети с удовольствием включаются в процесс игры, соблюдая правила, приобретают на только знания, но и учатся общению, правильному поведению. Потребность в игре и желание играть в своей практике я использую не только в целях решения учебных, но и воспитательных задач.









Методические рекомендации по разработке проекта

«Игра – как активный метод обучения младших школьников»

Среди активных методов обучения я выбрала игровой. Это в первую очередь связано с тем, что я работаю с младшими школьниками, и игра является ведущей деятельностью, особенно в первые годы обучения детей в школе. Для этого возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить.

Тема проекта: Игра – как активный метод обучения младших школьников

Актуальность.

Игра является одним из самых древнейших педагогических средств и методов обучения. В настоящее время игра переживает период своеобразного расцвета. Чем вызван интерес к игре? Во-первых, развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, активных методов, системно – деятельностного подхода. Во-вторых, социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. В-третьих, игра способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, способствует формированию информационно-коммуникативных навыков учащихся.

Цель проекта: показать, что игры разных технологий обучения повышают качество усвоения учебного материала на уроках в начальной школе, помогают сделать процесс обучения младших школьников эффективнее, интереснее и занимательнее.

Гипотеза: предполагается, что обучение и воспитание детей будет более эффективным, если будут соблюдены правила организации и проведения игр из разных педагогических технологий.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

-познакомить коллег с игрой, как активным методом обучения, с играми из разных образовательных технологий;

- раскрыть особенности построения игр разных педагогических технологий;

- выявить возможности игр разных технологий как средства развития интереса к учебным предметам;

- доказать эффективность использования игры на уроках.

Практическое значение проекта: практическая помощь молодым учителям.

Объект исследования: процесс игры как активного обучения младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия использования игр разных педагогических технологий, как активного метода обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента.

В ходе проекта меня заинтересовали следующие вопросы и на которые я постаралась ответить.

Что такое активность с педагогической точки зрения? Все мы знаем, что принцип активности один из основных в дидактике. Активность – это деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам и является следствием целенаправленных педагогических воздействий, то есть применяемой педагогической технологией.

Что такое активные методы обучения? Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. 

Какие технологии к относятся к активным методам обучения? Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести, например, игровые, здоровьесберегающие, коммуникативные, решения изобретательских задач, критического мышления, проблемное обучение, систему В.Ф. Шаталова, Н.А. Зайцева.

Какое средство деятельности есть во всех технологиях и как используется на уроке?

Практически во всех технологиях присутствует игра или элемент игры. Почему? Потому что игра вместе с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.» Й. Хейзинга.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Каким образом на уроке можно сочетать игры и элементы игр разных технологий для активизации учебного процесса?

Сначала рассмотрим существующие педагогические технологии, в основе которых также заложены умственная, физическая активности и которые можно применять на уроках в начальной школе.

Одной из главных я считаю здоровьесберегающую технологию, которая дает возможность для сохранения здоровья, снижения заболеваемости, утомления, работоспособности, а также формирует знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Она сочетает в себе совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе и позволяют сделать учебный процесс более комфортным, повышает эффективность обучения. Выбор форм зависит от конкретных условий: урока, темы, программы, эмоционального состояния детей. На своих уроках использую физкультминутки, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации провожу релаксацию (слушаем спокойную музыку, звуки природы) и, конечно же, игры, которые снимают напряжение, помогают переключить внимание на другой вид деятельности. О значении здоровьесберегающих игр для детей рассказываю родителям на собраниях и советую им их использовать дома при выполнении домашних заданий. Например, на снятие психоэмоционального напряжения поиграть в «Пёрышко». Ребенок представляет, что он превращается в нечто очень-очень легкое – а именно в маленькое перышко. Начинает двигаться так, чтобы тело выражало легкость, изображает парение, танец перышка, носимого ветром. Постепенно перышко успокаивается и летит на место. Или на саморегуляцию - «Клубочек», когда ребенку предлагается смотать в волшебный клубочек яркую пряжу, но размер клубка с каждым разом может становится все больше и больше, начинает сматывать и успокаивается. И, конечно же, выполнять упражнения для глаз, например, «Шторки», «Окно», «Глаза совы», «Рисование». На развитие мелкой моторики можно использовать «Замок», «Капуста», «Котенок», «Листья», «В гости» и многие другие.

