МБДОУ Д/ сад «Умка»
Тема доклада: «Игра в шашки как средство логического развития»
Осипова С.Г
воспитатель
Абакан, 2020
Содержание
Краткая вводная часть………………………………………………………………………………3
История шашек……………………………………………………………………………………….4
Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет……………………………………………………5
Основная часть…………………………………………………………………………………………
Методика обучения по русским шашкам детей дошкольного возраста ------------------------- ----7
Описание практической работы……………………………………………………………………8
2.3 Алгоритм успеха ребенка ------------------------------------------------------------------------------------ 10
3. Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………………………20
Вводная часть.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивать память. Шашки – это средство умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяют снизить уровень стресса, благотворно влияет как процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Актуальность . интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире.. данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет.
наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. все это обусловило выбор опыта работы.
Проблематика.
Проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание.
отсутствие методической литературы и методики обучения дошкольников по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении.
проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована.
теоретическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание Куличихин А. И, Вирный А. Я, Герцензон Б. М, Звирбулис В.А. взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение игре в шашки детей дошкольного возраста
Практическая значимость опыта работы заключается в возможности совершенствования развитии логико-математического ума дошкольников в век технического образования и их подготовки к школе. Так же раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие и обучение.
1.1 Из истории.
О шашках нередко можно прочитать в художественной литературе. В шашки играли на «мёртвые души» два великих плута – гоголевские герои Чичиков и Ноздрёв. Замечание Чичикова «Давненько не брал я в руки шашек» и ответная реплика Ноздрёва «Знаем мы вас, как вы плохо играете!» стали афоризмами…
История шашек уходит в далекую древность. Игра была обнаружена в гробнице египетского фараона Тутанхамона. О ней упоминает Гомер в «Одиссее», Д. Боккаччо – в «Декамероне», М.де Сервантес – в «Дон Кихоте». Одна из легенд приписывает честь изобретения шашек древнегреческому воину Паламеду, участнику осады Трои. В трудах греческого историка Платона приводится миф о том, как египетский бог Тот, придумавший шашки, предложил богине Луны сыграть с ним, но уговором: одержав победу, он получит от нее в награду 5 дней. Выиграв, бог Тот прибавил пять дней к 360, составляющим тогда год. В средневековой в народе5 ученик играть в шашки считалось непременным условием рыцарского воспитания.
Первая книга об этой игре появилась в Европе в 16 веке; восточные славяне знали о ней уже в 4 веке. Играл в шашки и Владимир Мономах. На Руси их называли тавлеями, упоминания о которых встречаются ещё в Ипатьевской летописи (начало 15 в) и «Домострое» (16в). Но археологические памятники, обнаруженные в середине 20 в. При раскопках Переяславского могильника (Киевская область), позволили сделать вывод, что в шашки играли еще в Киевской Руси.
Пётр 1 поощрял это развлечение и ввёл его в программу увеселительных мероприятий- ассамблей. Петербургский сановник, очередь которого подошла устраивать у себя ассамблею. Должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для игры в шашки. Увлекались ими А.В.Суворов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. В романе №Война и мир Л.Н.Толстой сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.
В России первая книга о шашках - «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в простые шашки» - была опубликована в 1827 г. Любопытно, что автор А.Д.Петров – первый русский шахматный мастер. А первый Всероссийский турнир по шашкам состоялся в Москве в 1894 г.
Первый чемпионат по шашкам в Якутии состоялось в Якутске в 1936 г. Рассказывает участник Афанасий Иннокентьевич Потапов. Раньше никто и на задумывался о теории. В первом чемпионате я не добился высоких результатов но многому учился. Если в 40 лет мы узнавали и изучали шашки, а 40 лет заслуживали мастер спорта. Мы очень отставали в плане развития шашки.
