СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Сколько весит здоровье школьника?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа для научно-практической конференции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сколько весит здоровье школьника?"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория»











«Сколько весит здоровье школьника?»





Работу выполнил

учащийся 2-Д класса

Аверин Данила

Руководитель:

Сагитова А.П.





2020 г.

Оглавление

1. Введение 3-4

2. Основная часть

2.1 Из истории школьного портфеля 5-6

2.2 Интересные факты о школьных портфелях 7

2.3 Нормативные требования к весу школьного портфеля 8

2.4 Мои исследования 9-11

3. Заключение 12-13

4. Список литературы 14

5. Приложение 15-20


















Введение

Есть у меня чудесный дом,

Жильцов очень много в нём.

Проживают в доме том

И тетради, и альбом,

Карандаши и книжки,

Краски-шалунишки.

Домик этот не простой,

Ходит в школу он со мной.

Это школьный портфель, ранец, рюкзак, без которых нам не обойтись в школьной жизни. В начальной школе ребятам иногда помогают родители носить тяжёлые портфели. Школьники постарше носят сами свои рюкзаки, желая поскорее поставить их куда-нибудь.

Мой ранец всегда тяжёлый. Мама часто возмущается из-за этого. Поэтому у меня возник вопрос: не вредит ли мой ранец моему здоровью? Я решил это исследовать.

Объект моего исследования – я и мои одноклассники.

Предмет исследования – щкольные ранцы и рюкзаки.

Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего ранца и вес ранцев и рюкзаков моих одноклассников.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения школьного портфеля.

2. Выяснить нормативные требования к массе школьного портфеля.

3. Проверить с помощью ежедневных взвешиваний массу моего ранца на соответствие нормативным требованиям.

4. Проверить с помощью ежедневных взвешиваний массу рюкзаков и ранцев моих одноклассников на соответствие нормативным требованиям.

4. Проанализировать результаты экспериментов.

5. Составить рекомендации по снижению массы школьного портфеля.

6. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению проблемы тяжёлого школьного рюкзака.

Актуальность этой темы в том, что проблему формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки поднимают не только врачи, но и учителя. Эта проблема беспокоит детей и их родителей. Нося за плечами тяжелые рюкзаки и ранцы, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы. А ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят чуть ли не на первое место.

Гипотеза: я думаю, что мой школьный ранец, несмотря на наличие достоинств, не соответствует нормативным требованиям и вредит моему здоровью.

Методы: изучение литературных источников, проведение экспериментов, анализ результатов, создание презентации, выступление перед одноклассниками и родителями.

Практическая значимость работы заключается в том, что эти материалы могут быть использованы на родительском собрании и на классном часе в целях предупреждения заболеваний школьников.

Оборудование: мой пустой ранец, мои школьные принадлежности, расписание уроков на неделю, напольные весы, рюкзаки моих одноклассников.








Основная часть

  1. Из истории школьного портфеля

Слово «портфель» пришло к нам в XIX веке из французского языка. Французское porte-feuille происходит из двух слов: porter – «носить» и feuille – «лист бумаги». В русском языке буквальным переводом является «бумажник».

В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия «портфель – это жёсткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг», а «ранец – это жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором».

В Википедии слово «ранец означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную». Слово «ранец» (заплечная сумка) появилось на Руси вместе с немецкими солдатами-наёмниками, служившими у московских князей в XVII веке. Через 150-200 лет слово «ранец» вошло в школьный обиход.

Таким образом, основное отличие ранца от портфеля заключается в том, что ранец школьники носят за плечами благодаря наличию специальных лямок-ремней.

