Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория»
«Сколько весит здоровье школьника?»
Работу выполнил
учащийся 2-Д класса
Аверин Данила
Руководитель:
Сагитова А.П.
2020 г.
Оглавление
1. Введение 3-4
2. Основная часть
2.1 Из истории школьного портфеля 5-6
2.2 Интересные факты о школьных портфелях 7
2.3 Нормативные требования к весу школьного портфеля 8
2.4 Мои исследования 9-11
3. Заключение 12-13
4. Список литературы 14
5. Приложение 15-20
Введение
Есть у меня чудесный дом,
Жильцов очень много в нём.
Проживают в доме том
И тетради, и альбом,
Карандаши и книжки,
Краски-шалунишки.
Домик этот не простой,
Ходит в школу он со мной.
Это школьный портфель, ранец, рюкзак, без которых нам не обойтись в школьной жизни. В начальной школе ребятам иногда помогают родители носить тяжёлые портфели. Школьники постарше носят сами свои рюкзаки, желая поскорее поставить их куда-нибудь.
Мой ранец всегда тяжёлый. Мама часто возмущается из-за этого. Поэтому у меня возник вопрос: не вредит ли мой ранец моему здоровью? Я решил это исследовать.
Объект моего исследования – я и мои одноклассники.
Предмет исследования – щкольные ранцы и рюкзаки.
Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего ранца и вес ранцев и рюкзаков моих одноклассников.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения школьного портфеля.
2. Выяснить нормативные требования к массе школьного портфеля.
3. Проверить с помощью ежедневных взвешиваний массу моего ранца на соответствие нормативным требованиям.
4. Проверить с помощью ежедневных взвешиваний массу рюкзаков и ранцев моих одноклассников на соответствие нормативным требованиям.
4. Проанализировать результаты экспериментов.
5. Составить рекомендации по снижению массы школьного портфеля.
6. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению проблемы тяжёлого школьного рюкзака.
Актуальность этой темы в том, что проблему формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки поднимают не только врачи, но и учителя. Эта проблема беспокоит детей и их родителей. Нося за плечами тяжелые рюкзаки и ранцы, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы. А ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят чуть ли не на первое место.
Гипотеза: я думаю, что мой школьный ранец, несмотря на наличие достоинств, не соответствует нормативным требованиям и вредит моему здоровью.
Методы: изучение литературных источников, проведение экспериментов, анализ результатов, создание презентации, выступление перед одноклассниками и родителями.
Практическая значимость работы заключается в том, что эти материалы могут быть использованы на родительском собрании и на классном часе в целях предупреждения заболеваний школьников.
Оборудование: мой пустой ранец, мои школьные принадлежности, расписание уроков на неделю, напольные весы, рюкзаки моих одноклассников.
Основная часть
Из истории школьного портфеля
Слово «портфель» пришло к нам в XIX веке из французского языка. Французское porte-feuille происходит из двух слов: porter – «носить» и feuille – «лист бумаги». В русском языке буквальным переводом является «бумажник».
В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия «портфель – это жёсткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг», а «ранец – это жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором».
В Википедии слово «ранец означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную». Слово «ранец» (заплечная сумка) появилось на Руси вместе с немецкими солдатами-наёмниками, служившими у московских князей в XVII веке. Через 150-200 лет слово «ранец» вошло в школьный обиход.
Таким образом, основное отличие ранца от портфеля заключается в том, что ранец школьники носят за плечами благодаря наличию специальных лямок-ремней.
Школьный портфель насчитывает не одно десятилетие со дня своего создания. Сначала школьный портфель выглядел как обычная тряпичная сумка, в которую помещались учебники, ручки, тетради. Позже школьные сумки стали делать из натуральной кожи животного или любого другого плотного материала. К школьному портфелю стали предъявлять требования, чтоб он был непромокаемым и легким. Поэтому позже были изобретены школьные портфели с лямками, чтобы их можно было носить на спине, тем самым освобождая руки. Через некоторое время школьный портфель утратил привычную ранее форму мешка или сумки и стал похожим на современный школьный ранец. Позже ранцы стали делать со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего использовали тёмно-коричневый. Материал – крепкий дерматин. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.
