СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая программа "Эти разные салки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка игровой программы. Всевозможные варианты игры в салки.

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Эти разные салки"»



Конкурс игровых программ

«Взвейтесь кострами».

Номинация: «Пионерская игра».

Игровая программа:

«Эти

разные,

разные,

разные...

салки!»

Салки - самая распространенная игра на все времена!



Нам кажется, что салки, или пятнашки, существовали тысячу лет.

Неизвестно, сколько существует видов салок. Десятки, сотни или тысячи. Но мы знаем, что салки – любимая игра пионеров разных лет. Эти игры не требуют особой подготовки, и затеять их ничего не стоит. Причем, играть в салки можно людям разных возрастов.

Мы составили игровую программу, куда вошли описания нескольких наиболее распространенных видов пятнашек пионеров разных лет.



В первой части игровой программы – игры пионеров 70-80-х годов.



Во второй части – 90-х годов.



В третьей части собраны салки, в которые мы с удовольствием играем сейчас.



К слову сказать, мы играем во все виды салок, представленных в этой игровой программе.



Играйте вместе с нами!



Часть 1-я.

Горелки.

  • Старинная русская игра.

  • Выбирается водящий, тот, кто будет «гореть».

  • Играющие становятся парами в затылок друг другу. Место водящего – впереди колонны. Он трижды повторяет особую присказку:

Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло!

Стой подоле.

Гляди в поле:

Ходят грачи

Едят калачи,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

  • Как только поговорка прозвучала, водящий смотрит на небо, а последняя пара разъединяет руки и бежит – один по правую сторону, а другой – по левую от колонны. Задача убегающих – увернуться от водящего и опять соединиться.

  • В момент, когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз-два не воронь,

Беги, как огонь!

  • Теперь водящий может их ловить.

  • Если водящий ловит (пятнает) одного из бегущих, то становится с ним в пару, а второй бегущий водит. Если же пара соединила руки, то ведущий остается прежним. Тогда ему поют:

«Огарушек, огарушек.

Стань на черный камушек,

Плохо стоишь, совсем сгоришь!

  • Игра может продолжаться неопределенное время.





Петух на насесте.

  • Эта игра развивает чувство равновесия.

  • На асфальте проводят три параллельные прямые. На средней, «насесте»,стоит Петух на одной ноге. Он может перемещаться только вдоль этой линии.

  • Остальные играющие, Куры, пытаются тоже на одной ноге перепрыгнуть с одной линии на другую.

  • Если Петух настигает какую-то курицу в пути, то они пытаются вывести друг друга из равновесия, толкаясь руками и плечами. Если это удается Петуху, то второй играющий становится тоже Петухом и ловит остальных.

  • Победителем считается Курица, которую не смогли поймать.





























Цыплята.

  • Это очень веселая игра. Учит ловкости и увертливости.

  • Участники выбирают Курицу и Петуха. Остальные – Цыплята.

  • Курица сначала говорит: «Кудах-тах-тах», а Цыплята: «Пиу-пиу».

  • Курица водит Цыплят вокруг Петуха. Затем спрашивает:

-Петух, Петух, что ты делаешь?

-Амбар строю.

-Для кого?

-Для Цыплят.

-Так они ж мои.

-Были твои – станут мои!

  • Петух пробует подобраться к Цыплятам справа и слева. Курица, расставив руки, не пускает его. Цыплята не должны отходит от курицы. Они все время находятся сзади один за другим цепочкой и держат друг друга руками за пояс.

  • Петух должен постараться схватить последнего Цыпленка. Если ему это удается, Курица и Петух меняются ролями.

















Лиса, где ты?

  • Игра тренирует внимание и способность торможения.

  • Организует игру взрослый ведущий.

  • Все дети становятся в круг спиной к центру и закрывают глаза. Ведущий ходит внутри круга и незаметным движением прикасается к кому – то из детей. Так он назначает, кто будет Лисой. Остальные дети этого не видят.