Школьный портфель насчитывает не одно десятилетие со дня своего создания. Сначала школьный портфель выглядел как обычная тряпичная сумка, в которую помещались учебники, ручки, тетради. Позже школьные сумки стали делать из натуральной кожи животного или любого другого плотного материала. К школьному портфелю стали предъявлять требования, чтоб он был непромокаемым и легким. Поэтому позже были изобретены школьные портфели с лямками, чтобы их можно было носить на спине, тем самым освобождая руки. Через некоторое время школьный портфель утратил привычную ранее форму мешка или сумки и стал похожим на современный школьный ранец. Позже ранцы стали делать со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего использовали тёмно-коричневый. Материал – крепкий дерматин. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.

Недавно на современном рынке появились портфели-ранцы, представляющие удобное и практичное сочетание. Основное отличие школьного ранца от школьного портфеля - это форма изделия. Ранец вытянут вертикально, школьный портфель имеет горизонтальное расположение. Вертикальная форма позволяет ранцу быть более вместительным и эргономичным для школьника. Он изготавливается из прочной ткани, имеет привлекательный цвет и дизайн и удобен при ежедневном использовании.






















2. Интересные факты о школьных портфелях

1. В странах Европы и Америки дети начальных классов тоже ходят в школу с портфелями и ранцами. А в странах Азии более интересно отношение к школьному портфелю. Учащиеся начальной школы Пекина используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и других школьных принадлежностей день ото дня увеличивается.

2. В Японии придумали 2D-рюкзаки. При взгляде со стороны или на фото такой рюкзак выглядит как нарисованный.

3. В Голландии существует давняя традиция вешать рюкзак на свой дом. Рюкзак призван оповестить всех, что ребенок сдал экзамены.

4. В Японии рюкзаки называют «Рандосеру». Это специальные рюкзаки для первоклассников, своеобразный символ детства и начала обучения.

5. В селе Венгерова Белгородской области установлен памятник портфелю.

















  1. Нормативные требования к весу школьного портфеля

Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчивая. Самый важный период жизни для формирования осанки – с 8 до 17 лет.

На формирование неправильной осанки оказывают влияния хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и рюкзаки. Регулярная неправильная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, плоскостопию, опущению внутренних органов. Кроме этого идёт нагрузка на сердце и повышается утомляемость. Нарушение осанки может привести к ухудшению зрения.

Согласно санитарным нормам:

- масса ранца или рюкзака с учебниками для ученика 2 класса должна быть не более 2 кг 200 г.

- масса пустого ранца или рюкзака не должна превышать 700 г.

- масса учебников и письменных принадлежностей на один день не должна быть больше 1 кг 500 г.

- один учебник для начальной школы должен весить не более 300 г.

В результате исследований врачи-ортопеды пришли к выводу, что вес школьного рюкзака должен быть не больше 10 % массы школьника. Иначе ребёнок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку. Ношение тяжестей может вызвать остановку роста ребёнка.



  1. Мои исследования

Меня заинтересовал вопрос «Сколько весит мой школьный ранец?» И я решил провести эксперименты.

Эксперимент № 1. Мой ранец.

1. С помощью напольных весов определил массу моего тела.

Мой вес – 26 кг 100 г. Значит, по мнению врачей я должен носить ранец не больше 2 кг 610 г (10 % от массы тела), чтобы сохранять осанку и не перегружать позвоночник.

2. Я взвешивал ранец каждый учебный день в течение недели и следил за изменениями его массы (норма для учащихся 2 класса - 2 кг 200 г).

Дни недели

Масса ранца

Примечание (без второй обуви)

Понедельник

3 кг 630 г

без папки для изо

Вторник

3 кг 940 г


Среда

3 кг 630 г

без папки на технологию

Четверг

3 кг 690 г


Пятница

3 кг 670 г


Вес моего ранца ежедневно намного больше нормы. Самым тяжёлым мой ранец оказался во вторник, самым лёгким – в понедельник и среду. Я решил выяснить причины большого веса.

3. С помощью напольных весов определил массу пустого ранца. Она равна 1 кг 100 г (норма – 700 г). Получается, что масса моего ранца уже выше нормы на 400 г. Но мой ранец – ортопедический. Поэтому он правильно распределяет свой вес при ношении.