Недавно на современном рынке появились портфели-ранцы, представляющие удобное и практичное сочетание. Основное отличие школьного ранца от школьного портфеля - это форма изделия. Ранец вытянут вертикально, школьный портфель имеет горизонтальное расположение. Вертикальная форма позволяет ранцу быть более вместительным и эргономичным для школьника. Он изготавливается из прочной ткани, имеет привлекательный цвет и дизайн и удобен при ежедневном использовании.
2. Интересные факты о школьных портфелях
1. В странах Европы и Америки дети начальных классов тоже ходят в школу с портфелями и ранцами. А в странах Азии более интересно отношение к школьному портфелю. Учащиеся начальной школы Пекина используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и других школьных принадлежностей день ото дня увеличивается.
2. В Японии придумали 2D-рюкзаки. При взгляде со стороны или на фото такой рюкзак выглядит как нарисованный.
3. В Голландии существует давняя традиция вешать рюкзак на свой дом. Рюкзак призван оповестить всех, что ребенок сдал экзамены.
4. В Японии рюкзаки называют «Рандосеру». Это специальные рюкзаки для первоклассников, своеобразный символ детства и начала обучения.
5. В селе Венгерова Белгородской области установлен памятник портфелю.
Нормативные требования к весу школьного портфеля
Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчивая. Самый важный период жизни для формирования осанки – с 8 до 17 лет.
На формирование неправильной осанки оказывают влияния хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и рюкзаки. Регулярная неправильная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, плоскостопию, опущению внутренних органов. Кроме этого идёт нагрузка на сердце и повышается утомляемость. Нарушение осанки может привести к ухудшению зрения.
Согласно санитарным нормам:
- масса ранца или рюкзака с учебниками для ученика 2 класса должна быть не более 2 кг 200 г.
- масса пустого ранца или рюкзака не должна превышать 700 г.
- масса учебников и письменных принадлежностей на один день не должна быть больше 1 кг 500 г.
- один учебник для начальной школы должен весить не более 300 г.
В результате исследований врачи-ортопеды пришли к выводу, что вес школьного рюкзака должен быть не больше 10 % массы школьника. Иначе ребёнок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку. Ношение тяжестей может вызвать остановку роста ребёнка.
Мои исследования
Меня заинтересовал вопрос «Сколько весит мой школьный ранец?» И я решил провести эксперименты.
Эксперимент № 1. Мой ранец.
1. С помощью напольных весов определил массу моего тела.
Мой вес – 26 кг 100 г. Значит, по мнению врачей я должен носить ранец не больше 2 кг 610 г (10 % от массы тела), чтобы сохранять осанку и не перегружать позвоночник.
2. Я взвешивал ранец каждый учебный день в течение недели и следил за изменениями его массы (норма для учащихся 2 класса - 2 кг 200 г).
Дни недели | Масса ранца | Примечание (без второй обуви) |
Понедельник | 3 кг 630 г | без папки для изо |
Вторник | 3 кг 940 г | |
Среда | 3 кг 630 г | без папки на технологию |
Четверг | 3 кг 690 г | |
Пятница | 3 кг 670 г | |
Вес моего ранца ежедневно намного больше нормы. Самым тяжёлым мой ранец оказался во вторник, самым лёгким – в понедельник и среду. Я решил выяснить причины большого веса.
3. С помощью напольных весов определил массу пустого ранца. Она равна 1 кг 100 г (норма – 700 г). Получается, что масса моего ранца уже выше нормы на 400 г. Но мой ранец – ортопедический. Поэтому он правильно распределяет свой вес при ношении.
4. С помощью весов определил массу школьных принадлежностей.
Название учебных принадлежностей | Масса |
Математика (учебник, тонкая тетрадь, ТПО) | 650 г |
Русский язык (учебник, тонкая тетрадь) | 410 г |
Литературное чтение (учебник, тонкая тетрадь) | 360 г |
Окружающий мир (учебник, ТПО) | 530 г |
Английский язык (учебник, тонкая тетрадь, ТПО) | 640 г |
Информатика (ТПО) | 110 г |
Музыка (толстая тетрадь) | 100 г |
Физкультура (спортивная форма) | 420 г |
Дневник | 140 г |
Пенал (ручки, простые карандаши, линейка, ластик, цветные карандаши) | 280 г |
Папка для тетрадей | 50 г |
Чешки | 30 г |
Бассейн (плавательные принадлежности) | 550 г |
Учебники по всем предметам весят больше нормы (300 г): русский язык – на 90 г больше, математика - на 40 г, чтение – на 40 г, окружающий мир – на 30 г, английский язык – на 20 г. Самый тяжёлый учебник русского языка, самый лёгкий – английского языка.
