СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании»

Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной творческой активностью.

Одними из наиболее популярных инновационных педагогических технологий, адаптированных и активно используемых в дошкольной педагогике, являются теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (РТВ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология, позволяющая осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, мышление, гибкость, подвижность, системность, диалектичность; качества личности - активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.







Теперь, давайте рассмотрим целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду:

  • Морфологический анализ;

  • Синектика (Эмпатия);

  • Метод каталога;

  • Метод фокальных объектов;

  • Системный анализ;

  • Мозговой штурм;

  • Кольца Луллия.

Морфологический анализ

Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки).

Пример: произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы, например, Карлсон — симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.

Синектика

Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии:

  • Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кобалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д.

Примеры заданий:

    • изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;

    • изобрази свою походку в папиных ботинках;

    • представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.

Метод каталога

Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Метод фокальных объектов

Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.

Примеры:

  • Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.

  • "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.



  • Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».



Системный анализ

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

Пример:

  • Система: заяц.

  • Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.

  • Надсистема: лесные животные.

  • Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.

  • Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.

  • Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.

  • Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.

«Мозговой штурм»

Это наиболее известный метод, позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Примеры вопросов для обсуждения:

• как помешать медведю развалить теремок;

• как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;

• как рассказать сказку без слов;

• как нарисовать без красок;

• где найти лето зимой;

• как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Круги Луллия  

Изобретение Р. Луллия взято за основу системы игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятия «объект-признак-проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта подрастающего человека.

Тренинги с Кругами Луллия можно проводить как на занятиях (НОД, так и вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Существует 4 типа тренингов:

1 тип «Найди реальное сочетание» Под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.

2 тип «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов, и как можно достовернее объясняется необычность их взаимодействия.

3 тип «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4 тип «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Вместе с ребенком формулируются проблемы, выдвигаются идеи по их решению.

В НОД с помощью Кругов Луллия закрепляем и систематизируем знания детей о музыкальных инструментах, композиторах, прослушанных музыкальных произведениях.

Во время слушания музыки используем игру «Определи настроение музыкального произведения», «Определи героя музыкального произведения»

«Отгадай чье произведение?» Прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Черномора с портретом Глинки и т. п.)

Вариант 2: при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка "Бабы-Яги" не с портретом Чайковского, а с Григом, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй и светлой, т. к. Грига называют художником в музыке и т. п.).

Так же в остальных разделах НОД, музыкально-ритмических движений, исполнительского творчества, игрой на ДМИ, можно использовать круги Луллия т.к они являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.

Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.

Литература:

Светлана и Анатолий Гин

Сидорчук, Лелюх

Измайлова