Исследовательская работа
Тема: Какой он, современный подросток
Каковы особенности подросткового возраста и как их учитывать в процессе преподавания такого наукоемкого и специфического предмета, как химия?
Изучать химию учащиеся начинают в 8 классе. В это время они переживают период бурного развития личности. В подростковом возрасте появляется стремление приобрести качества взрослости. Тому есть объективные предпосылки. С одной стороны, взрослые относятся к подростку более требовательно и серьезно, чем раньше. С другой стороны, ему больше позволяется: он чаще проводит время вне дома, среди друзей, бывает в ситуациях, в которых его присутствие ранее было не допустимо, участвует во взрослых разговорах. Такое отношение взрослых порождает у подростка представление о себе, как о человеке, переставшем быть ребенком. Отсюда желание быть похожим на старших. А это достигается путем подражания старшеклассникам, стремления оказаться в их компании. К сожалению, такое подражание часто некритично, например многие подростки начинают сквернословить, искренне считая, что тем самым демонстрируют свою взрослость. Объектом для подражания может стать не только старшеклассник, но и учитель, если он того достоин. Оценка учителя идет по многим параметрам: насколько модно он одет, хороша ли прическа, носит ли украшения, как употребляет косметику, какова его манера общения с учениками и т.д. И если вы предстали перед обучающимися настоящим мужчиной, обладающим силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, или настоящей женщиной, сильной личностью, которая способна к тому же на свою зарплату отлично выглядеть, успех у подростков вам обеспечен!
А если говорить о мотивации – базе для создания установки на изучение предмета, то в данный период возрастного развития она может быть связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, в основе которого лежат три «слона»: самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Иными словами, ваша программа-максимум, направленная на успешность взаимодействия и обеспечение хорошей успеваемости по предмету, такова: заинтересуйте обучающихся собой как личностью, создайте на уроках ситуацию, способствующую самопознанию и самовыражению подростков, дайте им шанс утвердиться, найдите индивидуальный подход к каждому, каким бы «ершистым» и «неуправляемым» он не был.
Не следует забывать об эмоциональной нестабильности подростков. Подросток пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Отдельные образы его «Я» (представления о своих способностях, привлекательности, силе, общительности и т.д.) часто меняются и никак не складываются в единую, гармоничную систему. Стремление быть признанным и уважаемым окружающими сочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками; застенчивость неожиданно сменяется развязностью; сентиментальность и чувственность – черствостью. Ориентация не на свое мнение, а на требования окружения (особенно группы сверстников) приводит к поступкам, которые подросток, действуя независимо, мог бы и не совершить, о которых он будет жалеть в будущем.
Самооценка подростка также зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка, приводит к заметному изменению самооценки. Например, слабоуспевающий ученик на уроке вдруг поднимает руку, но говорит «какую-то ерунду». Если такая оценка ответа прозвучала вслух, то увидите ли вы еще раз его руку? Сомневаюсь. Гораздо большее понимание ситуации проявит учитель, если незаметно направит ученика на правильный ответ, немного подскажет, да еще и похвалит за старание.
Вопрос об оценке труда ученика и отметке – тема отдельного разговора. Но следует помнить о том, что в подростковом возрасте учащийся предполагает, что оценке должен подлежать не только итог его труда (успешное выполнение самостоятельной или контрольной работы, ответ у доски и т.д.), но и его собственный вклад в изучение предмета. Подросток рассматривает результативность своего труда как свидетельство личных достижений. И если эти достижения оказались не отмечены учителем, ученик ощущает психологический дискомфорт, считая, что учитель пренебрегает им. Что же, потакать желанию подростка и намеренно поддерживать завышенную самооценку, спросите вы? Вовсе нет.
В большинстве случаев подросток оценивает себя по справедливым критериям – степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе выполнения задания, выход за пределы заданных стандартов. И учителю чрезвычайно важно не оставить без внимания изобретательность ученика, его способность найти собственный способ выполнения задания, внесение элементов новизны.
Ситуация, сложившаяся в стране в настоящее время, вызывает повышение уровня тревожности всех, и особенно подростков. Они не чувствуют себя уверенными в завтрашнем дне, с трудом представляют свое будущее. Материальные трудности заставляют многих из них искать возможности заработать средства к существованию. Сексуальная революция оказала ощутимое влияние на восприятие жизни подростками – 25% современных восьмиклассников знают об отношениях полов не только понаслышке и из более чем откровенных фильмов и телепередач, но и имели подобный опыт в своей жизни. Растет число подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что несомненно влияет на их общий жизненный тонус. Жесткие отношения в обществе сделали подростков более агрессивными и жестокими. Иногда они позволяют себе снисходительное отношение к нам, взрослым, которые еще во что-то верят и на что-то надеются. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты, что обусловлено отсутствием условий для удовлетворения обостренной потребности подростков в признании, в ощущении своей значимости. В таких условиях важно при каждом удобном случае соотносить учебные знания с современными жизненными реалиями, ставить перед учащимися задачи на перспективу. Ведь это им жить в третьем тысячелетии. И если общество заставляет их быть прагматиками и реалистами, то наша задача – развить и сохранить в учениках способность к творчеству, деятельный оптимизм и созидательный подход к жизни.
Получается, что на современном этапе учителю не достаточно быть просто предметником, прекрасно знающим свой предмет и мастерски его преподавать. Современному подростку остро необходим воспитатель, советчик, «поводырь». И от нашей готовности взять на себя эту роль также зависит успех взаимоотношений с учениками, а следовательно, и усвоение знаний по предмету.