СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных методов обучения на практических занятиях по латинскому языку.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентность специалиста включает не только профессиональные знания и умения, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Поэтому очень важно начиная с младших курсов развивать у будущих специалистов данные качества. Во многом этому могут помочь инновационные технологии, такие как технология развития критического мышления, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проектные методы в обучении, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа).

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных методов обучения на практических занятиях по латинскому языку.»

Использование инновационных методов обучения

на практических занятиях по латинскому языку.


Корчагина Анна Геннадьевна

преподаватель иностранных языков

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


В системе образования европейских стран и России в настоящее время произошли изменения, что привело к необходимости разработки систем квалификаций, основанных на компетенциях. Компетентность специалиста включает не только профессиональные знания и умения, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Поэтому очень важно начиная с младших курсов развивать у будущих специалистов данные качества. Во многом этому могут помочь инновационные технологии, такие как технология развития критического мышления, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проектные методы в обучении, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа). Несомненно, данные технологии могут быть использованы в учебном процессе большинства колледжей, а методы и приемы, составляющие основу технологий, адаптированы в соответствии с особенностями каждой специальности колледжа.
Метод проблемного обучения.
Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений и искать взаимосвязь между ними. Проблемное обучение требует от студентов определённых интеллектуальных способностей, усилий мысли, заставляет бороться с трудностями. Основа проблемного обучения – система готовых знаний и умений, усвоенных в результате, как на практических занятиях по латинскому языку, так и самостоятельно.
Для успешного использования проблемного обучения нужно чётко понимать требования к этому методу обучения:
- проблема должна быть понятно и чётко сформулирована;
- проблема должна иметь определённую сложность;
- проблема должна быть интересна студентам;
- для поиска решения проблемы должно быть достаточно учебного материала.
Из собственной практики могу привести пример подобного обучения.
Например: я даю студентам задание по теме: «Краткие сведения о рецепте. Структура рецепта» с заранее сделанными ошибками. Задача – найти и исправить ошибки, проанализировать ответы.

Метод технологии развития «критического мышления».

Целью развития «критического мышления» являются формирования культуры чтения и стимуляция самостоятельной творческой деятельности.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». На этапе «Вызова» из памяти вызываются и актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемой теме.
Ситуацию вызова создаёт педагог умело заданным вопросом. На стадии «Осмысление» происходит ознакомление с новой информацией и её систематизация. Студенты получают возможность осмыслить полученную информацию, а также возможность формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этапе «Размышление» студенты закрепляют новые знания и включают их в новые понятия.
К методам «критического мышления» студентов можно отнести следующие приёмы:
- Приём «Задавания вопросов». Преподаватель задаёт вопрос, предлагает обдумать ответ и обсудить его. Вопрос должен быть таким, чтобы ответ предполагал размышление и анализ. Частое задавание вопросов перетекает в дискуссию, где студенты сами учатся задавать вопросы и правильно их формулировать.

Метод информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение этого метода могут быть определены, как технологии, используемые для доступа, сбора, манипуляции, презентации или сообщения информации. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) включает в себя, как технические средства, так и программные.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и возможностями установленного на нём программного обеспечения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения латинским языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов.

Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, шаблонные. Для преподавателя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, а также внедрение новых организационных форм обучения.
На практических занятиях по латинскому языку основным методом ИКТ являются презентации. Презентации позволяют студентам раскрыть свои способности к творчеству, благодаря компьютеру, внедрение ИКТ - значительно разнообразило процесс восприятия и отработки информации, с последующим анализом и сортировкой.
Проектные методы в обучении.

Основная цель метода проектов - предоставление студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем в ходе осуществления проекта. Преподавателю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Типология проектов – разнообразна. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Работа над проектом – это многоуровневый подход к изучению латинского языка, охватывающий чтение, говорение и грамматику.
Проектное обучение актуально тем, что учит студентов сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. Метод проектов формирует у студентов коммуникативные навыки, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.
Проектная форма работы на практических занятиях по латинскому языку является одной из актуальных технологий, позволяющих студентам применять накопленные знания по предмету. Студенты расширяют свой кругозор, границы владения медицинскими терминами, получая опыт от практического его использования на занятиях по анатомии, фармакологии и клиническим дисциплинам, учатся слышать, понимать друг друга при защите проектов.

Технология использования в обучении игровых методов.

