Несколько лет назад мне в руки попала книга Галины Александровны Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». С этого момента у меня и появился интерес к этой теме. И на своих уроках я стала этому уделять внимание. Сегодня поделюсь с вами своим опытом.
Определимся что же такое интеллект. К определению понятия «интеллект» в психолого-педагогической теории существуют разные подходы. В психологическом словаре интеллект (от латинского intellectus – понимание, познание) в широком смысле определяется как совокупность всех познавательных функций индивида, в более узком смысле – мышление. Интеллект – основная форма познания человеком действительности.
В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
В понимании интеллекта я придерживаюсь точки зрения М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".
Интеллект и лингвистика неразрывны. В соответствии с методикой Г.А.Бакулиной процесс обучения строится таким образом, что у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь и пр. Лингвистическое развитие учеников происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках русского языка.
В соответствии с данной методикой учащимся передаётся часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалом, в формулировке выводов. Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объёмом работы с понятиями и терминами, творческим зарядом, позволяют удерживать внимание каждого ребёнка на протяжении всех этапов урока и воспитывать интерес к урокам русского языка.
В работе стараюсь придерживаться следующих принципов:
Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Т.е. подбираю и составляю такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и одновременно вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные качества.
Принцип действенного подхода к обучению. Т.е. стараюсь провести урок русского языка так, чтобы дети осуществляли поиск собственных, желательно, неординарных, путей решения заданий и при этом в максимальной степени активизировалась их мыслительная деятельность.
Принцип обоснованного ответа. Т.е. предполагается полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку.
Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Т.е. сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников.
Рассмотрим на некоторых этапах урока.
Мобилизирующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Пример 1. На доске записаны слова червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок.
- Прочитайте вслух написанные на доске слова. Разделите их на три группы по формуле 3:2:2 и, ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока. (В первую группу отнесём слова червь, червяк, червячок, во вторую – муха, мухоловка, в третью – паук, паучок. Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит, тема сегодняшнего урока «Родственные слова».)
На доске запись: Цель:
- повторить…;
- учиться…;
- Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цель урока. (Цель урока: повторить, какие слова называют родственными; учиться подбирать родственные слова).
Пример 2. На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом:
- Скажите, какие две перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы вверху и внизу буквы стояли в одинаковом порядке? (Карточку с буквой Н в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. Карточку с буквой Т поставим в освободившийся кармашек, где была карточка с буквой Н).
- Какие звуки обозначают буквы Н и Т? (Буква Н обозначает звук [н], буква Т обозначает звук [т]. Оба звука - согласные. Звук [н] – звонкий, а звук [т] – глухой).
Пример 3. На доске написан текст. Учитель читает его один раз.
-Лена, Наташа и Оля принесли букеты цветов: два букета роз – большой и маленький – и маленький букет ландышей. У Лены и Оли были букеты роз. У Оли и Наташи – маленькие букеты. Какой букет был у каждой девочки?
- Найдите в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Докажите правильность своего выбора. Работа выполняется по вариантам).
Комментарий. Мобилизирующий этап является принципиально новым структурным элементом урока. Его основная цель – включение учеников в активную интеллектуальную работу. Способствует мобилизации памяти и внимания учащихся, развивает логическое мышление. Самостоятельное формулирование темы и цели урока учениками требует выражения мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного текста-рассуждения вслух. Развивается монологическая речь, мышление, активизируется самостоятельная творческая деятельность учеников. У ученика создаётся установка на плодотворную деятельность.
Минутка чистописания.
Пример 1. Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:
5 3 1
д в ?
- Определите последовательность букв в данном ряду:
Ааб Аав Ааг Аа….
- Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность.
Пример 2. (ранее находят лишнее существительное «бабушка») Напишем три буквы. Все они находятся в существительном 1-го склонения. 1-я буква – гласная в корне (б- бабушка); 2-я буква – гласная в суффиксе (у- ушк); 3-я буква – окончание (-а)
- Определите порядок следования букв:
аабу аббу абуу
- Напишите этот ряд, поочерёдно удваивая, затем утраивая количество букв.
Пример 3. Учитель пишет на доске слова: яблоко, каток, океан, ракита.
-Найдите общее в этих словах. (В каждом слове имеется буква к).
- Охарактеризуйте звук, который обозначает буква к в данных словах.(Согласный, глухой, парный; в словах яблоко и каток – твёрдый, а в словах океан и ракита – мягкий).
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
Кка Ккя Кке Кк….
- Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит.
Пример 4. На доске написаны слова: стар…сть, п…шел, н…винки, зав…рной.
- Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Какая это буква? (Сегодня мы будем писать букву о. Она имеется в приставке по- глагола пошел, в корне нов- существительного во множественном числе новинки, в суффиксе -ость существительного в единственном числе старость и окончании –ой прилагательного заварной).
- Вторая буква обозначает парный звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какая это буква? (Вторая буква в. Она находится в корне –вар- слова заварной, в котором есть все составные части: -ой – окончания, -вар- - корень, за- - приставка, -н- - суффикс. В корне -вар- она обозначает первый звонкий твёрдый согласный звук [в]).
Комментарий. Чистописание предусматривает совмещение поиска буквы с разными видами разборов (например, фонетическим, морфемным), одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами (например, родственные слова, слог). От урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Поэтому задания на чистописание позволяют целенаправленно и стабильно развивать объём и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление. После нахождения буквы школьники составляют цепочку буквосочетаний, вслух называя закономерность подбора в ней букв.
