Уважаемые члены экзаменационной комиссии!
Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему – «Использование бега по пересеченной местности для развития выносливости в легкой атлетике».
Исполнитель: студент 2 курса группы ФК- 21 Петрова Павла.
Научный руководитель: Петрова И.А.
Актуальность темы исследования: Различными видами легкой атлетики занимается огромное количество любителей и профессионалов. Легкая атлетика по популярности является одним из самых массовых видов спорта. Выносливость в таких видах, как ходьба, бег на средние, длинные дистанции, марафонский бег, суточный бег и более продолжительные пробеги является ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание необходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции.
Для участия в соревнованиях в беговых дистанциях, особенно для начинающих спортсменов и школьников, необходима выносливость. По мнению специалистов легкоатлетов одним из средств развития выносливости может стать бег по пересеченной местности. Мягкий грунт, разнообразный рельеф местности, преодоление различных препятствий – эти условия будут определять технику бега. Структура бегового шага в беге по пересеченной местности такая же, как и в беге на средние дистанции. Постановка ног будет зависеть от грунта (трава, песок, асфальт). Основная задача – сохранив скорость бега и мощность отталкивания, не получить травму.
Бег по пересеченной местности, в отличие от гладкого бега, помимо высокого уровня выносливости, требуют и разносторонней подготовки в преодолении препятствий, быстрому анализу возникшей ситуации и адекватному ее решению.
Объект исследования: процесс развития выносливости легкоатлетов.
Предмет исследования: бег по пересеченной местности, как средство развития выносливости легкоатлетов.
Цель исследования: практически изучить процесс развития выносливости легкоатлетов при помощи бега по пересеченной местности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специализированную литературу.
2. Подобрать тесты для определения уровня развития выносливости легкоатлетов.
3. Подобрать программу бега по пересеченной местности для развития выносливости легкоатлетов.
4. Изучить методику спортивного отбора и спортивной ориентации в легкой атлетике.
5. Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Курсовая работа содержит две главы. Первая глава называется «Теоретические аспекты развития выносливости в спортивной тренировке легкоатлетов», является анализом литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что легкая атлетика по популярности является одним из самых массовых видов спорта. Различными видами легкой атлетики занимается огромное количество любителей и профессионалов. Выносливость в таких видах, как ходьба, бег на средние, длинные дистанции, марафонский бег, суточный бег и более продолжительные пробеги является ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание необходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции. Одним из средств развития выносливости в беговых видах легкой атлетики предлагается бег по пересеченной местности.
Бег по пересеченной поверхности – это превосходный способ внести, что-то новое в ваши тренировки, особенно когда время идет к осени и зиме. Как минимум, изменения беговых сценариев и окружающий среды, а также уровня комфорта принесет, больший эффект от таких тренировок, поможет развитию выносливости.
Вторая глава курсовой работы под названием «Практическое изучение влияния бега по пересеченной местности на процесс развития выносливости легкоатлетов» представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику педагогического контроля за ходом развития выносливости легкоатлетов. Для оценки эффективности развития выносливости легкоатлетов настоятельно рекомендуется систематически применять два способа определения уровня выносливости: прямой и косвенный способ. Так же существуют специфические и не специфические тесты для определения выносливости. К специфическим тестам относятся такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест.
На втором этапе исследовательской деятельности в качестве контрольных упражнений были подобраны следующие тесты:
12-минутный беговой тест Купера
Гарвардский степ-тест
Бег 1000 м
- Определение индекса Руффье
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников и изучение опыта тренеров по беговым легкоатлетическим видам показали наиболее эффективные упражнения ОФП для повышения уровня выносливости легкоатлетов, которые вошли в следующую программу:
Программа функциональной и общей физической подготовки на неделю для бегунов-легкоатлетов
В программу введен кроссовый бег (бег по пересеченной местности) 5 раз в неделю.
1 день. Кроссовый бег — 30 мин. Общеразвивающие упражнения с партнером—10—15 мин. Ускорения — 3—4Х 150 м. Повторный бег на длинных отрезках от 800 до 2000 м (всего 3—5 км). Беговые и прыжковые упражнения — 6— 10X50—100 м.
2 день. Кроссовый бег в равномерном темпе — 60 мин. Упражнения на гибкость—15—20 мин. Специальные упражнения бегуна на отдельные группы мышц— 15—20 мин.
3 день. Кроссовый бег с ускорениями по 200—600 м («фартлек») — 45—60 мин. Упражнения с набивными мячами — 40—60 бросков. Прыжковые упражнения — 5—6 X 100 м. Медленный бег—1—2 км.
4 день. Разминка с включением игры с мячом (футбол, ручной мяч, баскетбол, регби) — 45—60 мин. Упражнения на гибкость — 10—15 мин. Метания—15—20 бросков. Медленный бег — 1—2 км.
5 день. Кроссовый бег — 30 мин. Акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах—10— 15 мин. Ускорения с переменой темпа — 5—8 X100 м. Повторно-переменный бег на отрезках от 400 до 1000 м. Прыжки со скакалкой —500—1000 отталкиваний. Медленный бег— 1—2 км.
6 день. Равномерный длительный бег по шоссе или кросс в лесу—1—2 часа (15—20 км). Упражнения на гибкость— 15 мин. Упражнения на расслабление—10—15 мин.
7 день. Отдых.
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической части работы помогли сделать следующие выводы, что легкая атлетика по популярности является одним из самых массовых видов спорта. Различными видами легкой атлетики занимается огромное количество любителей и профессионалов. Выносливость в таких видах, как ходьба, бег на средние, длинные дистанции, марафонский бег, суточный бег и более продолжительные пробеги является ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание необходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции. Одним из средств развития выносливости в беговых видах легкой атлетики предлагается бег по пересеченной местности.
Бег по пересеченной поверхности – это превосходный способ внести, что-то новое в ваши тренировки, особенно когда время идет к осени и зиме. Как минимум, изменения беговых сценариев и окружающий среды, а также уровня комфорта принесет, больший эффект от таких тренировок, поможет развитию выносливости.
Достижение высоких результатов во многом зависит от степени развития физических и психических качеств легкоатлета. При развитии физических качеств, спортсменов занимающихся видами выносливости необходимо:
постепенно и последовательно увеличивать тренировочную и соревновательную нагрузки (по объёму и интенсивности), которые обеспечили бы достижение желаемых результатов;
обеспечивать необходимые восстановительные мероприятия, в том числе и медико-биологического характера;
улучшать условия проведения учебно-тренировочных занятий и подбирать наиболее эффективные средства для развития выносливости.
Благодарю за внимание, с удовольствием отвечу на ваши вопросы!