СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ситуационных задач при решении проблем школьного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи, позволяющие обучать школьников решать проблемы повседневной жизни с помощью предметных знаний, которые относятся к понятию методических ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Использование ситуационных задач при решении проблем школьного обучения»

использование ситуационных задач при решении проблем школьного обучения

На современном этапе развития общества изменились требования к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы.

Анализ практики показывает, что современные школьники слабо ориентируются в актуальных проблемах влияния науки и техники на развитие общества. Причина заключается в том, что их рассмотрению не уделяется должного внимания. Отсутствие социально и личностно — значимой ориентации в школьных курсах ведёт к неумению применять и переносить полученные знания по предмету в повседневную жизнь. Для того чтобы решить данные проблемы не обязательно увеличивать объём учебного материала. Более эффективным может стать формирование навыков применения предметных знаний к новым проблемам, т. е. изменение содержания знаний и форм работы.

Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи, позволяющие обучать школьников решать проблемы повседневной жизни с помощью предметных знаний, которые относятся к понятию методических ресурсов. Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией.

Ситуационные задачиэто задания, включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной. Эти задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс — научить учащихся:

‒ отбирать информацию;

‒ сортировать ее для решения заданной задачи;

‒ выявлять ключевые проблемы;

‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;

‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.

Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи:

‒ развивают коммуникативные навыки;

‒ получают презентационные умения;

‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

‒ приобретают экспертные умения и навыки;

‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

‒ изменяют мотивацию к обучению.

Всем учебным предметам присущ один и тот же набор интеллектуальных операций: ученики распознают и сравнивают факты и явления, ранжируют данные согласно определённым критериям, классифицируют, обобщают, делают выводы.

Ситуационные задачи — это как раз те задачи, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка (в соответствии с таксономией целей К. Блума) [2]. Таким образом, в основе ресурсов повышения качества образования лежит психологический закон усвоения знаний — знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике. Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные знания.

Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно — значимых проблем на деятельностной основе.

Использование ситуационных задач дает преимущества в отношении образовательной деятельности в целом:

  1. Обогащает творческий потенциал учителя (и молодого и опытного) в ходе поиска новых возможностей предъявления учебного материала, оказывает созидательное воздействие на его трудовую деятельность.

Ситуационная задача, по мнению И.П. Подласого [3] – это самостоятельное произведение педагога, его творческий почерк, опирающийся на собственное видение и понимание педагогического процесса.

Составление ситуационных задач – сложная задача для учителя, требующая эрудиции, педагогического мастерства и времени для подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть, поэтому актуальной является при составлении ситуационных задач проблема формирования мотивации педагогической деятельности.

  1. Использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям – является соединительным звеном теории с практикой. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Анализ ситуации позволяет учащимся увидеть себя в роли работника, приобрести минимальный опыт нахождения целесообразных решений с позиции профессиональной компетентности, что в дальнейшем помогает оперативно и осмысленно ориентироваться в подобных реальных ситуациях, выбирать профессию.

  2. Осуществляет интеграцию учебного материала в рамках отдельного блока на различных уровнях (межпредметном, метапредметном, личностном), выполняя несколько функций – обучающую, воспитательную, организующую и исследовательскую. Благодаря этому, одна ситуационная задача может влиять на формирование как компетенции личностного самосовершенствования, так и социально-бытовой, а также профессионально-прикладной компетенций.

При решении таких задач ведущая роль принадлежит учащимся, учитель лишь направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Нет образца решения таких задач, каждая задача уникальна.

Учителями нашей школы был разработан сборник ситуационных задач по таким предметам как математика, физика, биология, химия, география, которые стали использоваться в учебном процессе.

Учителя - предметники отмечают положительную динамику в решении выявленных проблем, ребята становятся более самостоятельными на уроках, способными рационально распределять своё время, заметна динамика в технике чтения, большинство способны выделить главную мысль прочитанного. Появляется внутренняя потребность в обучении, что просто необходимо!

Таким образом можно утверждать, что использование ситуационных задач способствует повышению образовательных результатов учащихся и помогает решить могоие проблемы.