ОБОУ «Школа-интернат №2» г.Курска
Интеллектуальная игра
«Полиглоты»
Подготовила и провела:
учитель русского и немецкого языка
Е.И.Слободянюк
Курск – 2015 г.
Цель: развитие интереса учащихся к изучению языков.
Задачи:
Образовательная: повторение и систематизация пройденного лексического и лингвострановедческого материала.
Коммуникативная: сформирование навыков общения на 4 языках.
Развивающая: способствовать развитию устной речи, мышления, кругозора, памяти.
Воспитательная: способствовать формированию творческих умений и навыков, толерантности, формированию представлений о языках как духовной ценности, форме выражения национальной культуры.
Классы: 6,7 «А» и 6,7 «Б»
Оборудование: жетоны, листы с заданиями, презентация
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Сценарий внеклассного мероприятия
1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.
- Good afternoon, dear friends!
- Guten Tag, liebe Freunde!
- Здоровеньки були!
- Wellkome to our game!
- Willkommen zu unserem Spiel!
- Ласково просимо!
-Здравствуйте, уважаемые учителя, дорогие ученики и гости нашего мероприятия!
Слайд 2. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о роль языков в нашем государстве, и узнать, насколько вы ими владеете и их любите. Эпиграфами к нашей игре мы выбрали выражение Эразма Роттердамского: «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия» и Ф.Вольтера: «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку».
Во все времена люди понимали значение иностранных языков в жизни культурного человека. С началом нового тысячелетия ЮНЕСКО провозгласило 21 век - веком полиглотов, на весь мир прозвучал девиз «Изучаем языки на протяжении всей жизни». Знание многих языков способствует налаживанию межкультурных отношений. Сегодня все больше людей выбирают для изучения не один иностранный язык. Современный мир требует от человека умение свободно говорить с представителями разных стран.
Слайд 3. Около 150 млн. жителей Европы называют своим родным языком именно русский язык. А всего в мире существует более 2,5 тысяч языков. Десятки алфавитов служат великому множеству языков, но все алфавиты мира восходят к самому первому – греческому. Слайд 4. Да и само слово – алфавит происходит от названия первых двух греческих букв – альфа и бета. В немецком языке слово так и произносится – дас альфабет.
В наши дни владение иностранным языком давно уже не роскошь или дань моде, это насущная необходимость. Кстати, недавнее исследование доказывает, что люди, знающие несколько языков, меньше подвержены риску потери памяти. Человека, владеющий многими языками, называют полиглот (от греч. рoly «много» и glotta «язык»).
Слайд 5. Итальянского кардинала Меццофанти, империатрицу Екатерину Вторую, председателя наркома просвещения Луначарского можно назвать полиглотами. Англичанин Кристофер Тейлер в 35 лет знал 18 языков, за 24 часа он изучил голландский. Бразилец Зияд Фавзи, владеющий 58 языками преподаёт иностранные языки в Сан-Паулу. Русский лингвист Сергей Старостин знает 120 языков.
А сколько языков знаете вы, ребята? Вот это мы с вами сегодня и выясним. Конкурс состоит из 5 туров. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Оценивать игру будут наши уважаемые гости, которых мы приглашаем занять места в жюри.
Слайд 6. Давайте познакомимся с нашими командами. (Представление команд и капитанов). Итак, начинаем игру.
Тур I. «Полиглоты».
-Do you speak English?
- Yes, I do.
-Давайте я переведу.
-А стоит ли?
В наш бурный век – любой культурный человек
Язык английский и немецкий, японский и турецкий,
греческий, испанский, французский, итальянский,
хотя б один, но должен знать. – Без перевода понимать.
Для человека, знающего языки, не существует границ, и он может проходить через них без всяких трудностей, особенно в конкурсе «Знатоки».
Английский язык:
1. What is the longest river in Great Britain? (The Thames is the longest river in Great Britain)
2. What’s the capital of Great Britain? (London is the capital of Great Britain)
3. How old are you? (I am … years old.)
4. What is your name? (My name is…)
Немецкий язык:
1. Wie heißt du? (Ich heiße …)
2. Wie alt bist du? (Ich bin …Jahre alt.)
3. Wie heißt der längste Fluss in Deutschland? (Rhein ist der längste Fluss in Deutschland.)
4.Wie heißt die Hauptstadt Deutschlands? (Berlin ist die Hauptstadt Deutschlands.)
Украинский язык:
1. Назвіть національні кольори українського прапора (Жовтий (золотий) і синій кольори)
2. Яка найдовша ріка в україні ? (Дніпрo)
3. Назвіть столицю україни.( Київ)
4. Яка найвища точка України? (2061 м - гора Говерла.)
Русский язык:
1. Самая длинная река России? (4269 км - Лена).
