Введение
Можно ли сейчас жить без фамилии? Общаясь с родственниками, знакомыми, человек, конечно, обходится без фамилий. Тут хватает одного имени иногда имени и отчества, прозвища. Но стоит только выйти за пределы этого узкого круга людей, как без фамилии не обойтись. Их не только записывают в документы, но постоянно употребляют в живой речи в школах, институтах, учреждениях. На любом предприятии, особенно крупном, люди известны друг другу нередко только по фамилии. Это основное именование человека в современной официальной жизни. У фамилий, как у всех слов в языке,- своя биография, история, приключения. Своя судьба. Поэтому нельзя обойти молчанием наш «фамилиеслов».
Фамилии являются объектом изучения социальной лингвистической дисциплины – антропонимики (от греческих слов antropos – «человек» и onoma- «имя») В последние годы стало модным интересоваться своими предками, составляя генеалогическое (фамильное)дерево. Поэтому актуальность данной темы очевидна.
Во-первых, можно полнее представить исторические события последних столетий, ибо фамилия - своего рода живая история. История труда, быта, социальных отношений, обычаев и обрядов, так как всё это оставило свой след в фамилиях.
Во-вторых, важно ощутить себя частью целого рода, звеном в цепи поколений.
В-третьих, если сейчас не заниматься изучением антропонимов, то по прошествии некоторого времени, со смертью старожилов, истинный смысл и происхождение многих фамилий окажется «тайной за семью печатями».
В-четвёртых, исследование материала в данной теме поможет связать лингвистические знания, полученные в школе, с жизнью, местом и временем, поможет начать создание «антропологического» словаря семьи, школы, города, повысит стремление находить интересное и малоисследованное рядом с собой.
Многие учёные занимались сбором фамилий. Но более-менее полный список так никто и не составил. Я узнала, что известно более 200тысяч русских фамилий. А сколько белорусских? А есть ли в моём городе или школе русские фамилии? А откуда произошла моя фамилия? А что обозначает фамилия моей подруги, моего классного руководителя?
Одни «сто тысяч почему?» Это и обусловило выбор темы исследовательской работы «Иванов. Петров. Сидоров или фамильная история моей школы»