4. С помощью весов определил массу школьных принадлежностей.

Название учебных принадлежностей

Масса

Математика (учебник, тонкая тетрадь, ТПО)

650 г

Русский язык (учебник, тонкая тетрадь)

410 г

Литературное чтение (учебник, тонкая тетрадь)

360 г

Окружающий мир (учебник, ТПО)

530 г

Английский язык (учебник, тонкая тетрадь, ТПО)

640 г

Информатика (ТПО)

110 г

Музыка (толстая тетрадь)

100 г

Физкультура (спортивная форма)

420 г

Дневник

140 г

Пенал (ручки, простые карандаши, линейка, ластик, цветные карандаши)

280 г

Папка для тетрадей

50 г

Чешки

30 г

Бассейн (плавательные принадлежности)

550 г

Учебники по всем предметам весят больше нормы (300 г): русский язык – на 90 г больше, математика - на 40 г, чтение – на 40 г, окружающий мир – на 30 г, английский язык – на 20 г. Самый тяжёлый учебник русского языка, самый лёгкий – английского языка.

5. Используя расписание, определил массу школьных принадлежностей по дням недели (норма на один день – 1 кг 500 г).

Дни недели

Масса школьных принадлежностей

Понедельник

2 кг 530 г

Вторник

2 кг 840 г

Среда

2 кг 530 г

Четверг

2 кг 590 г

Пятница

2 кг 570 г

Вес школьных принадлежностей каждый день превышает норму (1 кг 500 г). В таблице № 3 приложения подробно представлена масса школьных принадлежностей в каждый учебный день.

6. Я решил посмотреть, влияет ли тяжесть портфеля на мой рост. Измерил с помощью ростомера свой рост – 133 см. Затем измерил рост, надев ранец со школьными принадлежностями – 132 см. Рост уменьшился, так как позвоночник под тяжестью ранца сжимается. А это приводит к его искривлению, ухудшению походки и сдавливанию внутренних органов.

После этих экспериментов мне стало интересно, а соответствуют ли санитарным нормам школьные ранцы и рюкзаки моих одноклассников?


Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников.

1. С помощью напольных весов я определил массу тела одноклассников.

В таблице № 2 приложения указан вес моих одноклассников и норма для веса их ранцев и рюкзаков со школьными принадлежностями. Для нахождения нормы веса ранцев и рюкзаков надо разделить массу тела школьника на 10. Этой норме соответствуют рюкзаки только Софьи и Алёны.

2. Взвесил пустые ранцы и рюкзаки одноклассников.

В таблице № 1 приложения указан вес пустых ранцев и рюкзаков одноклассников. Только у 12 человек этот вес соответствует норме.

3. В течение недели наблюдал за изменением веса ранцев и рюкзаков ребят в связи с учебными нагрузками.

В таблице № 2 приложения указан вес ранцев и рюкзаков по дням недели. Для каждого из ребят вычислен средний вес их рюкзака или ранца.

4. Подвёл итоги (определил, у кого самый лёгкий и самый тяжёлый пустой ранец или рюкзак; определил, у кого самый лёгкий и самый тяжёлый ранец или рюкзак со школьными принадлежностями).


самый лёгкий

самый тяжёлый

пустой ранец, рюкзак

Ученик 26

Ученик 14

ранец, рюкзак

со школь-ными принад-лежнос-тями

понедельник

Ученик 24

Ученик 25

вторник

Ученик 26

Ученик 11

среда

Ученик 12

Ученик 3 и 8

четверг

Ученик 12

Ученик 6


пятница

Ученик 4 и 12

Ученик 6

средний вес ранца, рюкзака

со школьными принадлежностями

Ученик 12

Ученик 6








Заключение

Моя гипотеза, что мой школьный ранец наносит вред моему здоровью, к сожалению, подтвердилась. Такие же тяжелые рюкзаки и ранцы каждый день носят и мои одноклассники. Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут испортить здоровье.