В технологии критического мышления выделяется ряд игровых приёмов, которые позволяют детям самим приходить к тем или иным выводам, опираясь на новый материал и предшествующий личный опыт. Одним из таких является «Кубик Блума». Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока: когнитивную, то есть «знаю, понимаю, использую, анализирую, синтезирую, оцениваю»; психомоторную «творю, умею»; аффективную — «воспринимаю, интересуюсь, отношусь, оцениваю, проявляю».

Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием больше всего подходит для детей начальной школы, так как он вносит элемент игры в урок, соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои ученики с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать, что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы по их началу. Поэтому я использую этот прием на уроках закрепления темы. Он эффективен при работе в группах, так как происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые ученики не чувствуют себя не востребованными - им могут поручить выступать от группы, после работы.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Это уникальный инструмент для поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, выбора перспективных решений, развития творческого мышления, формирования творческой личности. Что дает творчество ребенку? Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей. Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности. ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества. Она одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Приемы ТРИЗ-технологии можно использовать на разных этапах урока. В своей работе я использую игровые приемы: «Отсроченная отгадка», «Ассоциативный ряд», «Фантастическая добавка», «Необъявленная тема», «Я беру тебя с собой», «Ложная альтернатива», «Соседи», «Лови ошибку», «Системный лифт», «Хорошо - плохо», «Да- нетка», «Триз - загадки», «Жокей и лошадь», «Паспорт» и другие.

Игровая технология занимает ведущее место в моей практике, так как моя задача - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу, приучать к умственному труду.

Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и каждодневные шаги по изучению предметов. Занимательность игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность, которая способствует повышения активности детей на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. В своей работе, особенно в первом классе, я опираюсь на игру. Это и отдельная игра на любом этапе урока и целый урок в форме игры. («Урок

- игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».) Для урока математики готовлю наглядность и ловим рыб, заселяем дома, кормим птиц, наряжаем елочки и т.д. А с внедрением ИКТ, позволивших поднять использование игровых приемов на новый уровень, использую обучающие интерактивные игры, игровые презентации.

Игры и элементы игры я использую и на других уроках. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети, после прослушивания текста, находят слова на заданный звук или самостоятельно придумывают слова. В игре «Найди слово в слове» составляют слова из букв данного слова. Например, градусник (град, ус, гуси, сани). Задачей играющих в игре «Что за слово» - расшифровать и записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите. Например, 1,13,22,1,3,10,20 - алфавит. Дети подбирают и записывают по одному одушевленному существительному на каждую букву алфавита во время игры «Оживи алфавит». На уроке русского языка при изучении темы «Изменение частей речи по числам» использую игру «Один –много». Если подобрать слова на определенную тематику, то дети вспоминают правила поведения, этикета, ПДД. Например, пешеход, внимательный, переходит, улица, автобус, светофор, стоит, быстрый, автомобиль.

В настоящее время проблемы подбора игр к урокам не существует. В эпоху Интернета найти игру с описанием условий проведения можно на любую тему и по любому предмету. Но чтобы игра стала средством активизации учебной деятельности школьника, надо ее правильно подобрать в зависимости от типа и этапа урока, грамотно и четко организовать и провести. Для этого прежде всего, осознать и сформулировать образовательные и воспитательные цели, определить, какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, определиться с количеством игроков, стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок (выполнять роль контролеров, судей), подобрать дидактические материалы и пособия, спланировать время проведения, продумать заключение, подведение итогов. Оценивать не только быстроту и правильность, но и обращать внимание на проявление поведения и качеств личности в ходе игры, взаимовыручки, настойчивости, демонстрировать детям их достижения. Игра может быть проведена на любом этапе урока и от этого будет зависеть ее цель. В начале урока - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока – проверить уровень усвоения темы. В конце урока - может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока игра должна быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Выбор игры зависит от типа урока. На уроках изучения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей, например, с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. За любой игрой стоит учебный процесс. И наша задача - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. Целью игр и игровых приемов обучения является облегчение перехода к учебным задачам, делая его постепенным

