«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В МИРЕ ЯЗЫКА»
ТЕМА РАБОТЫ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»
АВТОР: учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Сахипова Ландыш Габдельбаровна,
МБОУ «Школа № 173»,
Приволжский район
г. Казань
г.Казань – 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Школа на рубеже XXI века………………………………........4
1.1 Информационные технологии………………………………………4
1.2 Образовательные платформы……………………………………….5
1.3 Использование образовательных платформ на уроках иностранных языков……………………………………………………………………..6
Глава 2. Практическая часть. Социологическое исследование.………7
2.1. Анкета для опроса...............................................................................7
2.2. Результаты анкетирования.................................................................8
Заключение……..…………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………10
Приложения………………………………………………………………11
Введение
2020 год оказался непростым испытанием для всего человечества и изменил устоявшиеся нормы нашей жизни. Нашу жизнь заполонили новые правила повседневной жизни и тенденции, которые возможно останутся на длительное время. Среди них можно выделить и дистанционное обучение, которое при грамотной организации может оказаться достаточно эффективным. К тому же, новые информационные технологии вызывают огромный интерес у обучающихся. В этой исследовательской работе я провела небольшое исследование и сделала вывод о том, как информационные технологии могут помочь при изучении иностранных языков.
Цель исследования: изучить информационные технологии, которые могут помочь при изучении иностранных языков.
Задачи:
1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
2. Исследовать анализ успеваемости.
Объект исследования – образовательные платформы и информационные технологии. Предмет исследования – уроки иностранных языков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: поиск нужной информации в сети интернет, изучение научной и методической литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ.
Гипотеза. Применение информационных технологий и использование образовательных платформ на уроках иностранных языков способствуют повышению качества успеваемости учащихся по иностранным языкам.
Практическая значимость данной работы – использование педагогических технологий, образовательных платформ и информационных технологий для изучения иностранных языков будет способствовать повышению качества успеваемости и увеличению интереса учащихся, а также расширению кругозора.
Глава 1. Мы на рубеже XXI века
Особое место в истории отечественного образования занял XIX век. Это был период активной деятельности государства и общества по созданию образовательной системы страны. Для него была свойственна тенденция стабильного роста количества учебных заведений и обучавшихся. Одновременно с этим к концу XIX века в российской системе образования назрел целый комплекс серьезных проблем. Общество волновали такие важные вопросы, как расширение и качественное обновление системы начального образования, введение на его основе всеобщего обучения; реформирование среднего образования, приведение его структуры и содержания в соответствие с современными требованиями и мировым опытом; обеспечение взаимосвязи разных уровней и ступеней образования, создание в стране единой, преемственной системы общего образования. Одним из важных источников, позволяющих осуществить объективный исторический анализ и дать оценку положения дел в отечественной системе образования того периода, являются статьи и книги, опубликованные современниками.
В 2006 г. в рамках проекта «Реформа системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров, был подготовлен и опубликован национальный доклад «Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации» [Агранович, Кожевникова, 2006]. Доклад стал первым примером использования межрегиональных и межстрановых сравнений для анализа проблем и тенденций российского образования на фоне социально-экономических и демографических характеристик. Еще одним интересным примером анализа изменений в развитии российского образования на основе данных статистики и международных сопоставлений стал доклад Всемирного банка 2012 г. [Nikolaev, Chugunov, 2012]. Следует отметить, что рассмотренные документы не были инициированы государством, в том числе Министерством образования. «Государственные» аналитические доклады в первые десятилетия XXI в. появляются несколько позже. Первоначально они, как правило, строились на формате отчета о реализации программ и проектов в сфере образования (федеральных целевых программ развития образования, реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая Школа»).
С 2013 г. в соответствии с законом об образовании представляется доклад Правительства РФ Федеральному Собранию
РФ о реализации государственной политики в сфере образования. Доклад подразумевает описание целей, задач и мероприятий государственной политики в сфере образования в целом и по каждому уровню образования, а также прогноз развития системы образования и перспективные задачи с учетом тенденций и вызовов на среднесрочный период.
Информационные технологии
Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накоплении и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ).
Информационная технология (информационные технологии) – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
До начала 1980-х годов информационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для ограниченного числа нужд, поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач.