Хочу дать советы ребятам и родителям:

- Не носите ничего лишнего в своих ранцах и рюкзаках.

- Каждый день выкладывайте из ранца или рюкзака ненужные учебники и тетради.

- Постоянно делайте физические упражнения для укрепления мышц спины, живота и туловища.

- При покупке ранца, рюкзака и пенала обращайте внимание на его вес.

- Питайтесь в школьной столовой, чтобы не носить из дома бутерброды и бутылки с питьевой водой.

- Тяжелые учебники необходимо размещать в ранце или рюкзаке ближе к спине. Более легкие вещи (тетради и пеналы) необходимо размещать впереди.

- При ходьбе по ступенькам нужно снимать нагрузку со спины: потянуть вперед лямки ранца или рюкзака, переднюю часть туловища немного согнуть.

Спасибо нашему учителю Августе Петровне за возможность хранить папку для технологии и изо в школе. Из-за этого по понедельникам и средам наши ранцы и рюкзаки бывают легче.

В Америке уже давно школьники используют двойной комплект учебников: один комплект находится дома, а другой - в школе в личном ящике учащегося.

В Калифорнии штрафуют родителей и школы за ношение школьниками рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Ученики должны пользоваться только сумками на колесиках.

В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма. В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости носить книги в школу. Учитель может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.

Может быть, в ближайшем будущем и мы будем ходить в школу с миниатюрным компьютером, в котором будут находиться электронные учебники?

Итогом моей исследовательской работы стало выступление перед одноклассниками, которые принимали участие в моих экспериментах. Надеюсь, что мои выводы убедили ребят не носить с собой лишние вещи и поберечь своё здоровье. С результатами экспериментов я выступил перед родителями нашего класса на родительском собрании. Думаю, что они задумались, как снизить вес ранца или рюкзака своего ребёнка.




















Список используемой литературы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. Лопанин А.А., Тяжелая ноша. Новости медицины № 4, М., 2009.

3. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН, М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003.

4. Свободная энциклопедия «Википедия».

5. Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей. Вестник образования России № 17, М., 2004.




















Приложение


История школьного портфеля

















Интересные факты о школьных портфелях


Портфель-чемодан в Пекине 2D-рюкзак в Японии Рюкзак «Рандосеру» в Японии

Рюкзак на флаге дома в Голландии








Памятник портфелю Электронные школьные ранцы в Тайване

село Венгерово

Белгородская область

Таблица № 1

Сравнение массы пустых ранцев и рюкзаков с санитарными нормами

фамилия, имя учащегося

масса пустого ранца, рюкзака (в г)

результат

1

Аверин Данила

1100


2

Ученик 2

1300


3

Ученик 3

900


4

Ученик 4

700

соответствует норме

5

Ученик 5

1100


6

Ученик 6

1300


7

Ученик 7

1200


8

Ученик 8

500

соответствует норме

9

Ученик 9

500

соответствует норме

10

Ученик 10

1200


11

Ученик 11

500

соответствует норме

12

Ученик 12

500

соответствует норме

13

Ученик 13

1400


14

Ученик 14

1500


15

Ученик 15

1400


16

Ученик 16

700

соответствует норме

17

Ученик 17

500

соответствует норме

18

Ученик 18

500

соответствует норме

19

Ученик 19

1400


20

Ученик 20

1400


21

Ученик 21

700

соответствует норме

22

Ученик 22

1000


23

Ученик 23

1400


24

Ученик 24

700

соответствует норме

25

Ученик 25

700

соответствует норме

26

Ученик 26

400

соответствует норме

27

Ученик 27

800












Таблица № 2

Сравнение среднего значения веса наполненных школьными принадлежностями ранцев и рюкзаков с нормой, вычисленной по массе тела



фамилия, имя учащегося

масса тела (в г)

масса ранца, рюкзака

со школьными принадлежностями (в г)

нор-ма

пон.

втор.

среда

четв.

пятн.

средн.