Это – пожалуй, самый любимый метод студентов среди инновационных технологий, которые мною применяются на практических занятиях по латинскому языку. Стоит обратить внимание и остановиться детально на примерах фонетических, лексических и грамматических игр на практических занятиях.
Закреплению фонетики способствуют:
а) игра-загадка. Студент произносит слова, в которых встречается один и тот же звук, а остальные студенты должны отгадать его и написать на доске.
Например:

-arteria (артэриа) – артерия,

-dens (дэнс) – зуб,

-nomen (номэн) – имя, название,

-medicina (мэдицина) – медицина.
б) игра-соревнование. Я пишу на доске дифтонги (двугласные).
Их четыре: ae, oe, au, eu. Даю студентам задание - написать как можно больше слов с дифтогами, произнести их, обращая внимание на постановку ударения и произношения звуков. Например:

-дифтонги –ae-, -oe- – произносятся как один звук. –ae- произносится как русское «э».

Студент «А»- пишет на доске слова с дифтонгами –ae-, произносится как русское «э». Пример: gangraena (гангрэна) – омертвение,aeger (эгэр) – больной, praeparatum ( прэпаратум) препарат.
Студент «Б» -пишет слова с дифтонгами –oe-, которые произносится как русское «э».Пример: Foeniculum (фэникулюм) – фенхель, укроп аптечный,
Synoestrolum (синэстролюм) – синэстрол.
Дифтонг –au- произносится как русское «ау» (односложное)
Студент «В» -пишет слова с дифтонгом–au-, произносится как русское «ау».Пример: Aurum (аурум) – золото, Daunomycinum (дауномицинум) – дауномицин. Дифтонг –eu-, произносится как русское эу (односложное)
Студент «С» -пишет слова с дифтонгом –eu-, произносится как русское «эу» (односложное). Пример: Eucalyptus (эукалиптус) – эвкалипт, Eucommia (эукоммия) – эвкоммия
в) игра-имитация. Студенты пытаются повторить скороговорки или пословицы. Победитель тот, кто быстрее всех повторит скороговорку или пословицу. Например: Ego eo cum ego eo; Paulus Paulam amat, sed Paula alium amat; Bella femina habet femina bella.
г) лексические игры - направлены на отработку новых терминологий, усвоения механизмов словообразований, фразеологизмов.

К лексическим играм также можно отнести: загадки, головоломки, кроссворды. Но самые большие возможности для развития познавательной активности студентов представляют профессиональные игры, связанные с будущей профессией медика, где студенты исполняют роль: медсестра-пациент, врач-пациент, врач-медсестра.

Метод обучения в сотрудничестве (командная и групповая работа).

Этот метод ещё пока недостаточно распространён в педагогической практике, вследствие определённых профессиональных и психологических трудностей, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.
Групповая работа студентов стимулирует тесное общение студентов друг с другом, что приводит к формированию навыков социального поведения, усвоению технологий совместной работы. Отличительной чертой преподавателя, который использует этот метод, является то, что он мало говорит, но много слушает и наблюдает. Внедрение данного метода обучения «в сотрудничестве» командная и групповая работа в учебный процесс имеет значение, как для преподавателя, так и для студента. Для преподавателя важно обнаружить скрытые таланты и способности своих студентов. Как подсказывает моя практика, студенты объединяются в группы по пять - шесть человек и в каждой группе должен быть хорошо подготовленный студент. Всем даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый студент отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы, поэтому слабые студенты стараются выяснить у сильных то, что им не понятно, а сильные студенты стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает вся группа, потому что совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях. Задание должно быть не большим по объёму, но чётко сформулированным. Студентам надо дать некоторое время для притирки внутри группы. В мою задачу входит контроль за работой групп и консультативной помощью в случае необходимости. А также, не обращать внимание на шум, возникающий в процессе работы и улаживать возникающие конфликты, в случае необходимости, как показывает практика – этот метод студенты воспринимают с большим интересом и он помогает раскрыть их творческие способности.

Из всего следует, что использование вышеперечисленных инновационных технологий в учебном процессе формирует у студентов профессиональные и общекультурные компетенции, которые необходимы любому выпускнику. Они помогают адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания; студенты-выпускники смогут самостоятельно критически мыслить и искать рациональные пути решения проблем. Инновационные технологии помогут формированию личностных качеств студента – выпускника медицинского колледжа, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень.