Введение
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Вышедшее в свет в 1994г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий одновременно внутренние и внешние характеристики.
Сегодня много говорят о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – учитель, врач, политик, актер и т.д. Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в данной практикозначимой работе, что и обозначило тему исследования: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».
Целью исследования является выявление основных составляющих профессионального имиджа педагога, благодаря которым учитель приобретает авторитет в глазах подопечных, становится интересен как личность.
Как доказано психологами, интерес к личности во многом способствует возникновению интереса к предмету.
Исходя из цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
обосновать, необходимость изучения имиджа педагога в теоретическом и прикладном аспектах;
выявить взаимосвязь влияния имиджа учителя на процесс становления личности школьника;
рассмотреть основные принципы технологии построения имиджа.
I. Роль имиджа в профессиональной деятельности
Имидж педагога - это его внешние и внутренние характеристики, которые играют важную роль в профессиональной деятельности. Учитель должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом, личным обаянием. На основе первого впечатления формируется изначальный и довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей.
Как писал А.А. Бодалев. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что "думать о красе ногтей" могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. Кстати, и родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы. Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами.
В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.
Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно учителям, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности.
Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиций учителя - каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.
Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие.
Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры педагога:
имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
мы верим тому, что видим;
мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.
По мнению многих педагогов и психологов, имидж педагога отличается от имиджа представителей других профессий в основополагающей функции: способствовать обеспечению высокого качества обучения и воспитания. В этом смысле имидж учителя рассматривается как важная составляющая его педагогической техники. Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, без искусства учителя, проявляющегося во взаимодействии с учениками, предъявлении и принятии учебных задач и заданий, использовании средств обучения, ежеминутного владения ситуацией урока.
II. Основные составляющие имиджа учителя
Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью.
В данной практико-значимой работе мною были рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу со стороны различной целевой аудитории. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером - родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей. Очевидно, что если целевая аудитория каждый раз разная, то и средства воздействия на нее должны различаться при сохранении специфических особенностей профессионально - педагогической роли.
Целью анализа являлось изучить содержание стереотипных представлений о личности и профессиональной деятельности современного учителя, сформированных в сознании учащихся, родителей и методистов как компоненте имиджа применительно к профессии учителя.
На данном этапе мной использовались такие методы педагогического исследования как:
педагогическое наблюдение;
интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;
сравнительный анализ.
Во многом характер общения с аудиторией и, соответственно, его эффективность зависят от впечатления, которое сложится о вас в первые мгновения. Именно первые 10-15 секунд необходимы для "сканирования" поведения человека и формирования о нем определенного мнения. Каким же хотят видеть педагога - профессионала окружающие?
Каждый может провести такое исследование самостоятельно, попросив аудиторию назвать 5-10 качеств "идеального учителя (преподавателя)". В результате проведённого мной анализа оказалось, что подросткам важно видеть перед собой внимательного, умного, современного и доброжелательного собеседника, уважающего их мнение. Важное место занимают любовь к детям и современные взгляды на жизнь, оптимизм, жизнерадостность.
Родителям хочется, чтобы с их детьми работал чуткий и заботливый, но одновременно и требовательный специалист. Идеальный учитель, по мнению родителей, должен быть хорошим психологом, культурным и воспитанным человеком, образцом для подражания. Важно, чтобы учитель был увлечён своим предметом, чтобы вызвать интерес к дисциплине и у школьников.
А вот администраторы и методисты в первую очередь обращают внимание на организационные и профессионально-методические умения педагога. На первое место здесь выходят организаторские способности, умение правильно оценивать знания учеников, профессионализм.
Таким образом, в зависимости от целевой аудитории, к педагогу предъявляются различные требования. Все эти качества в совокупности образуют набор ожиданий, который ученые называют Требуемым или Желаемым имиджем педагога (см. Приложение 1).
Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает следующие составляющие:
габитарную (от лат. “габитус” - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт;
кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда);
речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк;
средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.);
овеществленную - созданные человеком продукты его труда.
Первые три составляющие имиджа прочитываются при личном общении, две последние могут нести информацию о человеке заочно. Интегрируясь, они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант - когда оба мнения положительные: "И человек хороший, и учит замечательно!"
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
2.1 Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.
2.2 Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и другие составляющие.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
III. Технология построения имиджа
Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Как отмечал Э. Фромм, для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. «Духовное богатство личности, - считает K.M. Гуревич, - эмоциональное наполнение проявляются через внешнее поведение, внешний облик. Индивид, несущий на лице следы непроходимой дремучести, но призывающий нас прорываться к высотам интеллекта, подозрителен».
Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Первая установка - высокая самооценка.
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
В нашем коллективе есть люди, которые от Бога обладают привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Как показывает опыт нашей работы и опыт коллег, из огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за внешним видом. Однако не всегда достаточно просто следить за своим внешним видом и манерами. Имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней".
Имидж, не подкрепляющийся реальными крупными делами, быстро тает. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
высокая самооценка,
уверенность в себе;
вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
социальная и личная ответственность ("я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни");
желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
Обязательно необходимы эксперты со стороны.
Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.
Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.
Учитесь видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой.
Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом, научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.
Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:
проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.
Заключение
На основе изученной литературы подведём итог: имидж учителя включает в себя индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В процессе построения имиджа существенное влияние оказывает общество, которое порождает требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе. Сформированная позитивная Я-концепция повышает результативность профессиональной деятельности учителя, обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.
В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006.
Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. - М.,Владос, 2004.
Чудковский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008.
Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, - 2000.
рукопись "Развитие технологической культуры современного педагога" (написана в соавторстве И.А. Колесниковой и В.Г. Орешкиным).
Приложение 1.
Слагаемые желаемого имиджа педагога |
По мнению учеников-подростков | По мнению родителей | По мнению методистов |
| | хорошие организаторские способности профессионализм хорошее знание предмета и владение методикой умение правильно оценивать знания учащихся |
|
|
|
|
|
11