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Как на одном уроке соединить в себе элементы игр из различных педагогических технологий, я показала во время проведении мастер - класса для учителей (Приложение 1), открытого урока по русскому языку (Приложение 2). Во внеклассные мероприятия я тоже больше стала включать игры, так как они помогают проявить и развивать разные стороны личности ребенка, удовлетворяют многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, формируют характер. (Приложение 3)


Выводы

Применение игры как активного метода в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков. К ним относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный и воспитательный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Результатом такой работы стали олимпиады, конкурсы, исследовательские работы. Так на муниципальном этапе олимпиады на Кубок им Ю.А Гагарина Федоров Максим занял 1 места по окружающему миру, «Я помню. Я горжусь» Шенгур Кристина – 1 место по физической культуре, Пазыко Артем 1 место в полиолимпиаде. В муниципальной олимпиаде школьников Фаттахова Карина заняла 3 место по русскому языку, Федоров Максим 2 место по окружающему миру, В Международной олимпиаде «Глобус Конкурс стобалльников» по русскому языку Максим занял 1 место, Фаттахова Карина-2, в полиолимпиаде Пазыко Артем -1 место В Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PROдвижение» Хабарова Алина заняла 1 место, Шенгур Кристина-3 место. Районный этап научно- практической конференции «Интеллект будущего» принес Кристине 1 место. В литературный конкурсе «Уфимская куничка» в рамках Международного фестиваля «КоРифеи» Шенгур К. заняла 1 место в 2018 и 2019 г. В республиканском конкурсе информационных технологий «Информашка» Шенгур Кристина заняла 1 место, Ямаева Диана 2 место в 2018г, Курбангалеева Стефания 1 место, Стрельбов Егор -3 место в 2019 г.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться ребенку. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. В этом мне помогает игра, как активный метод обучения. «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» А.С.Макаренко

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мастер- класс по теме «Игра как элемент активного метода обучения»

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь

учеников в мир знаний и нравственных переживаний,

сделать их активными участниками и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили

Цель: Презентация опыта работы по применению игр различных технологий, как активного метода обучения на уроках в начальных классах

Задачи:

  • познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся;

  • активизировать знания участников по данному вопросу, коммуникативные навыки участников;

  • д обиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.

  • убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

Этапы мастер-класса:

- двигательно - речевая игра – элемент здоровьесберегающей технологии;

- знакомство и обоснование выбора темы мастер- класса;

- разработка элемента урока с применением кубика Блума- одного из приемов технологии критического мышления с использованием инклюзивного похода.

разработка элемента урока с применением элемента технологии решения изобретательских задач

-разработка элемента урока с применением интерактивной технологии обучения;

- рефлексия.

Слайд№1

Слайд№2 Добрый день, уважаемые коллеги, зрители! Давайте на время станем детьми и поиграем в игру «Руки, плечи, уши, нос». Под музыку повторяем за мною движения. Проведение игры с залом.

- Молодцы! Вы сейчас увидели игровой элемент здоровьесберегающей технологии

Внимание на экран!

Слайд №3 (Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

-Назовите ключевое слово, которое объединяет эти картинки. (Игра)

Слайд №4 Шалва Александрович Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Любая технология обладает средствами, которая активизирует деятельность учащихся. Одним из таких средств является –игра.

Слайд № 5 Поэтому темой своего мастер- класса я выбрала «Игра, как элемент активного метода обучения.»

Слайд №6

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состоя­ние. Игра - деятельность, предписанная самой природой Учителя в Риме, обучавшего основам знаний, называли «учитель игр».

Во-вторых, игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности.

B-тpeтьux, любая игра развивает. Она содержит в себе элементы познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности.

B-четвертых, в игре минимальное количество пра­вил, соблюдать, их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я».

В-пятых, игра - самый демократичный вид деятель­ности: здесь нет начальников и подчиненных. Игра - общение равных.

И сегодня я покажу ряд игровых приемов, которые используются в разных педагогических технологиях.

-Все мы любим сюрпризы. Вот такую красивую коробочку мне подарили. Что же в ней? (Открываю, достаю письмо) Это письмо. Сейчас мои помощники его прочитают.

С лайд № 7 А я вам коротко расскажу какой прием технологии критического мышления можно использовать в игровой форме на всех этапах уроков любого типа. Этот прием называется «Кубик Блума». По сути это игра в кубик, на гранях которого написаны слова:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

Но "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспроизвести знания, сформулировать причинно- следственные связи, уточнить, предложить свою задачу, задать творческие вопросы, проанализировать, оценить значимость. И сейчас я это продемонстрирую с использованием инклюзивного подхода

Слайд № 8 эпизод сказки Снегурочка.