Образовательные платформы
Новое слово в образовании XXI века — образовательные платформы. Получить новые знания и навыки, теперь можно не выходя из дома, достаточно просто зарегистрироваться на платформе с учебными курсами и выбрать для себя подходящий. Учебники, парты, трата времени на дорогу теперь в прошлом. С помощью платформ для онлайн-обучения можно овладеть такими современными профессиями, как веб-дизайнер, программист, маркетолог и многими другими. А по окончании некоторых курсов вы получите сертификаты, подтверждающие навыки. И всё это зачастую гораздо дешевле образования в вузе.
Образовательный процесс начал перемещаться в интернет не вчера. Дистанционное электронное обучение для школьников РФ доступно уже давно, хотя Россия все же не является флагманом цифровизации — в Европе и США эта трансформация началась еще в начале 2000-х.
Но и у нас десятки, если не сотни ресурсов для удаленного обучения начали свою работу еще 10 лет назад. И сегодня, когда режим самоизоляции заставил преподавателей быстро осваивать интернет-образование, интерес к таким порталам возрос. Еще год назад Яндекс еженедельно фиксировал 100 000 поисковых запросов «онлайн курсы», то лишь c 9 по 15 марта пользователи искали их 736 000 раз! Некоторые сервисы для дистанционного обучения школьников не выдерживают наплыва посетителей и начинают работать со сбоями, однако это явление временное — порталы работают над стабильностью соединения практически круглосуточно.
Сейчас и учащиеся, и родители ждут от преподавателя готового и понятного решения. Беда в том, что и сам учитель не вполне понимает, как обучать детей в новых обстоятельствах. Давайте рассмотрим разные варианты.
1.3 Использование образовательных платформ
на уроках иностранных языков
Новые информационные технологии вызывают огромный интерес у обучающихся. В своей методике я стремлюсь активно применять на уроках иностранных языков, новые технологии интернет – ресурсов. Благодаря дистанционным образовательным платформам, можно не только переложить на «плечи компьютера» ряд ежедневных педагогических действий, но и реорганизовать по-настоящему высококачественное, индивидуальное и дифференцированное обучение. Сегодня, мне бы хотелось поделиться опытом использования некоторых образовательных платформ на уроках иностранных (английского, французского) языков. Со многими из них мы знакомы давно, и успешно применяем в своей работе:
uchi.ru - данная платформа находится в свободном доступе и предоставляет ученику бесплатный доступ ко всем заданиям. Преимуществом является возможность самостоятельно изучать предмет в комфортном для себя темпе. Также, можно проводить уроки с помощью интерактивной доски, для объяснения новой темы или групповой работы на уроке. Родители же могут следить за успехами детей и контролировать выполнение упражнений.
Давно всем полюбившийся «ЯКласс». С помощью этой платформы можно проводить электронные тестирования и создавать индивидуальные задания, уникальные для каждого ученика, что несомненно является огромным плюсом. Перед выполнением задания, ученики имеют возможность повторить или изучить теорию по предмету. Система сама проверяет задания, ведет подсчет и накопление баллов. Основным мотивом к выполнению тестов является накопление баллов и поощрение обучающегося. Другими словами, ученики видят свои баллы и место в рейтинге школы класса на портале ЯКласс.
Skysmart – это онлайн-сервис с интерактивными заданиями для школьников 5-11 классов на основе пособий для самостоятельной работы «Издательства "Просвещение"». Подходят ко всем учебникам из федерального перечня. Работает с любого устройства: компьютера, планшета или смартфона с минимальным интернетом. С помощью данной платформы, учитель может задавать ученикам индивидуальные задания, которые соответствуют разным уровням по изучаемой теме. После выполнения, задания проверяются автоматически, а за прогрессом каждого ученика можно наблюдать с помощью наглядной статистики.
Для работы с лексикой, я часто использую платформу Quizlet, который помогает выучить слова при помощи карточек: на одной стороне карточки, слово написано на английском языке, а на другой его перевод. Этот метод, мне показался наиболее эффективным. Все базовые функции учителя и обучающегося, доступны абсолютно бесплатно.
А вот виртуальный тур по Лондону лучше начать со странички visitlondon.com. Нажимая на кнопку START вы оказываетесь на вершине London Eye (знаменитое Лондонское колесо обозрения). Вам откроется инновационный многомерный интерактивный вид на город. Далее действуйте мышкой, создавая эффект вращения, как будто вы поворачиваетесь на 360 градусов, при этом еще имея возможность приближать или удалять изображение.