5. Используя расписание, определил массу школьных принадлежностей по дням недели (норма на один день – 1 кг 500 г).
Дни недели | Масса школьных принадлежностей |
Понедельник | 2 кг 530 г |
Вторник | 2 кг 840 г |
Среда | 2 кг 530 г |
Четверг | 2 кг 590 г |
Пятница | 2 кг 570 г |
Вес школьных принадлежностей каждый день превышает норму (1 кг 500 г). В таблице № 3 приложения подробно представлена масса школьных принадлежностей в каждый учебный день.
6. Я решил посмотреть, влияет ли тяжесть портфеля на мой рост. Измерил с помощью ростомера свой рост – 133 см. Затем измерил рост, надев ранец со школьными принадлежностями – 132 см. Рост уменьшился, так как позвоночник под тяжестью ранца сжимается. А это приводит к его искривлению, ухудшению походки и сдавливанию внутренних органов.
После этих экспериментов мне стало интересно, а соответствуют ли санитарным нормам школьные ранцы и рюкзаки моих одноклассников?
Эксперимент № 2. Ранцы и рюкзаки моих одноклассников.
1. С помощью напольных весов я определил массу тела одноклассников.
В таблице № 2 приложения указан вес моих одноклассников и норма для веса их ранцев и рюкзаков со школьными принадлежностями. Для нахождения нормы веса ранцев и рюкзаков надо разделить массу тела школьника на 10. Этой норме соответствуют рюкзаки только Софьи и Алёны.
2. Взвесил пустые ранцы и рюкзаки одноклассников.
В таблице № 1 приложения указан вес пустых ранцев и рюкзаков одноклассников. Только у 12 человек этот вес соответствует норме.
3. В течение недели наблюдал за изменением веса ранцев и рюкзаков ребят в связи с учебными нагрузками.
В таблице № 2 приложения указан вес ранцев и рюкзаков по дням недели. Для каждого из ребят вычислен средний вес их рюкзака или ранца.
4. Подвёл итоги (определил, у кого самый лёгкий и самый тяжёлый пустой ранец или рюкзак; определил, у кого самый лёгкий и самый тяжёлый ранец или рюкзак со школьными принадлежностями).
| самый лёгкий | самый тяжёлый |
пустой ранец, рюкзак | Ученик 26 | Ученик 14 |
ранец, рюкзак со школь-ными принад-лежнос-тями | понедельник | Ученик 24 | Ученик 25 |
вторник | Ученик 26 | Ученик 11 |
среда | Ученик 12 | Ученик 3 и 8 |
четверг | Ученик 12 | Ученик 6 |
пятница | Ученик 4 и 12 | Ученик 6 |
средний вес ранца, рюкзака со школьными принадлежностями | Ученик 12 | Ученик 6 |
Заключение
Моя гипотеза, что мой школьный ранец наносит вред моему здоровью, к сожалению, подтвердилась. Такие же тяжелые рюкзаки и ранцы каждый день носят и мои одноклассники. Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут испортить здоровье.
Хочу дать советы ребятам и родителям:
- Не носите ничего лишнего в своих ранцах и рюкзаках.
- Каждый день выкладывайте из ранца или рюкзака ненужные учебники и тетради.
- Постоянно делайте физические упражнения для укрепления мышц спины, живота и туловища.
- При покупке ранца, рюкзака и пенала обращайте внимание на его вес.
- Питайтесь в школьной столовой, чтобы не носить из дома бутерброды и бутылки с питьевой водой.
- Тяжелые учебники необходимо размещать в ранце или рюкзаке ближе к спине. Более легкие вещи (тетради и пеналы) необходимо размещать впереди.
- При ходьбе по ступенькам нужно снимать нагрузку со спины: потянуть вперед лямки ранца или рюкзака, переднюю часть туловища немного согнуть.
Спасибо нашему учителю Августе Петровне за возможность хранить папку для технологии и изо в школе. Из-за этого по понедельникам и средам наши ранцы и рюкзаки бывают легче.
В Америке уже давно школьники используют двойной комплект учебников: один комплект находится дома, а другой - в школе в личном ящике учащегося.
