Разработка урока с использованием ИКТ
«Играем в сольфеджио»
Автор: Кулина Ирина Николаевна преподаватель |
Аннотация
Занятия в подготовительном классе должны выполнять свою главную функцию – готовить детей к переходу в новые условия и социальные рамки.
Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Специфика музыкального воспитания в подготовительном классе определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, в ходе урока используются различные методы и приемы, направленные на умение быстро переключаться на различные виды деятельности, чередуются упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе с детьми дошкольного возраста. В ходе урока у детей есть возможность проявить свободную творческую деятельность, которая проявляется в играх, фантазировании различных мелодий. В ходе урока через использование различных приемов педагогом идет руководство творческим поиском детей, стимулирование и направление их фантазии.
Необходимые условия реализации урока:
Урок рассчитан на обучающихся дошкольного возраста подготовительного класса;
Использование технических, мультимедийных средств для реализации поставленных задач; набор детских музыкальных шумовых инструментов, дидактических пособий.
Использование методов обучения, которые включают в урок ученика в качестве активного субъекта на всех этапах урока.
Предполагаемые результаты:
В ходе урока обучащиеся должны осуществлять такие учебные действия как:
Пение выученных попевок и песен;
Демонстрация знаний элементарных музыкальных терминов;
Повторение простых мелодических оборотов и ритмических рисунков;
Определить знакомые попевки по ритмическому рисунку, по мелодии;
Умение запомнить и воспроизвести ритм простых двух и трехсложных слов, небольших ритмических фраз при помощи пособия «Нотный стан и музыкальные пуговки»;
Тема урока: «Играем в сольфеджио».Музыкальное путешествие.
Класс: Подготовительный класс, направление «Музыкальное исполнительство»
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Урок – путешествие
Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в течение полугода. Показать различные виды игровых форм на уроке сольфеджио в подготовительном классе.
Задачи урока: Обучающие:
представления, знакомство с элементами нотной грамоты;
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать сенсорные способности и звуковысотный слух;
Развивать чувство ритма;
Формировать основы музыкальной культуры;
Развивать творческие способности во всех видах музыкальной деятельности;
Развивать творческую фантазию и воображение, прививать любовь к музыке;
Побуждать детей к активной деятельности;
Развивать воображение, творческую инициативу:
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к музыке; формировать в группе доброжелательные отношения;
Формировать навыки общения; установление эмоциональных контактов
Воспитание музыкального восприятия
План урока
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
2 Постановка цели и задач урока. (1 мин).
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (2 мин.)
4. Повторение пройденного материала в игровой форме (25 мин.):
- повторение р.н.п. «Уж как шла лиса», р.н.п. «Два кота»;
- ритмический диктант с использованием пособия «Нотный стан»;
- пение по ролям «Кто сидит там на трубе» ;
- дидактическая игра «Форте-пиано»;
- дидактическая игра «Ритмическое эхо»;
- ритмический диктант (работа с карточками);
-дидактическая игра «Музыкальный поезд» - паузы (видеофайл );
- музыкальные загадки;
- игра с применением детских шумовых инструментов «Оркестр»;
-исполнение «Песенка про двух утят» (видеофайл);
5. Подведение итогов урока. (1мин.)
Ход урока.
Учитель. Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проведем необычный урок! Нас ждёт особенное путешествие! Нам предстоит пересечь море музыкальных звуков, войти в бухту ритмов, пройти по течению океана музыкальных инструментов и причалить к острову песен. А, как вы думаете, на каком транспорте? (1слайд.)
Учитель. Да, мы отправляемся в большое путешествие на музыкальном корабле! Но вначале я хочу еще раз проверить – все ли члены экипажа корабля готовы к плаванию? Я хочу поздороваться с каждым из вас! (учитель поет «Здравствуйте» по звукам мажорного трезвучия с каждым.)
Вижу, все готовы к путешествию. Экипаж в сборе, поэтому не медлим ни секунды. Для того, чтобы наш корабль начал движение, нужно, чтобы паруса наполнились ветром. А для этого сделаем вдох, наполним легкие морским свежим воздухом и на звук «у» подуем. Давайте все вместе попробуем. Вдох, наполнили воздухом животики, задержали дыхание и выдыхаем на «у». А теперь еще раз, но выдыхать будем короткими звуками: ууу- ууу-уууу.
«Дыхательная гимнастика». (Звучит шум моря) Слайд 1.