2.Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел со скипетром и державой).
3.Назовите северную столицу нашей страны. (Санкт-Петербург).
4. Самая высокая точка России? (Гора Эльбрус в составе Кавказа (5642 м).
Молодцы! А мы переходим к следующему этапу.
Тур II«Знатоки пословиц». Слайд 7.
В данном конкурсе вам будут представлены пословицы на 4 языках. Ваша задача — найти похожие по смыслу пословицы и соединить их стрелочками. (Каждой команде раздаются листы с заданием, фломастер) На выполнение задания 1 мин.
Ключ ответов. Слайд 8.
Русский | Английский | Немецкий | Украинский |
Не все то золото, что блестит | All that glitters is not gold | Es ist nicht alles Gold, was glänzt | Не все то золото, що блищить |
Старый друг лучше новых двух | A friend in need is a friend indeed | Alter Freund ist am besten. | Старий друг краще нових двох |
В гостях хорошо, а дома лучше | East or west home is best | Man reist nach Osten, man reist nach Westen, aber zuhause ist es am besten | В гостях добре їсти, пити, а вдома спати. |
Слово предоставляется членам жюри. Подведение итогов.
Тур III «Загадки».
Ваша задача — отгадать загадку и дать ответ на всех известных вам языках. Желаем удачи!
Загадки проецируются на доске, ответы учащиеся пишут на листах бумаги и зачитывают.
1. Лежал, лежал, да и в речку побежал (снег, сніг, snow, Schnee). Слайд 9.
2. Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрища (лиса, лисиця, fox, Fuchs). Слайд 10.
3. Они стоят на месте, но всегда идут (часы, годинник, a clock, die Uhr). Слайд 11.
Ключ ответов Слайд 12.
Слово учителя
Наверное, наши игроки немного подустали. Пришло время отдохнуть. Вашему вниманию предоставляется литературно-музыкальная пауза.
Слайд 13.Ученики читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» на 2 языках (русском, немецком) на фоне слайдов и музыки.
Ох уж эти странные
Уроки иностранные.
Если бы не инглиш,
Дойч или франзузский,
Никогда б не знали мы,
Как прекрасен русский.
Слайд 14.Благодаря русскому языку, мы, даже того не подозревая, знаем много слов из иностранных языков.
По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием. Вот несколько примеров «путешествий» слов. Слайд 15. Выступления учащихся.
1. Типично русское слово «Ярмарка» пришло к нам из немецкого языка. Оно звучало раньше Jahrmarkt, что означает «ежегодная распродажа».
2. Слово — хулиган — нам всем хорошо известно. Но знаете ли вы, что Хулиган было английской фамилией, а не словом?
В 1890 году в Лондоне жил человек по фамилии Хулигэн. Он содержал гостиницу, и часто грабил, обманывал и попросту избивал своих постояльцев. Таким же буйным нравом отличались и его сыновья. Вскоре, когда кто-то начинал вести себя плохо, люди говорили: «Он ведет себя как Хулигэн». Таким образом, родилось новое слово. Его можно найти не только в английском и русском, но и в других языках.
3. А вот слово «богатырь» пришло из языка тюрков и родственно украискому «богатир». Русское же название для могучего воина — «хоробр», в русском языке не прижилось, и стало архаизмом.
Тур IV «Слова — путешественники» Слайд 16.
Итак, после небольшой информации о заимствованных словах мы переходим к следующему туру. Ваша задача — распределить заимствованные слова по их исходным языкам. Подсказка: к каждому языку относятся по 5 слов (за каждый правильный ответ — 1 балл).
Игра со зрителями.
Переведите:
— По-персидски платок – шаль
— По-древнегречески книга – библия
— По-итальянски отряд – банда
— По- грузински вертел – шашлык
— По-латыни испытание – экзамен
— По-украински художник – маляр
— По-итальянски червячки – вермишель
— По-латыни ударение – акцент
— По-древнегречески оцепенение – наркоз
— По-татарски кладовка – чулан
Ключ ответов Слайд 17.
Английский: митинг, джентльмен, бульдог, пудинг, футбол
Немецкий: рюкзак, бутерброд галстук, бухгалтер, вундеркинд
Французы подарили нам: медальон, пальто, сюртук, бульон, режиссер
Тюркские слова: барабан, изюм, орда, карман, жемчуг.
Многие из них обогащают нашу речь, делают ее более точной и выразительной.
Тур V. Кодовое слово. Слайд 18.
Придумайте за 1 минуту как можно больше слов – нарицательных имен существительных по «коду»:
— Грецизмы – авт (сам) — Латинизмы –био(жизнь)
Рефлексия
Дорогие ребята, наш конкурс подошел к концу.