  • Затем все поворачиваются, и ведущий говорит «Лиска, Лиска. Где ты?» Но Лиса молчит, не выдает себя ни единым движением. Тогда ведущий говорит в другой раз: «Лиска, Лиска, ты где?» Но и на это раз Лиса молчит. Когда ведущий говорит это третий раз, Лиса кричит: «Я здесь!» - и кидается ловить Зайцев – остальных детей.

  • Если ребенок присел на корточки, его салить нельзя. Пойманные Зайцы выходят из игры.

  • Гонка продолжается до тех пор, пока ведущий считает до двадцати.













Колдунчики.



  • Выбирается водящий. Это колдун.

  • Когда он пятнает какого – то игрока, тот становится «заколдованным», т.е. останавливается, раскинув руки в стороны.

  • Другие игроки могут «расколдовать» товарища, прикоснувшись к нему. Колдун же не подпускает к заколдованным других игроков

  • Колдуну позволено поставить «заколдованного» туда, куда он хочет. «Заколдованный» не должен уходить с этого места.



















Серый волк.

  • Играют на поляне рядом с лесом или большим кустарником. В игре участвует взрослый ведущий. Его задача – лишь подавать реплики. Выбирается ведущий – Волк. Он уходит и прячется в кусты. На некотором расстоянии чертят линию, за которой - безопасная зона.

  • Остальные ведут хором такой разговор с ведущим:

-Вы, друзья, куда спешите?

-В лес дремучий мы идем.

-Что вы делать там хотите?

-Там малины наберем.

-Вам зачем малина, дети?

-Мы варенье приготовим.

-А если волк в лесу вас встретит?

-Серый волк нас не догонит.

  • После этого все подходят к тому месту, где прячется серый Волк, и хором говорят:

-Соберу я ягоды и сварю варенье.

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, Медведей вовсе не видать!

  • После этих слов Волк вдруг выбегает из-за кустов и гонится за остальными. Все убегают в безопасную зону. Если Волк салит кого – то, тот становится новым Волком.



2-я часть.





Лиса и Заяц.

  • Играют с ведущим. Играющие становятся в круг, каждый получает номер, вырезанный из картонки.

  • Ведущий неожиданно говорит: «Пятый и шестой – бегите!» При этом, пятый становится Зайцем, а шестой – Лисой.

  • Лиса преследует Зайца строго по следу, стараясь его осалить. Если она отклонилась от пути зайца, то должна три секунды постоять на месте.

  • Заяц должен вернуться на свое место невредимым. Если это ему удается, Лиса выбывает из игры и встает рядом с ведущим. Если, наоборот, Зайцу не удалось убежать, то он становится рядом с ведущим, выбывая из игры.

  • Побеждает тот, кто в конце игры остался в круге.

















Удержи веревочку.

  • Игра тренирует быстроту реакции, ловкость рук.

  • Игроки встают в круг, держась двумя руками за веревочку, связанную в кольцо.

  • Водящий встает посередине круга (заложив одну руку за спину) и пытается запятнать другой рукой одного из стоящих в кругу.

  • Игрок может отпустить веревку одной рукой, спрятав ее за спину, но тут же снова должен схватить веревку, потому что могут осалить другую его руку, а отпускать обе нельзя.

  • Если игрок отпустил обе руки или если его осалили, он становится новым водящим.



Два медведя.

  • Играет группа детей. Намечается место, где будет «берлога». Выбирают двух Медведей

  • Медведи, взявшись за руки, выходят из берлоги. Не расцепляя рук, они стараются поймать остальных детей, окружив их.

  • Когда удается поймать кого-либо, его отводят в «берлогу».

  • Игра кончается, когда всех удается переловить.









Перуанские салки.

  • Эти салки тренируют чувство солидарности.

  • Они отличаются от обычных тем, что если игроки взялись за руки, их нельзя осалить.

  • Поэтому игрок, если он видит, что опасность близка, кричит: «На помощь!», и кто-нибудь из остальных играющих бежит и подает руку ему.