- Что было написано в письме? (Текст русской сказки Снегурочка)

Грань «НАЗОВИ»

- Назови главную героиню сказки. (Снегурочка)

- Назови и покажи карточку, на которой написан жанр произведения. (сказка)

Грань «ПОЧЕМУ»

Почему это произведение относится к сказочному жанру? (Есть зачин: «Жили-были старик со старухой», концовка – «Только эхо им в лесу и откликнулось», волшебство – появление самой девочки из снега. Оживление неживых предметов возможно только в волшебной сказке)

Почему эта сказка народная? (У нее нет автора. Ее сочинил народ)

- Покажи всем, почему сказка народная? (Вопрос и задание для ребенка с ЗПР. У него на столе карточки с предполагаемыми ответами)

Грань «ОБЪЯСНИ»

Объясни, зачем народ сочиняет сказки? (Через сказки передавали понятие о мире, которое было у родителей, для развлечения с поучением, через героев знакомили с понятиями добро и зло, учили сочувствию, взаимопомощи, любви …)

Грань «ПРЕДЛОЖИ»

Предложи на каких уроках и как можно использовать сюжет сказки?

(Литература - сравнить с одноименной авторской сказкой Владимира Ивановича Даля, с пьесой Александра Николаевича Островского.)

Изобразительное искусство –нарисовать сюжет, героиню сказки, рассмотреть и обсудить картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Музыка- послушать отрывки из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», разучить песни о Снегурочке)

Грань «ПОДЕЛИСЬ»

Поделись своими чувствами, которые испытывал при чтении сказки? (жалость, восторг, уважение, радости, печали)

- А какое чувство испытывал ты? Покажи с помощью карточки. (Задание для ребенка с ЗПР)

Поделись народной мудростью, которая содержится в сказке, то есть тайнами сказки.

(1- «Старик со старухой жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.» При появлении девочки в доме поселилась радость. Вывод: эта сказка о семейном счастье, которое без детей бывает не полным.

2. В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать….»)

Грань «ПРИДУМАЙ»

Придумай рифму к слову сказка,

если бы ты был на уроке изо – (маска, краска, раскраска),

на уроке русского языка - (подсказка указка, присказка)

на уроке технологии - (замазка, смазка).

Сочини стихотворение, используя эти рифмы

Слайд№9

Вот так в занимательной форме, через игру, можно развивать навыки критического мышления, проверять знания и умения учащихся. 

Читают составленный стих

На столе лежит краска

И меня ждет раскраска

Я разукрашу подсказку

К очень известной сказке

Умнички!

С лайд№10 В нашей посылке что- то есть еще. А узнать, что в ней поможет игра « Да –Нетка» Суть игры в том, что дети задают вопросы, ведущий отвечает « Да» или «Нет»,

Сегодня ведущим будет…..(Один вызывается по желанию, смотрит в коробку и отвечает на вопросы)

  • Это предмет? ( Да)

  • Он одушевленный? (Да)

  • Нарицательный? (Нет)

  • Это имя собственное (Да)

  • Мужского рода? (Нет)

  • Женского рода? (Да)

  • 1 склонения? (Да)

  • Это героиня сказки? (Да)

  • Это сказка народная? (Да)

  • Это животное? (Нет)

  • Это Аленушка? (Нет)

  • Это Снегурочка? (Да)

Молодцы! Ведущий достает фигурку Снегурочки

Игра «Да –Нетка» это один из приемов технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), когда ребенку предлагается исследовать что –то, используя свой опыт и познания.

Задается еще один вопрос ведущему.

- А в коробке еще что-нибудь было? (Да)

Это письмо. Давайте откроем и прочитаем.

Читает «ученик»: У меня много писем, которые я не успел отправить известным людям. Пожалуйста, помогите найти адресата.»

В письме еще 2 конверта. Один с названием района, другой с именами известных людей. Задача – найти пару, соединив район и известного человека.

Слайд № 11

Д анный игровой прием интерактивной технологии, когда решается какая-то проблема, можно использовать не только с детьми, но и со взрослыми.

