СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра в социализации детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль игры в социальной реалибитации  детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Игра в социализации детей с ОВЗ»

ИГРА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Игровая деятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка, проявить его инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни». Именно поэтому необходимо максимально использовать возможности игры.

Разнообразные творческие игровые программы, специально разработанные для детей с ограниченными возможностями с учетом степени и вида их инвалидности, проводятся нами в рамках проекта «Мы - вместе!», реализуемой в школе №30 для детей с нарушениями интеллекта и в школе №26 для слабослышащих детей г. Белгорода. Эти программы на игровой основе с использованием игрового реквизита, кукол, деревянных и металлических музыкальных инструментов: ложек, бубнов, треугольников, трещоток.

Их основная задача - выстроить игровое действие таким образом, чтобы участники, а это разновозрастные дети с заболеваниями различного характера от аутизма до синдрома Дауна, активно общались друг с другом, чтобы процесс был динамичным, чтобы между детьми возникали эмоциональные отношения. При организации программ мы исходим из принципа, сформулированного Л. Выготским, который считал, что социальная компенсация органического дефекта достигается в процессе культурного развития ребенка. Проведенный нами опрос родителей детей, обучающихся в школе для детей с нарушениями интеллекта, показал, что только 8 % детей занимаются творчеством во внеурочное время. В школе для слабослышащих таких детей чуть больше - 18 %. Поэтому наряду с задачей формирования позитивного социального самочувствия детей с ограниченными возможностями здоровья во время игровых программ ставится задача развития творческого начала в каждом ребенке.

В программе возникает совместное игровое действие, в котором нет пассивных наблюдателей. Дети «растворяются» в происходящем, всецело отдаваясь игре, которая захватывает их своим ритмом. При этом в групповой игре, невозможной без партнерства, рождается единство, и вместе с этим усиливается удовольствие, получаемое от игры, так как оно дополняется радостью взаимопонимания. То есть игра находит свое наиболее полное выражение в коммуникации7. Происходит общение равных с равными в празднично-игровой ситуации, где превосходство и социальные роли снимаются и нивелируются8. Это дает возможность каждому участнику игровой программы почувствовать себя частью целого - коллектива, - и в то же время проявить себя физически и интеллектуально в социальном взаимодействии с окружающими.

Ребенку, ограниченному в своих возможностях, в игре можно преодолеть дефицит эмоциональности, дефицит общения. При организации игровых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья мы исходим из того, что дети должны играть без участия взрослых, что должна происходить гармонизация, которая способна лечить за счет возникновения положительного психоэмоционального заражения, сопереживания и соучастия именно в детской игре.

Взрослые организаторы игровых программ во время самой игры не принимают участие в игровом процессе, непосредственными организаторами игр с детьми на игровой площадке становятся студенты первого-второго курсов колледжа культуры Белгородского государственного института искусств и культуры (в возрасте 15-17 лет), от которых исходит игровая инициатива. Это своеобразная форма инклюзии, когда дети включаются в игру на равных, без деления на «здоровый» - «нездоровый». Тем самым устанавливается уникальная система игровых отношений, в которой дети не замыкаются, не боятся, полностью доверяют чуть более старшим товарищам. Дети с нарушением интеллекта, которые не идут на контакт в обычных условиях, в таких игровых ситуациях не остерегаются чужих, вступают в игровые отношения, проявляя волевые и интеллектуальные усилия. Создается социальная ситуация, в которой снимается напряжение в контактах, что приводит к более свободному получению поддержки от окружающих, и в результате ребенок с ограниченными возможностями здоровья может выйти из изоляции и сформировать поведение, достаточное для поддержания социальных контактов, для социальной адаптации хотя бы во время игры.

При этом мы наблюдаем, что дети, для которых характерна быстрая утомляемость, могут играть, как и здоровые, до сорока-пятидесяти минут. Это

происходит потому, что игра со сверстниками переносит ребенка в иное ценностносмысловое пространство, которое создается путем абстрагирования от привычного. Вместе с тем, в игре он избывает свой инстинкт театральности, который заключается в неприятии реальности и возможности создать иную реальность, а также демонстрировать свое второе «я»9. Это способствует восстановлению «эго» нездорового ребенка, его поведение становится более нормальным, он идентифицирует себя с другими детьми, и это уменьшает напряжение и стимулирует творческую активность и участие в процессе игры. «Ведь игра - это переживание, всегда творческое переживание, и это переживание, находящееся в пространственно-временном континууме, это базовая форма жизни»10. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать условия, обогащающие субъективный опыт детей, дать им возможность максимально прожить в разных ситуациях, проявить себя в процессе игры. Для этого мы включаем в игровую программу возможность переключения ребенка на разные виды игры. Наряду с сюжетной игрой в ней обязательно присутствует игра-соревнование, игра с использованием музыкальных инструментов, игра с куклами, игра на основе сказочных сюжетов, а также игра-творчество, в которой дети могут выразить свои чувства с помощью красок на бумаге.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих нарушениями общения, игра предстает как средство спасения от социальной изоляции, стимулирующее развитие их эмоциональной сферы, повышающее качество коммуникации, ибо она сама по себе вовлекает детей в групповые взаимоотношения, становится формой коммуникации. В групповой игре ребенок без излишних стрессовых нагрузок вступает в контакт с окружающим миром, развивает отношения, получает эмоциональную поддержку. В игре со сверстниками ребенок с ограниченными возможностями здоровья может выразить сильные эмоции, плакать и смеяться, и это снимает психологическое напряжение. Вместе с тем вырабатываются нормы личностного поведения, межличностного взаимодействия, развиваются способности гибко

реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях. Игра, способствуя общению и согласованию действий детей с ограниченными возможностями здоровья, восстанавливая их самооценку, становится важнейшим социализирующим фактором.

Список литературы:

1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: СОЮЗ, 1997.- 96 с.

2. Соколова Л.В. Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис-пресс, 2003. С.208.

3. Винникот Д. Игра и реальность. - М., 2002. С.266.