1954 -1955 годах в республиканских чемпионатах участники люди в возрасте. Из них Ф.Л. Кондаков, А.И.Потапов, В.И. Михайлов, Г.М. Васильев и другие. Если они в Якутии были чемпионами, то в последующие годы вдруг молодежь стало появляться в чемпионатах. И с этих времен наши старики радовались новым поколеньям шашистов. А мы гордимся нашими предками и учителями.
В наше время из 9-ти призовых мест Чемпионата Европы 3 заняли представители якутской шашечной школы – гроссмейстеры Гаврил Колесов, Николай Стручков и Николай Гуляев. Самую престижную награду турнира – золотую медаль классической программы – завоевал Николай Стручков. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день это игра стала одним из видов спорта.
1.2 Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
Цель: раннее приобщение дошкольников к интеллектуальным, позиционным играм, развитие логического мышления, развитие интеллекта, творческих способностей детей.
Задачи:
Формирование навыков игры в шашки;
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, логики);
Раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие, расширение кругозора;
Подготовка детей к последующему обучению по углубленным программам.
Популяризация и пропаганда русских шашек среди детей;
Овладение детьми техники игры в процессе соревнований.
Практическая значимость проекта заключается в возможности распространении передового опыта, совершенствовании технологии подготовки дошкольников к русским шашкам и раннего выявления их индивидуальных способностей.
Организован кружок:
Кружок «Шашки»,
Участие воспитанников на улусных, республиканских соревнованиях.
В этом году планируем разработать программу «Обучение детей дошкольного возраста русским шашкам»
Систематические занятия в кружках плодотворно влияют на развитие индивидуальных способностей детей и способствуют их поступлению в политехнические лицеи, гимназии, в классы с обучением по углубленным программам, в спортивную школу.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для реализации данного курса обучения учащиеся и педагог обеспечиваются следующим оборудованием:
мебель для занятий (парты, стулья, классная доска),
комплекты шашек с досками,
демонстрационная доска с магнитными шашками.
Педагог обеспечивается необходимыми методическими и учебными пособиями по каждой из тем теоретической части учебно-тематического плана (смотри список литературы).
Для работы по практической части учебно-тематического плана учащиеся обеспечиваются бланками, протоколами, таблицами, схемами и т.п., а также комплектом картотек практических заданий по всем теоретическим темам учебно-тематического плана, соответствующим годам обучения.
Актуальность исследования. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре, делать сознательный выбор. Проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована Теоретическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание Куличихин А. И, Вирный А. Я, Герцензон Б. М, Звирбулис В.А. Взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Все это обусловило выбор данного исследования.
К концу обучении должны знать:
Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, ничья, пат.
Правила хода
К концу обучения дети должны уметь:
Ориентироваться на шашечной доске;
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил.
Правильно располагать доску между партнерами;
Правильно располагать фигуры перед игрой;
Решать простые шашечные задачи.
Тематическое планирование на первый год обучения.
№ | тема | Содержание | Количество часов |
1 | Шашки - удивительная игра. Шашки в горном улусе. | Рассказ. « История о шашках», «Как играли наши предки» Лучшие шашисты Якутии. Просмотр слайдов, газет о шашистах. Наши мастера, и юные шашисты. | 1 |
2 | Вот и сказка сказывается … | Мир шашек. Познакомить с понятием шашки. | 1 |
3 | Шашечная доска. | Шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Ознакомление с шашечной доской. Вертикаль (1,2,3,4,5,6,7,8) и горизонталь a, b(бэ), с(цэ),d (дэ), e,f (эф), g (жэ), h(аш).латинский алфавит Гимнастика стоя: мы когда лежим и спим наши тела горизонталь, а когда стоим мы вертикаль, а когда с горы катимся мы становимся диагональ. | 2 |
4 | шашечные поля. | У каждого поля есть Имя и Фамилия имя это буквы, ( вертикали), а фамилия это цифры.(горизонтали) Игра «Самый меткий охотник» | 1 |
5 | Шашечные дороги | Диагональ, тройник, Косяк, двойник. | 2 |
6 | Шашечные дороги | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов расположенных вертикально». Например дерево, стена дома, окно, столб и т. д. после этого найдите отличие о вертикали, расположенной на шашечной доске. | 2 |
7 | Шашечные дороги | Познакомить с понятием «горизонталь». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально» | 2 |
8 | Встреча на лесной поляне – «Зайкины шашки» | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятие) | 1 |
9 | Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов. | 2 |
10 | Центр | Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: с3, с5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются c5, d4, e5, f4 шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. | 2 |