Салаватский район – Салават Юлаев

Гафурийский район - Мажит Гафури

Илишевский район – Муса Гареев

Кармаскалинский район – Минигали Шаймуратов

Чишминский район – Мустай Карим.

Белебеевский район – Константин Иванов

В каждой педагогической технологии используются элементы игры, которые являются активными методами обучения, они способствуют развитию критического мышления, исследовательских навыков, творческого воображения, образного мышления, снимает утомление и делает процесс обучения занимательным и продуктивным.

Слайд № 12 (портрет слова) И свой мастер –класс я хочу закончить словами ученого, педагога Деборы Владимировны Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»

Рефлексия

П однимите руку те, кто согласен, что игра как элемент активного метода обучения остается актуальной в современном образовании.

Слайд№13 Спасибо за внимание!






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Приставки и предлоги»

Цель урока: повторить знания о приставках и развивать умение различать приставки и предлоги.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; закрепить умение составлять деформированные предложения;

Развивающие: развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные: прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство патриотизма, товарищества, трудолюбие,

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать познавательную задачу, читать слушать, извлекать нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

Метапредметные:

Познавательные: находить приставку и предлоги в словах, определять значение, которое дает приставка словам,

объяснять значение пословиц и обосновывать свое мнение;

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;

Предметные: находить и отличать приставки и предлоги, образовывать новые слова префиксальным способом, уметь составлять предложения и писать под диктовку, списывать текст, раскрывая скобки

Слайд 1

1.Организационный момент

Слайд 2

Чтение стихотворения М.Карима под аккомпанемент Урала Идельбаева 2 Башкирская народная мелодия»

Первый снег так рано, так нежданно

Выпал на поля.

Он сойдет, лишь улыбнется солнце,

Сердце веселя.

Ведь хранит еще дыханье лета

Теплая земля.

Слайд 3- Здравствуйте, ребята, наш урок я начала словами из стихотворения Мустая Карима. Поделитесь информацией о нем (наш земляк, родился в селе Кляшево 20 октября 1919 г писатель, поэт, фронтовик Произведения писателя переведены на десятки языков народов России и мира. …)

Слайд 4 Молодцы! Вы много о нем знаете… Ему установлен памятник в г.Уфе, именем М Карима назван Национальный молодежный театр, его именем названы школа, улицы. И аэропорт « Уфа» будет носить его имя

-. Сколько лет со дня рождения мы будем отмечать в следующем году?

- А о чем это стихотворение? (о первом снеге, что первый снег лежит недолго)

Сегодня символом урока будет снежинка. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

2.Минутка чистописания

- Запишем на чистописание 1 предложение стихотворения, соблюдая все правила каллиграфии и орфографии….

- Предложите задание к этому предложению.

( Найти грамматическую основу этого предложения.) Один у доски разбирает.

- Какую информацию вы можете еще дать? (устно)

Слайд 5 Самооценка У вас на столах лежит снежинка-листочек для самооценки. Если вы справились, то рядом с цифрой 1 нарисуйте снежинку голубого или синего цвета, возникли затруднения – желтого, и если совсем не справились - красного

3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

- Выделите приставку у сказуемого. (у доски)

- Найдите в предложении предлог. Подчеркните его

Работа в паре. Упражнение в подборе однокоренных слов

- А сейчас я предлагаю поработать в паре и выполнить задание за 1 минуту.

Подберите однокоренные слова к сказуемому с другими приставками. Выдели приставки (запал, отпал, перепал, впал, спал, напал, …)

Время пошло….

- Какие слова подобрали. (отвечает 1 пара – другие дополняют.)

Самооценка. Нарисуйте снежинку, соответствующую вашей работе.

- Как вы думаете, какой части слова мы посвятим наш урок. (Приставке)

Слайд 6 - Назовите тему урока. (Приставка)

Поставьте цель урока: повторить знания о приставке и учиться отличать их от предлога.

Молодцы! Тогда возьмемся за работу, засучив рукава.

- А что означает фразеологизм «Засучив рукава»? (Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом)

4. Работа по теме урока

1.Работа в группе.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группе. Для работы вам понадобятся дополнительные источники информации. Что это может быть? (Словарь –книга, в энциклопедии в интернете, у взрослых, у учителя).

