Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Эти разные салки"»
Конкурс игровых программ
«Взвейтесь кострами».
Номинация: «Пионерская игра».
Игровая программа:
«Эти
разные,
разные,
разные...
салки!»
Салки - самая распространенная игра на все времена!
Нам кажется, что салки, или пятнашки, существовали тысячу лет.
Неизвестно, сколько существует видов салок. Десятки, сотни или тысячи. Но мы знаем, что салки – любимая игра пионеров разных лет. Эти игры не требуют особой подготовки, и затеять их ничего не стоит. Причем, играть в салки можно людям разных возрастов.
Мы составили игровую программу, куда вошли описания нескольких наиболее распространенных видов пятнашек пионеров разных лет.
В первой части игровой программы – игры пионеров 70-80-х годов.
Во второй части – 90-х годов.
В третьей части собраны салки, в которые мы с удовольствием играем сейчас.
К слову сказать, мы играем во все виды салок, представленных в этой игровой программе.
Играйте вместе с нами!
Часть 1-я.
Горелки.
Старинная русская игра.
Выбирается водящий, тот, кто будет «гореть».
Играющие становятся парами в затылок друг другу. Место водящего – впереди колонны. Он трижды повторяет особую присказку:
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло!
Стой подоле.
Гляди в поле:
Ходят грачи
Едят калачи,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только поговорка прозвучала, водящий смотрит на небо, а последняя пара разъединяет руки и бежит – один по правую сторону, а другой – по левую от колонны. Задача убегающих – увернуться от водящего и опять соединиться.
В момент, когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз-два не воронь,
Беги, как огонь!
Теперь водящий может их ловить.
Если водящий ловит (пятнает) одного из бегущих, то становится с ним в пару, а второй бегущий водит. Если же пара соединила руки, то ведущий остается прежним. Тогда ему поют:
«Огарушек, огарушек.
Стань на черный камушек,
Плохо стоишь, совсем сгоришь!
Петух на насесте.
Эта игра развивает чувство равновесия.
На асфальте проводят три параллельные прямые. На средней, «насесте»,стоит Петух на одной ноге. Он может перемещаться только вдоль этой линии.
Остальные играющие, Куры, пытаются тоже на одной ноге перепрыгнуть с одной линии на другую.
Если Петух настигает какую-то курицу в пути, то они пытаются вывести друг друга из равновесия, толкаясь руками и плечами. Если это удается Петуху, то второй играющий становится тоже Петухом и ловит остальных.
Победителем считается Курица, которую не смогли поймать.
Цыплята.
Это очень веселая игра. Учит ловкости и увертливости.
Участники выбирают Курицу и Петуха. Остальные – Цыплята.
Курица сначала говорит: «Кудах-тах-тах», а Цыплята: «Пиу-пиу».
Курица водит Цыплят вокруг Петуха. Затем спрашивает:
-Петух, Петух, что ты делаешь?
-Амбар строю.
-Для кого?
-Для Цыплят.
-Так они ж мои.
-Были твои – станут мои!
Петух пробует подобраться к Цыплятам справа и слева. Курица, расставив руки, не пускает его. Цыплята не должны отходит от курицы. Они все время находятся сзади один за другим цепочкой и держат друг друга руками за пояс.
Петух должен постараться схватить последнего Цыпленка. Если ему это удается, Курица и Петух меняются ролями.
Лиса, где ты?
Игра тренирует внимание и способность торможения.
Организует игру взрослый ведущий.
Все дети становятся в круг спиной к центру и закрывают глаза. Ведущий ходит внутри круга и незаметным движением прикасается к кому – то из детей. Так он назначает, кто будет Лисой. Остальные дети этого не видят.
Затем все поворачиваются, и ведущий говорит «Лиска, Лиска. Где ты?» Но Лиса молчит, не выдает себя ни единым движением. Тогда ведущий говорит в другой раз: «Лиска, Лиска, ты где?» Но и на это раз Лиса молчит. Когда ведущий говорит это третий раз, Лиса кричит: «Я здесь!» - и кидается ловить Зайцев – остальных детей.
Если ребенок присел на корточки, его салить нельзя. Пойманные Зайцы выходят из игры.
Гонка продолжается до тех пор, пока ведущий считает до двадцати.
Колдунчики.
Выбирается водящий. Это колдун.
Когда он пятнает какого – то игрока, тот становится «заколдованным», т.е. останавливается, раскинув руки в стороны.
Другие игроки могут «расколдовать» товарища, прикоснувшись к нему. Колдун же не подпускает к заколдованным других игроков
Колдуну позволено поставить «заколдованного» туда, куда он хочет. «Заколдованный» не должен уходить с этого места.
Серый волк.
Играют на поляне рядом с лесом или большим кустарником. В игре участвует взрослый ведущий. Его задача – лишь подавать реплики. Выбирается ведущий – Волк. Он уходит и прячется в кусты. На некотором расстоянии чертят линию, за которой - безопасная зона.
Остальные ведут хором такой разговор с ведущим:
-Вы, друзья, куда спешите?
-В лес дремучий мы идем.
-Что вы делать там хотите?
-Там малины наберем.
-Вам зачем малина, дети?
-Мы варенье приготовим.
-А если волк в лесу вас встретит?
-Серый волк нас не догонит.
-Соберу я ягоды и сварю варенье.
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, Медведей вовсе не видать!
2-я часть.
Лиса и Заяц.
Играют с ведущим. Играющие становятся в круг, каждый получает номер, вырезанный из картонки.