Молодцы, но одного ветра нам недостаточно, нужно запустить двигатели: все запускаем, изображаем рёв двигателя «РРР». А теперь все вместе, дружно исполним: «Пароходик плывет»! ( аудиораспевки А. Иевлева) Слайд 2.
Учитель. Наш корабль вошёл в воды моря музыкальных звуков! Слайд 3.
Ребята, давайте вспомним - где «живут» музыкальные звуки? Какие бывают музыкальные звуки? Да, все музыкальные звуки различаются по высоте, бывают высокими ….. дети продолжают - средними и низкими.
А какими звуками поем мы с вами? (дети отвечают). Да, и эти звуки нам сегодня понадобятся на уроке. Сейчас я наиграю вам мелодию одной знакомой вам песенки, а вы постарайтесь ее узнать. (Дети называют «Уж как шла лиса»).
Учитель. Ребята, на скольких ступенях построена мелодия песни? Мелодия шагала вверх вниз или стояла на месте? А теперь вспомните знакомую нам мелодию на 2 ступеньках. Давайте исполним ее, будем себе помогать - когда мелодия поднимается наверх - поднимаемся на носочки. А теперь исполним ее со «Светофором». Вспомните, что нужно делать на зеленый свет? (петь вслух). А что нужно делать на красный свет ( петь про себя).
А сейчас предлагаю исполнить эту песню вместе с «музыкальным мячиком» – у кого в руках оказался мяч – тот и поет фразу, затем передает мяч по кругу. (дети поют «Уж как шла лиса» ).
Ребята, угадайте и вспомните следующую знакомую песенку. Слайд 4.
( Играю «Два кота»).
Чем похожи эти две песни? Они построены тоже на 2 ступеньках. Назовите нотки. (Соль-ми. ) На какой линеечке они живут? Давайте исполним ее нотами, затем со словами.
(Работа с пособием «Нотный стан». Выкладываем нотки-кружочки на нотном стане. «Два кота», «Слон». Слайд 5.
Сегодня на уроке у нас еще одна новая песня, послушайте ее.
«Кто сидит там на трубе». (распевки А. Иевлева) Слайд 6.
Учитель. Как построена мелодия? Куда она движется? Как ее можно изобразить?
(Разучивание и пение по ролям)
Учитель. Ребята, вы знаете, что музыкальные звуки отличаются не только по высоте, но и по силе звучания, они бывают громкие и тихие.
Громкий звук называется на музыкальном языке - форте, а тихий – пиано.
( показываю карточки). Давайте поиграем. Я буду рассказывать историю про кота, а вы будьте внимательны, и когда встретятся слова тихо или громко, вы должны правильно показать карточку с обозначением этого слова. Слайд 6-9
Учитель. Молодцы! Отлично все справились с заданием. Мы продолжаем путешествие, усаживайтесь поудобнее. Нас ждет необыкновенная, удивительная бухта ритмов, запускаем двигатели: все мальчишки изображают рёв двигателя, все девчонки дуют, что есть силы, а теперь все вместе, дружно кричим: «Полный вперёд»! Звучит музыка. слайд 10-11
Учитель. Вот мы причалили к острову ритмов. Слайд 13
Все жители этого острова общаются на своем, ритмическом языке. Поэтому, сначала проведем ритмическую разминку. А поможет нам в этом знакомая вам песенка «Андрей-воробей». (поем сначала со словами, затем с ритмослогами та-та, ти-ти).
Учитель. А теперь давайте проверим, как вы запомнили ритмический рисунок песенки. Посмотрите, на слайде изображены несколько ритмических рисунков. Подумайте и выберите ритмический рисунок, который подходит к этой песне «Андрей-воробей». (на слайде несколько вариантов - все хлопаем, читаем ритмослогами и выбираем правильный)
Учитель. Молодцы! Продолжаем ритмическую разминку, поиграем в «Ритмическое эхо» (Учитель хлопает ритм, дети повторяют). А сейчас я буду играть ритмическую фразу на фортепиано, а вы должны ее повторить хлопками.