Прочитайте задания и выполните, соблюдая правила работы в группе (слова на листочках – надо собрать (приклеить) пословицу на большой лист)


  1. Составь предложение из слов

Котел, лоб, вспотеет, не, - не, закипит

  1. Объясните значение слова -котел

  2. Объясните смысл предложения

  3. Выделите приставку в глаголах

1.Составь предложение из слов

и, рыбку, пруда, из, без, не, вынешь, труда

2.Объясните значение слова –пруд

3.Объясните смысл предложения

4.Найдите предлоги.


Слайд 7- Проверяем работу первой группы. Кто выйдет отвечать?

Читают предложение.

- Что вы составили? (пословицу)? Это башкирская (русская) пословица.

- У какой группы такая же пословица? Представитель выходит к доске.

- Объясните смысл пословицы.

- Какую информацию и где вы нашли о слове…(Что вы дополните…

- Как вы выполнили следующее задание? (приставка вз)

- Как пишутся предлоги (приставки) со словами?

- О чем эти пословицы? (О труде. Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий) Все народы говорят о том, что основу жизни составляет труд.

Самооценка. А сейчас оцените свою работу. Рядом с цифрой … нарисуйте снежинку

Мы сейчас с вами поработали не покладая рук, пора и отдохнуть. Выполняем упражнения и запоминаем глаголы с приставками.

Слайд 8

Физкультминутка

С неба падают снежинки, (поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) 
Как на сказочной картинке.( рисуют квадрат руками) 
Будем их ловить руками ( хватательные движения)
И покажем дома маме. (руки вперед - показываем
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны.) 
Снегом замело дороги. (двумя руками в воздухе рисуем волны)
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.) 
Поднимаем выше ноги. 
Мы идем, идем, идем
(Ходьба на месте.) 
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)

  1. Продолжение работы над темой урока

Слайд 9

1.Решение проблемной ситуации

- Снежинка составила предложение, но не знает, как его правильно записать. Поможем?

(Под диктовку у доски.)

За окном закружились пушистые снежинки.

Обоснуйте свой ответ. Отметка

Самооценка. Оцените свою работу снежинкой.

2.Работа по учебнику

- А теперь мы проверим, как вы самостоятельно справитесь с заданием упражнения 188 (самостоятельная работа) Взаимопроверка по эталону.

С лайд 10. Посмотрите на экран, проверьте по эталону и оцените работу соседа у него в карточке

6.Подведение итога урока.

- Вы работали замечательно. И у меня для вас - сюрприз. Что же лежит в коробке? (снежок – кубик в синтепоне)

- А что внутри? (Кубик)

Это необычный кубик. На его гранях записаны слова, на которые будет начинаться мои вопросы. Давайте поиграем.

- Назови, что такое приставка?

- Почему приставки со словами пишутся слитно?

- Объясни, как отличить приставку от предлога?

- Придумай слова с приставкой от-

- Какое значение придает приставка от- слову (удаление, отстранение, отступление, отделение от чего- либо, завершение действия (отработать)..)

- Предложи. рифму к слову снежок.. ( комок, ледок, пушок, холодок, свисток, молоток, платок)

- Поделись знаниями о правописании приставки и предлога

Самооценка. Смог ли ты ответить на все вопросы сам. Покажи цветом снежинки.

Молодцы!

- Какова была цель урока? (повторить знания о приставке и учиться отличать их от предлога.)

- Достигли мы цели? Каким образом пришли к цели? Какие виды работ выполняли?

7.Рефлексия

Слайд 11 Сейчас мы проведем игру «Найти пару». Перед вами слова…. Мне нужен помощник. Выбери…. любое слово. А все остальные ищут пару из данных слов по одному признаку. Объясните свой выбор.

Даются карточки со словами: влетел – заснеженный- покормил- за деревом – по снегу – в кормушке – воробей (игра интерактивное обучение):

- Почему это слово осталось? Почему вы не выбрали данное слово?

Молодцы! Отлично!

Слайд 12 Домашнее задание: составить и записать предложения, или рассказ (по желанию) с этими словами (влетел – заснеженный- покормил- за деревом – по снегу – в кормушке- воробей.) Опорные слова на столе. Возьмете на перемене

Самооценка за урок.

П осмотрите на свои снежинки. Какого цвета больше - покажите кружочками.