Ведущий неожиданно говорит: «Пятый и шестой – бегите!» При этом, пятый становится Зайцем, а шестой – Лисой.
Лиса преследует Зайца строго по следу, стараясь его осалить. Если она отклонилась от пути зайца, то должна три секунды постоять на месте.
Заяц должен вернуться на свое место невредимым. Если это ему удается, Лиса выбывает из игры и встает рядом с ведущим. Если, наоборот, Зайцу не удалось убежать, то он становится рядом с ведущим, выбывая из игры.
Побеждает тот, кто в конце игры остался в круге.
Удержи веревочку.
Игра тренирует быстроту реакции, ловкость рук.
Игроки встают в круг, держась двумя руками за веревочку, связанную в кольцо.
Водящий встает посередине круга (заложив одну руку за спину) и пытается запятнать другой рукой одного из стоящих в кругу.
Игрок может отпустить веревку одной рукой, спрятав ее за спину, но тут же снова должен схватить веревку, потому что могут осалить другую его руку, а отпускать обе нельзя.
Если игрок отпустил обе руки или если его осалили, он становится новым водящим.
Два медведя.
Играет группа детей. Намечается место, где будет «берлога». Выбирают двух Медведей
Медведи, взявшись за руки, выходят из берлоги. Не расцепляя рук, они стараются поймать остальных детей, окружив их.
Когда удается поймать кого-либо, его отводят в «берлогу».
Игра кончается, когда всех удается переловить.
Перуанские салки.
Эти салки тренируют чувство солидарности.
Они отличаются от обычных тем, что если игроки взялись за руки, их нельзя осалить.
Поэтому игрок, если он видит, что опасность близка, кричит: «На помощь!», и кто-нибудь из остальных играющих бежит и подает руку ему.
Обезьяньи салки.
Тренирует способность к подражанию.
От обычных салок отличается лишь одним правилом. Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему от него игроку.
Например. Если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, то водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если поскачет, как лягушка, то и тот должен делать так же.
Если водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то осаливание не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.
3-я часть.
Цепные салки.
Они отличаются от обычных тем, что игрок, которого осалили, берет за руку водящего и так бегает за другими игроками.
Следующий осаленный берет за руку кого-то из этой пары и так далее. Составляется длинная цепь водящих. Она может окружать убегающих.
Если цепь на бегу разрывается, то водит кто-то из тех игроков, которые расцепили руки. Кто из двух – решают по жребию .
Бег с переменой направления.
Веселая игра на реакцию и быстроту.
Выбирают судью из играющих. На асфальте чертят две параллельные прямые на большом расстоянии друг от друга.
Сначала игроки стоят в середине. Судья дает свисток. И они начинают бежать к линиям.
По свистку судьи они меняют направление. Цель судьи – не дать играющим добежать до линий и пересечь их.
Если какой – то игрок сумел пересечь линию, то он становится судьей.
Салки с привидением.
Выбирается игрок, который будет привидением. Он может надеть простыню на плечи. На земле чертят квадрат, называемый «дом».
Сначала приведение стоит в «доме». Потом оно выходит и медленно идет в любом направлении. Остальные игроки идут на определенное расстояние и дразнят Приведение.
Вдруг Приведение поворачивается и бежит за играющими. Все бегут по направлению к дому. Если Приведение смогло осалить кого-то из игроков, не добежавших до дома, то этот игрок становится новым приведением.
Перекрестные салки.
Эти салки – по обычным правилам, за одним исключением.
Игрок может избавиться от преследования водящего, если какой – нибудь другой игрок пробежит между ним и водящим.
В этом случае водящий должен бежать за игроком, пересекшим его путь.
Салки с мячиком – 1.
Быстрая, живая игра, намного динамичнее простых салок. Тренируют умение быстро бегать, уворачиваться и прыгать.
Используется мячик, теннисный или тряпичный. Его нужно ухитриться крепко привязать на веревку длиной 3-4 метра.
Выбирается водящий. Он берет мячик и наматывает веревку на руку. Все разбегаются.
Задача водящего – попасть мячиком в кого-либо из играющих, т.е. осалить его. Крутить мячик за веревку не разрешается.
После того как водящему удалось кого – либо осалить, он передает ему мячик. Осаленный игрок становится водящим.
Игра кончается, когда дети устают.
Салки с мячиком – 2.
В этом варианте салок два водящих, но мячик не привязывается.
Заранее оговаривается территория, где можно бегать.
Сначала кто – то из играющих перебрасывает мяч другому.
Входящие преследуют игрока, в руках которого мяч. Если они настигают его, то он может перебросить мяч кому-нибудь другому.
Но если водящие поймали мяч, то этот играющий сменяет одного из водящих.
Салка – слониха.
Игра под музыку. Музыка – марш, полька, плясовая. Количество играющих – 19-20 человек.
Играющие становятся в круг, держась за руки. Один водящий – салка – слониха – стоит тоже в общем кругу.
Все дети смотрят на салку – слониху и под музыку повторяют все ее движения. Салка-слониха может плясать на месте, держась за руки, может водить круг под музыку вправо или влево.
По свистку руководителя салка – слониха старается, не отпуская рук, наступить на ногу кому- нибудь из играющих, а все играющие увертываются от нее.
Тот, кому она наступила на ногу, становится салкой-слонихой и заводит игру сначала.
Салка – слониха имеет право салить только после свистка руководителя. Разорванным кругом салить нельзя.
Игра проводится летом босиком, а зимой в валенках.
12