11 | дамка | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – h8, d8, f8, h8 (отмечены знаком х) для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1. (отмечены знаком х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 2 |
12 | Как ходят шашки | Познакомить с правилами: шашка ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижной фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
13 | Правила хорошие должны знать все | Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление на выполнение ходов пешками. | 2 |
14 | «Лесная школа умного зайца» - основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | Упражнение на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
15 | «Лесная школа умного зайца» - основные приемы борьбы на шашечной доске | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашки или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, могут быть расположены дальше. Чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника дамка может приземлиться на любое возможное поле. | 2 |
16 | «Этикет игрока» правила поведение во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры: Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимаю руки, благодаря друг другу за честную игру, а проигравший еще поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру! Правило 2. Взялся – ходи! Правило 3. Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «Поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4. Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требует помощи судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5. Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями. | 2 |
17 | Треугольник Петрова | | 2 |
18 | Упражнения решения элементарных комбинаций | Работа с диаграммами. Игра сдавайся. Упражнение на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
19 | Как справиться с задачей? | Работа с диаграммами. Игра сдавайся. Упражнение на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
20 | Викторина «Мир шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры « Кто быстрее построит фигуры». Закрепление шашечных терминов «ловушка». Поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 |
21 | Комбинация а1 | Практическое закрепление материала | 1 |
22 | Подготовка к улусным соревнованиям между МБДОУ | Практическое закрепление материала | 1 |
23 | Соревнования | Подведение итогов года. Соревнование между игроками. В детском саду, шашечные встречи, шашечные досуги, шашечные турниры. | 1 |
| итого | | |
Диагностика сформированности умение детей играть в шашки.
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. обучение детей игре в шашки. Справочник старшего воспитателя №8 август 2011 г.)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умение детей играть в шашки предусматривает вопросы к детям наблюдение за его игрой с педагогом сверстниками а так же беседы с родителями о том как дошкольник играет в шашки дома диагностическая карта сформированности умение старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия имя ребенка | Расставляет шашки на поле | начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Ход | бой |
| | | | | | | | |
Пояснения к пунктам таблицы:
Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук. Двух цветов для дальнейшей игры.
Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить кто играет белыми шашками?
Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем. Как он делает ходы.
В игре педагог создает ситуацию. При котором ребенок имеет возможность бить шашки соперника как одной так и несколько.
Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми. Так и со сверстниками.
Если ребенок оставляет партию незаконченной. Педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие логического мышления; Развитие и совершенствование интеллекта ребёнка; Формирование спортивного характера и интереса к игре; Формирование усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца); Умение находить способы решения в сложных ситуациях; Овладение шашечными терминами (жертва, размен, вилка и т. д). Разработаны методические рекомендации по теме развития логического мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, включающие перспективный план, диагностику, конспекты упражнений игр на логическое мышление. Таким образом, на данном этапе результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности внедрения игры в шашки как средства развития логического мышления. Показатели предварительной промежуточной диагностики, дипломы на турнирах по шашкам среди воспитанников МБДОУ ЦРР Родничок.
Список использованной литературы
Р.Д.Попов Учись ставить петли «Якутское книжное издательство», 1981 г.
С.С. Николаев Непроезжей дорогой игры. «Якутское книжное издательство», 1982 г.
М.Е. Картузова Путешествие в мир шашек. Якутск: Бичик,. 2006. – 64 с.
А. Г. Маслаков. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 518 с.
Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-40
Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. - 297 с.
. Немов. Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000 - 575 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с.
Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 20-22.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. -2005 - № 8 - 48-52 с.
Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2000 - 304 с.