Пока жюри подводит итоги, я предлагаю всем желающим на ладошках, которые есть у вас на столах, написать пожелание народам России и всего мира и прикрепить к земному шару на нашем стенде.
Заполнение карты мира. (учащиеся приклеивают ладони к глобусу)
Итоги конкурса. Слово жюри. Вручение грамот.
Заключение. Слайд 19. Для процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими её. Конечно, основой вашей жизненной позиции в будущем должны явиться все ваши знания, приобретаемые в школе, в жизни… Мне хотелось бы закончить наше мероприятие следующими строками:
Сегодня очень много споров,
Ненужных мировых раздоров,
А мы должны сплотиться вместе,
Когда народ един, заметьте,
Пусть даже он и многолик,
Народ сплочённый — он велик
Спасибо всем участникам команд, зрителям за внимание.
До свидания! GOODBAY! Auf Wiedersehen! До побачення! Надеемся, что вы узнали много нового, у вас появилось желание продолжать изучать языки, углублять и расширять свои знания.
Литература:
1.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007. ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 1997-2006.
2. «1500 английских пословиц и поговорок с русскими эквивалентами» «Дрофа», Москва, 2008.
3.http://cat.convdocs.org/docs/index-166412.html. Семинар «День Европейских языков», Задворнова Л.А. Коноваленко В.Р. Шайдурова Е.А. Петрова Е.А.
4.http://sandbox.openclass.ru/node/235305. Внеклассное мероприятие "Европейский день языков" Разуваева В.Г., Солодовникова Н. В., Чеботарева Н.В., Бодрова И.В.
5.http://cat.convdocs.org/docs/index-74126.html. «Ко дню европейских языков». Гатеж Т.В.
6.http://www.zatebya.ru/scenarii/scenarii-dnya-yazykov.html. «Сценарий дня языков».
Интеллектуальная игра
«Полиглоты»
Цель: развитие интереса учащихся к изучению языков.
Задачи:
Образовательная: повторение и систематизация пройденного лексического и лингвострановедческого материала.
Коммуникативная: сформирование навыков общения на 4 языках.
Развивающая: способствовать развитию устной речи, мышления, кругозора, памяти.
Воспитательная: способствовать формированию творческих умений и навыков, толерантности, формированию представлений о языках как духовной ценности, форме выражения национальной культуры.
Классы: 6,7 «А» и 6, 7 «Б»
Оборудование: листы с заданиями, презентация
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Сценарий внеклассного мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
II. Игра «Полиглоты» состоит из 5 туров. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Оценивать игру будут наши уважаемые гости, которых мы приглашаем занять места в жюри.
III. Представление команд и капитанов.
Тур 1 «Полиглоты».
Английский язык:
1. What is the longest river in Great Britain? (The Thames is the longest river in Great Britain)
2. What’s the capital of Great Britain? (London is the capital of Great Britain)
3. How old are you? (I am … years old.)
4. What is your name? (My name is…)
Немецкий язык:
1. Wie heißt du? (Ich heiße …)
2. Wie alt bist du? (Ich bin …Jahre alt.)
3. Wie heißt der längste Fluss in Deutschland? (Rhein ist der längste Fluss in Deutschland.)
4.Wie heißt die Hauptstadt Deutschlands? (Berlin ist die Hauptstadt Deutschlands.)
Украинский язык:
1. Назвіть національні кольори українського прапора (Жовтий (золотий) і синій кольори)
2. Яка найдовша ріка в україні ? (Дніпрo)
3. Назвіть столицю україни.( Київ)
4. Яка найвища точка України? (2061 м - гора Говерла.)
Русский язык:
1. Самая длинная река России? (4269 км - Лена).
2.Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел со скипетром и державой).
3.Назовите северную столицу нашей страны. (Санкт-Петербург).
4. Самая высокая точка России? (Гора Эльбрус в составе Кавказа (5642 м).
Тур 2 «Знатоки пословиц».
В данном конкурсе вам будут представлены пословицы на 4 языках. Ваша задача — найти похожие по смыслу пословицы и соединить их стрелочками. (Каждой команде раздаются листы с заданием, фломастер) На выполнение задания 1 мин.
Тур 3 «Загадки». Задание — отгадать загадку и дать ответ на всех известных вам языках.
Литературно-музыкальная пауза.
Сообщения учеников о словах-путешественниках.
Тур 4 «Слова — путешественники»
Игра со зрителями.
Тур 5 «Кодовое слово». Придумайте за 1 минуту как можно больше слов – нарицательных имен существительных по «коду»:
— Грецизмы – авт (сам) — Латинизмы –био(жизнь)
IV.Рефлексия
V.Подведение итогов конкурса. Слово жюри. Вручение грамот.