Словарно-орфографическая работа.
Пример 1. Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи.
- в чём смысловое сходство слов корова и собака?
- в чём их различие?
- что обозначает слово корова?
- что обозначает слово собака?
- что ещё можно сказать о данных словах? (Оба слова состоят из трёх слогов; ударение падает на второй слог; в обоих словах безударная гласная о.)
- напишите слова корова и собака в тетради. Подчеркните гласные которые надо запомнить.
- составить предложение со словами корова, собака и лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы. (Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.)
Пример 2. Учитель выполняет на доске запись.
3 2 5 3 3
Жук – точильщик лакомиться старой корой.
- Прочитайте предложение. Правильно выделив в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово. Расскажите как вы это сделали.
- Определите лексическое значение слова.
- Запишите с подробным комментированием новое слово в словарик, разобрав его по схеме СУО ( слог, ударение, орфограмма)
Пример 3. Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв:
м р х ш
з
о о о о
- что означает слово мороз?
- в каких значениях может употребляться слово хорошо?
- что можно сказать о написании слов мороз и хорошо?(В обоих имеется сочетание –оро-).
- напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.
- составить предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.
Пример 4. Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Каждую букву слова вы найдёте в данном квадрате по её шифру: первое слово – шифр1, второе слово – шифр2.
Шифр 1
1 1 ,2 ,1 ,2 , 2 ,
2 2 , 3 .
3 Шифр 2
4 4 , 1 , 1 , 1 , 1 .
- в чём смысловое сходство слов?
- в чём смысловое различие данных слов?
- что такое деревня?
- что такое город?
- напишите слова город и деревня. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. Составьте предложение, в котором слова город и деревня соединяли бы между собой два других слова из словарика. (В деревне корова даёт молоко, которое отвозят в город).
Комментарий. От одного структурного этапа урока к другому учебная инициатива детей продолжает увеличиваться. С помощью специального задания учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоит познакомиться. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом: дети находят родовое понятие, существенные признаки предмета и самостоятельно составляют определение. Они подробно комментируют написание слова, записывают его в словарики. Этот структурный элемент словарной работы приучает младших школьников к самостоятельной интеллектуальной деятельности с новым словом.
Физкультминутка.
Пример 1. Комары летают и кусают. Если я назову родственное слово к слову летать, то девочки садятся на корточки, если к слову кусать – то мальчики.
Учитель называет слова полёт, кусает, летает, укус, закуска, летчик, откусил, летун, кусающий.
Пример 2. Я буду произносить слова. Если звучит слово с мягким знаком в конце после согласной, вы хлопайте в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете; если произнесу слово без мягкого знака – топаете ногами.
Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, зорька, окунь.
Пример 3. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаёте, руки опускаете вниз.
Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
Комментарий. Физкультминутка не делит урок на части. Она гармонично объединяет структурные этапы между собой в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимальными умственными действиями, связанными с темой урока. Подобные зарядки способствуют высокому физическому и эмоциональному подъёму, вызывают у них желание активно продолжать работу на уроке, продолжают формирование лингвистических знаний и умений, а также положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления.
Закрепление.
Пример 1. Тема: «Парные звонкие и глухие согласные».
- Прочитайте. В каждой цепочке слов найдите одно лишнее. Ответ обоснуйте.
мак, луг, суп, рак
чиж, сад, дуб, лук
пачка, точка, дочка, квочка
Пример 2. Тема: «Родственные слова».
- Перед вами текст с пропущенными буквами и словами. Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.
В
з..лёной тр..ве прячется .
О
н ждёт маму - .
С
ч..стливая с..мейка отправилас.. д..мой.
Слова для справок: гусеница, гус.., гусыня, гусята, гусеничный, гус..ком, гусёнок, гусиный.
- Назовите слова с пропущенными буквами, группируя их по виду орфограмм.
- Найдите в тексе слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Пример 3. Тема: «Род имён существительных».
- Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:
р о е к к у а н ь
к о о з г о р л о д
м м а е л д и в е н д а ь
- Используя их, отгадайте загадки.
Только этот водоём для него родимый дом. (Река, окунь.)
Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (Козёл, огород.)
Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь.)
- Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличия. Напишите слова, группируя их по родам.
Пример 4. Тема: «Глагол».
- Прочитайте слова. Поочередно исключите из них лишнее по самостоятельно найденным признакам так, чтобы оставалось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.
Разрушаеш.., гл..дят, пом..няеш.., дружба, расш..таеш.., подсч..таеш.., надпишеш.., накормиш.. .
Комментарий. Лингвистические знания, умения и навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. Во время работы над заданием ученики совершают сразу несколько мыслительных операций (сравнивают, обобщают, группируют и т.д.) Нетрадиционным видом работы с упражнениями является самостоятельная формулировка учениками заданий в соответствии с темой урока. Такая работа позволяет тщательно анализировать учебный материал и более осмысленно выполнять задания, стимулирует мыслительную деятельность, формирует творческое воображение, устойчивость и сосредоточенность внимания.
Мне нравится использовать методику Г.А.Бакулиной. Ученики учатся грамотно выражать свои мысли, четко формулировать предложения и т.д. и самое главное у детей проявляется интерес и положительные эмоции.