В Калифорнии штрафуют родителей и школы за ношение школьниками рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Ученики должны пользоваться только сумками на колесиках.
В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма. В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости носить книги в школу. Учитель может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.
Может быть, в ближайшем будущем и мы будем ходить в школу с миниатюрным компьютером, в котором будут находиться электронные учебники?
Итогом моей исследовательской работы стало выступление перед одноклассниками, которые принимали участие в моих экспериментах. Надеюсь, что мои выводы убедили ребят не носить с собой лишние вещи и поберечь своё здоровье. С результатами экспериментов я выступил перед родителями нашего класса на родительском собрании. Думаю, что они задумались, как снизить вес ранца или рюкзака своего ребёнка.
Список используемой литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Лопанин А.А., Тяжелая ноша. Новости медицины № 4, М., 2009.
3. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН, М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003.
4. Свободная энциклопедия «Википедия».
5. Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей. Вестник образования России № 17, М., 2004.
Приложение
История школьного портфеля
Интересные факты о школьных портфелях
Портфель-чемодан в Пекине 2D-рюкзак в Японии Рюкзак «Рандосеру» в Японии
Рюкзак на флаге дома в Голландии
Памятник портфелю Электронные школьные ранцы в Тайване
село Венгерово
Белгородская область
Таблица № 1
Сравнение массы пустых ранцев и рюкзаков с санитарными нормами
№ | фамилия, имя учащегося | масса пустого ранца, рюкзака (в г) | результат |
1 | Аверин Данила | 1100 | |
2 | Ученик 2 | 1300 | |
3 | Ученик 3 | 900 | |
4 | Ученик 4 | 700 | соответствует норме |
5 | Ученик 5 | 1100 | |
6 | Ученик 6 | 1300 | |
7 | Ученик 7 | 1200 | |
8 | Ученик 8 | 500 | соответствует норме |
9 | Ученик 9 | 500 | соответствует норме |
10 | Ученик 10 | 1200 | |
11 | Ученик 11 | 500 | соответствует норме |
12 | Ученик 12 | 500 | соответствует норме |
13 | Ученик 13 | 1400 | |
14 | Ученик 14 | 1500 | |
15 | Ученик 15 | 1400 | |
16 | Ученик 16 | 700 | соответствует норме |
17 | Ученик 17 | 500 | соответствует норме |
18 | Ученик 18 | 500 | соответствует норме |
19 | Ученик 19 | 1400 | |
20 | Ученик 20 | 1400 | |
21 | Ученик 21 | 700 | соответствует норме |
22 | Ученик 22 | 1000 | |
23 | Ученик 23 | 1400 | |
24 | Ученик 24 | 700 | соответствует норме |
25 | Ученик 25 | 700 | соответствует норме |
26 | Ученик 26 | 400 | соответствует норме |
27 | Ученик 27 | 800 | |
Таблица № 2
Сравнение среднего значения веса наполненных школьными принадлежностями ранцев и рюкзаков с нормой, вычисленной по массе тела
№ | фамилия, имя учащегося | масса тела (в г) | масса ранца, рюкзака со школьными принадлежностями (в г) |
нор-ма | пон. | втор. | среда | четв. | пятн. | средн. масса |
1 | Аверин Данила | 26100 | 2610 | 3900 | 4000 | 3700 | 3800 | 3200 | 3720 |
2 | Ученик 2 | 29100 | 2910 | 4100 | 4600 | 3900 | 3400 | 3500 | 3900 |
3 | Ученик 3 | 25800 | 2580 | 3900 | 4100 | 4900 | 3300 | 4400 | 4120 |
4 | Ученик 4 | 23100 | 2310 | 3700 | 3300 | 3600 | 3700 | 4300 | 3720 |
5 | Ученик 5 | 28700 | 2870 | 3000 | 5100 | 3600 | 4300 | 2600 | 3720 |
6 | Ученик 6 | 30400 | 3040 | 4000 | 4500 | 4500 | 4800 | 5400 | 4640 |
