СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На каждом уроке сольфеджио можно пользоваться одной или несколькими играми из этого сборника.

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках сольфеджио»

Игры на уроках сольфеджио

Сольфеджио, как и другие музыкальные дисциплины, изучаемые в детской школе искусств, направлено на музыкальное воспитание учащихся, и должно основываться на ряде принципов, которые вполне могут считаться общими для всего процесса обучения музыке. Таковыми являются:

- принцип художественности;

- принцип связи музыки с жизнью;

- принцип подобия и контраста;

- принцип интереса, увлеченности;

- принцип художественно-образного мышления как основы восприятия музыки.

- концентрический характер обучения (постоянное возвращение к пройденному материалу на новом этапе), отсюда вытекает обязательное повторение материала, его усложнение.

С этими принципами тесно связаны методы, которые позволяют добиваться наиболее высоких результатов, опираясь на особенности детского мышления.

Эффективным методом преподавания сольфеджио является музыкальная игра. Давно и широко известно, что в интересной игре дети могут овладеть многими сложными понятиями, которые ими усваиваются с трудом или вообще не воспринимаются. В каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.

Игровые методы работы на уроках сольфеджио способствуют:

- освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;

- активизации внимания учащихся;

- развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию;

- творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества;

- дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми.

Цель работы: обобщение опыта работы по формированию определенных знаний и навыков учащихся посредством создания игровых ситуаций на уроках сольфеджио.


Игры на развитие чувства метроритма

Поезд отправляется

Каждый ученик получает паровоз с музыкальным размером и вагончики с длительностями. Ученик рассаживает пассажиров (длительности) по вагонам так, чтобы в каждом вагоне оказалось нужное (по размеру) количество пассажиров.

В старших классах это карточки с изображением размеров, длительностей и пауз. Задача: заполнить такты или определить количество вагонов (тактов).

Найди ритм

Звучит одна из выученных ранее мелодий. Пройденный ритм (например, две восьмых- четвертная или две шестнадцатые-восьмая) необходимо узнать и выложить карточками.

Шумовой оркестр

Использование ритмического канона с использованием тела по системе К. Орфа (хлоп в ладоши- восьмые, шлёп по коленкам-шестнадцатые, топ ногами- четветные, щёлк пальцами-пауза).

Такой канон сопровождает любые мелодии, выученные на уроках.

На золотом крыльце сидели

Дети сидят вокруг стола и хорошо видят ритмические карточки друг друга. Дети по очереди стучат какой-то ритм. Нужно узнать, чей ритм стучат. Игра проводится в быстром темпе.


Веселый оркестр

Дети с барабаном, ксилофоном, треугольником стучат:

1.ритмический рисунок, указанный на карточке
2.стучат сильную долю

3.стучат слабую долю

Под мелодии, выученные на уроках.

Ритмический диктант

На доске записана незнакомая мелодия без размера и длительностей нот. Нужно за три проигрывания мелодии преподавателем или звучания мелодии в записи, определить размер и расставить длительности. Кто первый?

Испорченный телефон

Ход игры: все дети выстраиваются друг за другом. Ребенок (или учитель), оказавшийся в этом ряду последним, тихонько выстукивает заданный ритмический рисунок пальцем по плечу впереди стоящего. Дети по очереди передают его до первого ребенка, а тот, в свою очередь, громко прохлопывает его всем участникам. Тот, кто путает ритм, выходит из игры (как вариант — переходит в конец ряда). Затем игра повторяется.


Вокально-интонационные навыки и основы импровизации

Веселые ноты

У каждого ребенка есть мешочек с кубиками-нотами. Каждый кубик с картинкой (для младших классов) и названием нот (для старших).

1.Преподаватель настраивает детей в До мажоре. Просит запомнить, как звучат устойчивые ступени. По очереди дети достают по одному кубику. Если на кубике ступень устойчивая, ее нужно пропеть. Если неустойчивая -пропустить ход.

2.Преподаватель настраивает детей в До мажоре. По очереди дети достают по одному кубику и поют ноту, которая на кубике.

3.Преподаватель настраивает детей в До мажоре. Перед каждым ребенком кубики-ноты в порядке звукоряда. В руке каждого ребенка палочка. Преподаватель или ребенок играет звуки в разном порядке на фортепиано, дети показывают-играют палочкой ноту, которая звучит.

4. «Сыграть» на кубиках мелодию, представленную на карточке.

5. Сочинить и «сыграть» на кубиках мелодию.

Песенки зверят

Преподаватель играет интервал или трезвучие. Нужно пропеть эти звуки сверху вниз или наоборот на слоги «Мяу-мяу», «Гав-гав-гав», «Хрю-хрю» и т. д.

Живой ксилофон

Каждый из детей – это звук гаммы. Ведущий «играет» на этом «ксилофоне» знакомые мелодии или импровизирует.


Развитие музыкального слуха

Ловим преступника

Преступник-это уменьшенное трезвучие, злое, голодное. Поселилось в домике тритона и пугает всех гуляющих в парке. А в парке прогуливается Веселый мальчик- мажорное трезвучие и грустная девочка- минорное трезвучие. На свидание спешит Красивая дама- увеличенное трезвучие, У нее высокая прическа, пышная юбка и туфли на высоких каблуках.

Преподаватель играет последовательность трезвучий, дети называют их. Как только прозвучит уменьшенное трезвучие, нужно хлопнуть в ладоши -поймать Преступника. Если хлопают не все сразу, Преступник убегает.

Игра повторяется снова.


Теория музыки

Пособие «Пуговицы» представляет собой нотный стан и пуговицы-ноты двух цветов (условное обозначение долгих и коротких длительностей). Начальные (подготовительные) формы работы:

  • выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;

  • исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;

  • транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту);

  • узнавание их по «нотному тексту»;

  • мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз, основанных на освоенном комплексе ступеней).