А сейчас мы кружочки и превратим в снежинки.

Вырезание снежинок.

- Покажите всем ваши снежинки

Слайд 13.Вы сделали снежинки из бумаги, а сейчас посмотрим, как образуются настоящие снежинки. Просмотр видеоролика

- Положите снежинки на ладошки и немного потанцуем.

Слайд 14 Песня «Падают снежинки» (припев)

Спасибо за урок

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Внеклассное мероприятие

Праздник «Грачиная каша»

Ц ель: воспитывать в детях интерес к народным традициям, обычаям башкирского, татарского народа, уважение к ним; обогащать словарный запас, активизировать связную речь; закрепить правила этикета; воспитывать чувство уважения к взрослым, к старшему поколению.

1 бабушка: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на праздник “Грачиная каша”или “ Воронья каша” Это праздник встречи весны. Именно с прилетом грачей начиналась весна – так думали в древности башкиры.Радуясь, весь народ собирался на берегу реки и начинался праздник. Танцевали, пели, играли, и, конечно же, варили вкусную – превкусную кашу.

Слышите, как кричат грачи

( крик грачей), это значит, наступила весна, просыпается природа.

1 ребенок. Здравствуй, милая весна.

Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!

И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей.

2 ребенок. Грачи за морем были
Весну-красну добывали. 
В родные края прилетели

Над нашей землей закружили

Прилет грачей – дети под музыку выходят с движениями.

(делают круг)

2 бабушка: Здравствуйте, дорогие дети! Доброго дня вам, уважаемые гости! Я – бабушка Халима, пришла на праздник «Грачиная каша». Дети, посмотрите, грачи прилетели с теплых краев. Когда просыпалась природа от зимней спячки, таял снег, бежали ручейки, люди праздновали праздник «Грачиная каша». Башкиры его называли «Каргатуй» или «Каргабуткахы». Дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.

1 ребенок. Эй, хозяева!
Открывай ворота 
Если дашь нам пять яиц 
Твоя курочка снесет сто яиц!

Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику.

2 ребенок. Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу, 
Не жалей еще муку.

Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику.

3 ребенок. Кар-кар кричат грачи,

Есть бялеш в печи,
Если в печи бялеш есть
Значит дома гости есть!

4 ребенок Ал да итəрбез əле,

Гөл дə итəрбез əле.

Матур җырлар җырлый- җырлый,

Бəйрəм итəрбез əле.

Песня ЯЗ ЖИТЭ

Вылетает ворона

1 грач: «Кар, Кар! 
Праздник настал мой, приходи! 
Яйца, крупу неси, давай, 
Масло давай, молоко давай! 

3 бабушка. Ребята, нынче хозяева были щедрые, собралось много продуктов. По-моему, самое время варить грачиную кашу. (Ставлю казан на костер и начинаю перемемешивать кашу).

2 грач Каша варится вкусна,

Каша варится сладка,

Уварилась кашка – Во!

Масла падает в неё.

1 бабушка. В этот день девочки и женщины с разными хорошими пожеланиями привязывали ленточкик дереву или кустарнику. Вот у и вас есть ленточки, давайте и мы привяжем ленточки с пожеланиями. (Дети по одному говорят свои пожелания и привязывают к дереву разноцветные ленточки).

Дети: - Чтоб нам здоровья желали.

  • Чтоб от сглаз берегли.

  • Чтобы дружбу восхваляли.

  • Чтоб все несчастья исчезли.

  • Чтобы не было войны.

  • Чтоб жадность сгорела.

  • Чтоб бедность исчезла.

  • Чтоб зависть сгорела.

  • Чтоб все здоровыми были.

  • Чтоб развивались на ветру и впоминали нас.

2.Бабушка. А пока готовится каша, давайте поиграем.

Загадки от бабушки

  1. Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)

  1. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? (Грач)

  1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

  1. Я не вкусна, но в пищу каждому нужна. (Соль)

3 бабушка проводит игру Бег в мешках (под веселую башкирскую музыку мальчики соревнуются в беге в мешках)

3 грач Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
1 грач Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
2 грач. Только к ночи умолкают

В своих гнездах засыпают:

Кар-кар-кар!