Учитель. А теперь, ребята, присаживайтесь за парты и возьмите ритмические карточки. Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать ответ и найти карточку с этим ритмом. Слайд 14-15
1.По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? ( пароход)
2.После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
появится, затем растает. (Радуга)
3.Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
(Море)
(Дети угадывают отгадки и выбирают нужную карточку с ритмом)
Учитель. Молодцы! Все справились с таким сложным заданием. Ребята, а для какой карточки у нас не было загадки? Давайте прохлопаем ее ритм. А можно ли придумать слова к этому ритму? Это будет вашим домашним заданием. Придумать слова к этому ритмическому рисунку.
Учитель. А теперь с помощью наших карточек играем в ритмы. Я пою фразу из песенки, а вы показываете нужные карточки с ритмослогами.
Ритмический диктант «Два кота» , «Ходит зайка», «Слон»
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что музыка не может звучать все время. Ей нужен отдых. Чтобы дать отдохнуть какое-то время, были музыкантами придуманы знаки – паузы. Что означает слово пауза? ( «остановка», «тишина»). Да, пауза- это нотка, которая молчит. Паузы бывают разные. Это зависит от того, сколько музыка должна молчать. Сегодня мы вспомним их и поиграем в игру «Музыкальный поезд». Будем хлопать ритмический рисунок, не забудьте - на паузу ладошки отдыхают.
Видеофайл «Музыкальный поезд». Слайд16.
Молодцы! Ребята, вам нравится наше путешествие? Тогда нам снова пора отправляться в путь– нам предстоит пройти по течению океана музыкальных инструментов. Наполняем паруса ветром: дуем, что есть силы. (Звучит музыка). Слайд 17.
Учитель. Я уверена, что вы знаете много музыкальных инструментов и сейчас сможете их узнать по звучанию. Звучат музыкальные фрагменты «Балалайка», «Фортепиано», «Гитара», «Скрипка». (Дети угадывают - отгадки на экране). Слайд 18-21.
Учитель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня на уроке много инструментов. Настало время на них поиграть. Как называется коллектив исполнителей, когда играют много инструментов? Вот и мы сейчас создадим свой оркестр шумовых инструментов.
( раздаем инструменты - деревянные ложки, маракасы)
Учитель. Ребята, посмотрите, перед вами оркестровая партитура. Для каждой группы инструментов - свой ритмический рисунок. Будьте внимательны. Сначала сыграют свою партию ложки, затем маракасы. Играем все вместе. Шумовой оркестр №1 Слайд 22.
Учитель. И вот, наконец то, мы приплыли к Острову песен. Давайте исполним песню. А какая она, веселая или грустная, вы сами расскажите.
Дети определяют настроение песни и музыкальный лад (мажор и минор)
Исполнение «Песенка про двух утят». Слайд 23.
(видеофайл)
Учитель. Наше путешествие завершилось. Ребята, понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось? Что вы узнали нового? Где мы сегодня побывали?(дети отвечают). Ребята, я хочу открыть секрет – капитан нашего музыкального корабля учредил специальный приз – всех, кто принял участие в путешествии обязательно награждать призом! Поэтому эти призы– для вас! Поздравляю! Вы их заслужили. Ну, а теперь пора прощаться! (дети поют слова «До свидания) и выходят из класса.
Обобщение
Поскольку в возрасте 6 лет ведущей деятельностью детей является игра, то был выбран игровой метод как ведущий метод, применяемый на уроке. Так же я активно использовала словесные методы - вопросы, задания, словесное объяснение; а также наглядные - слайдовые фрагменты; практические - музыкальные игры, творческие задания; проблемно – поисковый метод.
Считаю, что проект моего урока был эффективен и реализован практически в соответствии с планом урока. Урок своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов. Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.
Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в игровой форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала урока. Ребята принимали активное участие в течение всего урока. Проведение урока в форме музыкального путешествия помогло поддержать сюжетную линию урока, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности детей, развитию кругозора.
Дидактические игры были специально подобраны для данного урока. Все речевые игры, ритмические игры, динамические паузы использовались с целью поддержания здоровьесберегающих технологий. Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока. Главное, что работало на их достижение — разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а также единая сюжетная линия.
В ходе практической работы мне удавалось создавать ситуацию успеха с помощью дифференцированных заданий, где ребятам были предложены задания такого уровня сложности, которые они могли выполнить, и почувствовать себя успешными.
На уроке я старалась быть эмоциональной, интересной детям. Это помогало достижению общего положительного климата на уроке и выполнению поставленных целей. В ходе урока старалась уделять внимание каждому ребенку, сочетая индивидуальную и групповую формы работы на уроке.