Обезьяньи салки.

  • Тренирует способность к подражанию.

  • От обычных салок отличается лишь одним правилом. Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему от него игроку.

  • Например. Если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, то водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если поскачет, как лягушка, то и тот должен делать так же.

  • Если водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то осаливание не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.









3-я часть.

Цепные салки.

  • Они отличаются от обычных тем, что игрок, которого осалили, берет за руку водящего и так бегает за другими игроками.

  • Следующий осаленный берет за руку кого-то из этой пары и так далее. Составляется длинная цепь водящих. Она может окружать убегающих.

  • Если цепь на бегу разрывается, то водит кто-то из тех игроков, которые расцепили руки. Кто из двух – решают по жребию .

Бег с переменой направления.

  • Веселая игра на реакцию и быстроту.

  • Выбирают судью из играющих. На асфальте чертят две параллельные прямые на большом расстоянии друг от друга.

  • Сначала игроки стоят в середине. Судья дает свисток. И они начинают бежать к линиям.

  • По свистку судьи они меняют направление. Цель судьи – не дать играющим добежать до линий и пересечь их.

  • Если какой – то игрок сумел пересечь линию, то он становится судьей.













Салки с привидением.

  • Выбирается игрок, который будет привидением. Он может надеть простыню на плечи. На земле чертят квадрат, называемый «дом».

  • Сначала приведение стоит в «доме». Потом оно выходит и медленно идет в любом направлении. Остальные игроки идут на определенное расстояние и дразнят Приведение.

  • Вдруг Приведение поворачивается и бежит за играющими. Все бегут по направлению к дому. Если Приведение смогло осалить кого-то из игроков, не добежавших до дома, то этот игрок становится новым приведением.



Перекрестные салки.

  • Эти салки – по обычным правилам, за одним исключением.

  • Игрок может избавиться от преследования водящего, если какой – нибудь другой игрок пробежит между ним и водящим.

  • В этом случае водящий должен бежать за игроком, пересекшим его путь.





Салки с мячиком – 1.

  • Быстрая, живая игра, намного динамичнее простых салок. Тренируют умение быстро бегать, уворачиваться и прыгать.

  • Используется мячик, теннисный или тряпичный. Его нужно ухитриться крепко привязать на веревку длиной 3-4 метра.

  • Выбирается водящий. Он берет мячик и наматывает веревку на руку. Все разбегаются.

  • Задача водящего – попасть мячиком в кого-либо из играющих, т.е. осалить его. Крутить мячик за веревку не разрешается.

  • После того как водящему удалось кого – либо осалить, он передает ему мячик. Осаленный игрок становится водящим.

  • Игра кончается, когда дети устают.

Салки с мячиком – 2.



  • В этом варианте салок два водящих, но мячик не привязывается.

  • Заранее оговаривается территория, где можно бегать.

  • Сначала кто – то из играющих перебрасывает мяч другому.

  • Входящие преследуют игрока, в руках которого мяч. Если они настигают его, то он может перебросить мяч кому-нибудь другому.

  • Но если водящие поймали мяч, то этот играющий сменяет одного из водящих.











Салка – слониха.

  • Игра под музыку. Музыка – марш, полька, плясовая. Количество играющих – 19-20 человек.

  • Играющие становятся в круг, держась за руки. Один водящий – салка – слониха – стоит тоже в общем кругу.

  • Все дети смотрят на салку – слониху и под музыку повторяют все ее движения. Салка-слониха может плясать на месте, держась за руки, может водить круг под музыку вправо или влево.

  • По свистку руководителя салка – слониха старается, не отпуская рук, наступить на ногу кому- нибудь из играющих, а все играющие увертываются от нее.

  • Тот, кому она наступила на ногу, становится салкой-слонихой и заводит игру сначала.

  • Салка – слониха имеет право салить только после свистка руководителя. Разорванным кругом салить нельзя.

  • Игра проводится летом босиком, а зимой в валенках.









12