Бабушка проводит

И гра «Вороньи гнезда». Дети делятся на команды (по 3-5 человек) – обитателей вороньего гнезда (большой обруч). Под музыку дети бегают, размахивая руками «крыльями» и произнося в конце каждой строфы «кар-кар-кар». По команде «ночь» дети занимают свои места. Побеждает то «гнездо», которое заняло свой обруч первым.

1 ребенок. Вслед за грачами вернулись и другие птицы.

2 ребенок. После прилета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов.

1 ребенок. Тили-тили, птички пели
Взвились - к лесу полетели.
2 ребенок. Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.

Эстафетная игра "Построй гнездо" (веером в обруч)

Каркаем вместе!

В этой веселой игре ворона является ведущей. Она не спеша читает стишок, а малыш должен, если услышит «КАР!», хлопнуть в ладоши. Игра повторяется до тех пор, пока все «КАР!» не будут обнаружены. А после игры спросите своего малыша, какие еще «вороньи» слова он знает.

1 грач. Села гуля на карниз

Посмотрела гуля вниз.

Гуля, гуля, не зевай –

Крошит Вася каравай.

2 грач. Только хлебушек от гули

Кот Карпуша караулит.

Уходи, Карпуша,

Гуля хочет кушат

3 грач. У Макара-рыбака
Через дом течет река –
От зари и до зари
Ходят в гости пескари,
Щуки, карпы, караси.
Хоть ведром их выноси!

1 грач. Каша, каша, кашка, 
Долго жить кашеварке! 
2 грач. Славная вышла кашка, 
Не ругайте бабушку!

Танец татарский

3 Бабушка. Мальчики, девочки, у кого каша осталась? Оставим грачам. Пусть они нам пожелают дождя, солнца, урожая.

В конце танца – едят, потом раскидывают кашу и говорят:

1.Ашагыз, туйыгыз, 
Илгэ именлек килтерегез! 
Бер бойзайга–ун бойзай

Ун бойзайга – мец бойзай!
2.Кушайте досыта, 
Родимой земле благодать принесите! 
За одно зерно - десять зерен, 
За десять зерен - тысячу! 

3.Кар-кар, каргалар, 
Ямгыряу ,тип телэгез! 

Ашлыктарсэселгэн сак, 
Ямгыряуып утер сак. 
Яу, яу, яуямгырым! 
4.Кар-кар, вороны, 
Дождя пожелайте! 
Пришла весенних посевов пора, 
Пришла веселых дождей пора, 
Дождик лей, лей, лей! 
5.Каша-пища для птиц,
Для грача каша-чудо,
Если будешь хулить пищу,
Тебе же будет худо.

Б ери кашу, мой грач, бери,
Поклюй, грач мой, поклюй .

Танец грачей

3 бабушка. Давайте и мы, все вместе попросим у природы дождя, солнца, урожая, мирного неба, спокойствия, и здоровья всем людям.

1 ребенок. Клюйте кашу, вылетайте

На простор родных полей.

Нам побольше бы дождей,

Чтобы был нам урожай,

Солнца луч, дождя нам дай!

2 ученик. Капельки живой воды 
Пусть всю землю омывают,

Золотые колоски 
Пусть, как в сказке, поднимают!

3 ученик. Чтобы голод и болезни 
Навсегда водой размыло,
И веселая Земля 
Утром личико умыла! 
Все ученики вместе:

Дождик, дождик лей, лей!

Своих капель не жалей!

Грусть и злобу растворяй,

А несчастье убирай!

Дождик, дождик веселей!

Счастье вырастет быстрей!

Песня «Солнышко смеется»

Бабушка. Поиграли и плясали,

Грачей весело встречали,
А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться.

Стелятся скатерти, дети садятся вокруг и угощаются кашей

Праздник был разработан и проведен совместно с Гаскаровой Л.М., Симаковой Н.И.




Список литературы:

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П. Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с. Электронный ресурс - Режим доступа http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/

3. Кавтарадце Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.-192с. Электронный ресурс - Режим доступа http://ypem.ru/userfiles/upload/

4. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с

5. Анатолий Гин ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить

ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2016

6. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

7. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения», Мн., 2002 г. 3. http//www.edu54.ru

8.Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

9. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения.

10. http://www.prodlenka.org/metodichka/listcats/77.html – образовательный портал «Продленка» (раздел «Начальная школа»)

11.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola – Социальная сеть работников образования (раздел «Начальная школа»)