масса

1

Аверин Данила

26100

2610

3900

4000

3700

3800

3200

3720

2

Ученик 2

29100

2910

4100

4600

3900

3400

3500

3900

3

Ученик 3

25800

2580

3900

4100

4900

3300

4400

4120

4

Ученик 4

23100

2310

3700

3300

3600

3700

4300

3720

5

Ученик 5

28700

2870

3000

5100

3600

4300

2600

3720

6

Ученик 6

30400

3040

4000

4500

4500

4800

5400

4640

7

Ученик 7

25700

2570

4300

4900

4500

4300

3100

4220

8

Ученик 8

25800

2580

4000

4800

4900

3300

3500

4100

9

Ученик 9

27100

2710

4100

4500

4400

3800

3500

4060

10

Ученик 10

32700

3270

4500

4500

4400

4600

5100

4620

11

Ученик 11

37400

3740

3700

5200

-

-

-

4450

12

Ученик 12

27500

2750

3100

4700

3000

2300

2600

3140

13

Ученик 13

32400

3240

4500

4900

4200

3500

3500

4120

14

Ученик 14

28200

2820

4000

4100

3700

3800

4500

4020

15

Ученик 15

24400

2440

4300

4700

4100

3200

4800

4220

16

Ученик 16

21100

2110

4000

5000

4500

3300

3500

4060

17

Ученик 17

42300

4230

3800

5000

4500

3300

3100

3940

18

Ученик 18

27700

2770

3900

3900

3600

3800

3500

3740

19

Ученик 19

29800

2980

4100

4400

4400

4700

4000

4320

20

Ученик 20

27200

2720

4500

4600

4400

4200

3700

4280

21

Ученик 21

46500

4650

4000

4300

4100

4100

4200

4140

22

Ученик 22

26300

2630

3900

-

4000

4400

4300

4150

23

Ученик 23

28400

2840

4200

4500

4600

4400

3900

4320

24

Ученик 24

28200

2820

2900

3900

4600

3300

3100

3560

25

Ученик 25

24400

2440

4600

3900

4600

3300

3500

3980

26

Ученик 26

25500

2550

4300

3100

3600

3400

3600

3600

27

Ученик 27

31500

3150

3700

3800

4600

4700

3500

4060









Таблица № 3

Ежедневный вес школьных принадлежностей

учебный предмет

школьные принадлежности

масса

понедельник

математика

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

650 г

русский язык

учебник, тонкая тетрадь

410 г

чтение

учебник, тонкая тетрадь

360 г

английский язык

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

640 г

изо

папка в школе

-


дневник

140 г


пенал

280 г


папка для тетрадей

50 г


2 кг 530 г

вторник

математика

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

650 г

русский язык

учебник, тонкая тетрадь

410 г

чтение

учебник, тонкая тетрадь

360 г

окружающий мир

учебник, ТПО

530 г

физкультура

спортивная форма

420 г


дневник

140 г


пенал

280 г


папка для тетрадей

50 г



2 кг 840 г

среда

математика

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

650 г

русский язык

учебник, тонкая тетрадь

410 г

чтение

учебник, тонкая тетрадь

360 г

английский язык

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

640 г

технология

папка в школе

-


дневник

140 г


пенал

280 г


папка для тетрадей

50 г


2 кг 530 г

четверг

математика

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

650 г

русский язык

учебник, тонкая тетрадь

410 г

окружающий мир

учебник, ТПО

530 г

информатика

ТПО

110 г

физкультура

спортивная форма

420 г


дневник

140 г


пенал

280 г


папка для тетрадей

50 г


2 кг 590 г

пятница

математика

учебник, тонкая тетрадь, ТПО

650 г

русский язык

учебник, тонкая тетрадь

410 г

чтение

учебник, тонкая тетрадь

360 г

музыка

толстая тетрадь

100 г

ритмика

чешки

30 г

бассейн

плавательные принадлежности

550 г


дневник

140 г


пенал

280 г


папка для тетрадей

50 г


2 кг 570 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!