Игровая платформа Triventy – это отличная возможность организации групповой работы и викторин на уроке в классе: с использованием большого экрана или интерактивной доски. С помощью данного сервиса, можно создавать тесты и викторины по различным темам школьной программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке. Учитель может создать тест или викторину на своём компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств или ноутбуков. Ученики могут присоединиться к викторине, перейдя по ссылке и введя код, присвоенный игре. Ребята будут участвовать в игре, используя свои смартфоны - без какой-либо предварительной установки- в то время как учителю в режиме реального времени на экране, видно сколько игроков подключилось к игре, а также их имена.
Глава 2. Практическая часть. Социологическое исследование
2.1. Анкета для опроса
1. Нравится ли вам читать?
А) да
Б) нет
2. Какие жанры литературы вам интересны? ____________________
3. Слышали ли вы о таких писателях как Аксаков, Айтматов?
А) да
Б) нет
4. Вы посещаете библиотеку?
А) да
Б) нет
5. Часто ли берёте книги в библиотеке?
А) да
Б) нет
6. Есть ли у вас домашняя библиотека?
А) да
Б) нет
2.2. Результаты анкетирования
В рамках социологического исследования нами было проведено анкетирование среди учащихся 5-6-х классов средней школы № 173 города Казани «Любите ли вы читать?» В анкетировании участвовало 28 человек. Нами были заданы следующие вопросы:
1. Нравится ли вам читать?
а) да – 11 чел. (61 %)
б) нет – 17 чел. (39 %)
2. Какие жанры литературы вам интересны?
а) детективы – 2 чел. (7 %)
б) фэнтези – 24 чел. (86 %)
в) сказки – 2 чел. (7 %)
3. Слышали ли вы о таких писателях как Аксаков, Айтматов?
а) да – 3 чел. (89 %)
б) нет – 25 чел. (11 %)
4. Вы посещаете библиотеку?
а) да – 3 чел. (89 %)
б) нет – 25 чел. (11 %)
5. Часто ли берёте книги в библиотеке?
а) нет – 5 чел. (18 %)
б) да – 23 чел. (82 %)
6. Есть ли у вас домашняя библиотека?
а) нет – 2 чел. (7 %)
б) да – 26 чел. (93 %)
Вот какие результаты у нас получились: больше половины учащихся 5-6-ых классов не любят читать, большинство из них не слышали о таких писателях как Айтматов, Аксаков, три человека посещают школьную библиотеку и только пятеро берут из библиотеки книги домой почитать. Результаты удручающие и заставляют задуматься.
Заключение
Любое соревнование на уроке помогает мотивировать учеников и делает урок интереснее, а участников соревнования — активнее.
В обучении вполне можно — и даже нужно! — использовать игровой элемент. Современные сервисы для удаленного обучения активно используют геймификацию.
Разнообразные развивающие и интеллектуальные игры не только позволят снять напряжение и заинтересовать учеников. Они помогают осваивать новый материал в самой приятной форме. Эти сайты с тренажерами, обучающими играми и интерактивными задачами можно рекомендовать и ученикам постарше, и родителям младшеклассников — они будут благодарны за возможность занять скучающих детей чем-то полезным хотя бы на небольшой срок.
Вы можете сами выбрать наиболее толковый, с вашей точки зрения, портал. Дистанционное и электронное обучение для школьников может быть очень интересным.
В заключение можно сделать вывод, что навыки использования образовательных платформ для современных детей становятся важным инструментом в достижении образовательных целей и развития творческого потенциала. Ведь еще в 19 веке, основатель английской ветви миллиардеров говорил: «Кто владеет информацией – владеет всем!»
Список литературы
1. Кабачек О. Л. Чтение и творчество в контексте психологии развития // Чтение как увлечение / сост. О. Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2007. С. 58.
2. Цукерман Г. А. За границами PIRLS: что происходит с читателем между четвертым и шестым классом // Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумкина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. С. 251.
3. Цит. по: Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению. URL: http:// www.centeroko.ru/public.htm#pisa_pub
4. Сметанникова Н. Н. Обзор методик обучения чтению (на материале английского языка) // Homo legens-3: сб. статей. М.: Школьная библиотека, 2006. С. 295.
5. Дейк Т. А. Ван Стратегии понимания связного текста // Новое в за-рубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. URL: http:// philologos.narod.ru/ling/dijk.htm
6. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения и понимания текста: учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. М.; Пенза: МГПИ ПГГУ им. В. Г. Белинского, 2011; Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. М.: Баласс, 2011; Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М.: Школьная библиотека, 2005.
9