7 | Ученик 7 | 25700 | 2570 | 4300 | 4900 | 4500 | 4300 | 3100 | 4220 |
8 | Ученик 8 | 25800 | 2580 | 4000 | 4800 | 4900 | 3300 | 3500 | 4100 |
9 | Ученик 9 | 27100 | 2710 | 4100 | 4500 | 4400 | 3800 | 3500 | 4060 |
10 | Ученик 10 | 32700 | 3270 | 4500 | 4500 | 4400 | 4600 | 5100 | 4620 |
11 | Ученик 11 | 37400 | 3740 | 3700 | 5200 | - | - | - | 4450 |
12 | Ученик 12 | 27500 | 2750 | 3100 | 4700 | 3000 | 2300 | 2600 | 3140 |
13 | Ученик 13 | 32400 | 3240 | 4500 | 4900 | 4200 | 3500 | 3500 | 4120 |
14 | Ученик 14 | 28200 | 2820 | 4000 | 4100 | 3700 | 3800 | 4500 | 4020 |
15 | Ученик 15 | 24400 | 2440 | 4300 | 4700 | 4100 | 3200 | 4800 | 4220 |
16 | Ученик 16 | 21100 | 2110 | 4000 | 5000 | 4500 | 3300 | 3500 | 4060 |
17 | Ученик 17 | 42300 | 4230 | 3800 | 5000 | 4500 | 3300 | 3100 | 3940 |
18 | Ученик 18 | 27700 | 2770 | 3900 | 3900 | 3600 | 3800 | 3500 | 3740 |
19 | Ученик 19 | 29800 | 2980 | 4100 | 4400 | 4400 | 4700 | 4000 | 4320 |
20 | Ученик 20 | 27200 | 2720 | 4500 | 4600 | 4400 | 4200 | 3700 | 4280 |
21 | Ученик 21 | 46500 | 4650 | 4000 | 4300 | 4100 | 4100 | 4200 | 4140 |
22 | Ученик 22 | 26300 | 2630 | 3900 | - | 4000 | 4400 | 4300 | 4150 |
23 | Ученик 23 | 28400 | 2840 | 4200 | 4500 | 4600 | 4400 | 3900 | 4320 |
24 | Ученик 24 | 28200 | 2820 | 2900 | 3900 | 4600 | 3300 | 3100 | 3560 |
25 | Ученик 25 | 24400 | 2440 | 4600 | 3900 | 4600 | 3300 | 3500 | 3980 |
26 | Ученик 26 | 25500 | 2550 | 4300 | 3100 | 3600 | 3400 | 3600 | 3600 |
27 | Ученик 27 | 31500 | 3150 | 3700 | 3800 | 4600 | 4700 | 3500 | 4060 |
Таблица № 3
Ежедневный вес школьных принадлежностей
учебный предмет | школьные принадлежности | масса |
понедельник |
математика | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 650 г |
русский язык | учебник, тонкая тетрадь | 410 г |
чтение | учебник, тонкая тетрадь | 360 г |
английский язык | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 640 г |
изо | папка в школе | - |
| дневник | 140 г |
| пенал | 280 г |
| папка для тетрадей | 50 г |
| 2 кг 530 г |
вторник |
математика | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 650 г |
русский язык | учебник, тонкая тетрадь | 410 г |
чтение | учебник, тонкая тетрадь | 360 г |
окружающий мир | учебник, ТПО | 530 г |
физкультура | спортивная форма | 420 г |
| дневник | 140 г |
| пенал | 280 г |
| папка для тетрадей | 50 г |
| | 2 кг 840 г |
среда |
математика | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 650 г |
русский язык | учебник, тонкая тетрадь | 410 г |
чтение | учебник, тонкая тетрадь | 360 г |
английский язык | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 640 г |
технология | папка в школе | - |
| дневник | 140 г |
| пенал | 280 г |
| папка для тетрадей | 50 г |
| 2 кг 530 г |
четверг |
математика | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 650 г |
русский язык | учебник, тонкая тетрадь | 410 г |
окружающий мир | учебник, ТПО | 530 г |
информатика | ТПО | 110 г |
физкультура | спортивная форма | 420 г |
| дневник | 140 г |
| пенал | 280 г |
| папка для тетрадей | 50 г |
| 2 кг 590 г |
пятница |
математика | учебник, тонкая тетрадь, ТПО | 650 г |
русский язык | учебник, тонкая тетрадь | 410 г |
чтение | учебник, тонкая тетрадь | 360 г |
музыка | толстая тетрадь | 100 г |
ритмика | чешки | 30 г |
бассейн | плавательные принадлежности | 550 г |
| дневник | 140 г |
| пенал | 280 г |
| папка для тетрадей | 50 г |
| 2 кг 570 г |