Тема работы автора: «Инновационные педагогические технологии в работе учителя - логопеда».
Знание только тогда знание, когда оно
обретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой
Опираясь на ФГОС, мы знаем, что ребенок к завершению дошкольного детства должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Сформировать данные компетенции силами только традиционной методики невозможно, особенно у детей с ОВЗ, как так к каждому из них нужно подобрать свой «золотой ключик», который откроет ребенку интересный и увлекательный мир. Здесь на помощь приходят инновационные технологии. Инновационные педагогические технологии - это оптимально подобранный комплекс методов, приемов и средств для решения четко сформулированной проблемы.
Работая на речевой группе около 10 лет я заметила как каждый год меняется картина речевого дефекта: речевое недоразвитие сочетается с эмоционально-волевой незрелостью, низкой умственной работоспособностью, нарушениями внимания , памяти. Всё это ведёт к трудностям в обучении, к неуспеху детей. А также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
В стране создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей.. На страницах спец печати, в том числе и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» сообщается о нездоровой тенденции нашего времени – децелерации - замедленном темпе физического и интеллектуального развития детей.
Учитывая повышенную утомляемость детей с ОВЗ, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, нарушения в восприятии у детей важно было создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении. В связи с этим в процессе моей работы возникла проблема – недостаток интереса у детей, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания заниматься и добиваться необходимых результатов.
Исходя из проблемы, поставила цель - воспитание игровой мотивации, интереса у детей путём использования инновационных технологий..
Для достижения данной цели наметила следующие задачи:
- осуществить поиск как традиционных, так и нетрадиционных инновационных технологий, используемых в логопедической практике;
- внедрить в практику работы инновационные технологии;
- обогатить предметно-развивающую среду путём изготовления наглядных дидактических пособий, воспитывающих устойчивый интерес.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.
Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в дошкольном учреждения направлен на:
- укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
- коррекции речевых нарушений дошкольников;
- формирования предпосылок к учебной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:
Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
Телесно-ориентированные технологии.
Игровые технологии;
Песочная терапия
Информационные технологии.
Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым),
страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который
выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция
кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого
аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных
мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма
полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого
логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с
группой детей одновременно.
ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ
разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:
нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
самоконтроль и произвольность.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:
развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания. Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
занятия проводятся утром;
занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Комплекс кинезиологических упражнений провожу на ежедневных утренних пятиминутках. Дети очень хорошо принимают данные упражнения и с удовольствием их выполняют.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза
– вилка» и др.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».
Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:
К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Квака, Жирафенок и Змей горыныч дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 Марта...»
Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков:
Игра «аквариум» может использоваться как для дифференциации, так и для ав томатизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.
Авторское пособие «Чудо – дерево» - нужно повесить на дерево с одной стороны, например картинки со звуком «Р», с другой со звуком «Л», «Ш» и «Ж» «С» и «З».Работать может один ребенок, либо вдвоем, выполняя каждый свое задание.
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной .
коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Задачи, которые решаю на занятиях:
вербальные и невербальные средства.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ способствует:
вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
При играх с песком:
— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и
самостоятельности в игре.
— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать
поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.
— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Игра Напиши букву. Использование цветного песка и трафарета: ребенок с помощью
воронки и цветного песка по трафарету пишет букву, определенного цвета. Например
картинка Маша начинается на букву М - ребенок пишет эту букву синего цвета, т.к. м
согл твердый. Дети на практике закрепляют образы букв и расположение ее элементов на
плоскости.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все
чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что
компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания
коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в
развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику,
необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей
умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития
и коррекции психофизиологических нарушений.
Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении
детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном
преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств
развития активной творческой деятельности.
На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести
интерактивные игры для развития фонематических процессов.
Заключение:
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
Проводимая мною работа по данной проблеме оказалась эффективной. В процессе данной деятельности вырос уровень моего профессионализма, пополнилась и обогатилась развивающая среда логопедического кабинета.
В виду того, что контингент детей меняется, данная проблема не теряет своей актуальности в последующей работе. В дальнейшем планирую продолжить свою деятельность по данному направлению.
Список литературы:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
4. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72