Урок 1. ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ
Цели: познакомить с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
– Сегодня у вас первый день школьной жизни. Вы сегодня впервые сели за парты в этом классе. День этот вы и ваши родные будут помнить всю жизнь. Это большой праздник для всех нас: учеников, учителей, родителей. Сегодня для вас всё впервые: школьный день, первый звонок, первый учебник и, наконец, первый в жизни урок.
– Кто вас сегодня собирал в школу? Кто провожал? Волновались ли вы и почему?
– Как встречали и провожали вас прохожие? Все рады, что в нашей стране стало больше трудовых людей.
– А зачем дети идут в школу?
– Что значит: «Я пришёл учиться!»?
– Чему вы научились до школы?
– Чему хотите научиться в школе?
– Кто вас обучал до школы? Кто будет обучать в школе?
– Что такое обучение, по вашему мнению?
– А знаете ли вы, чему учили детей в древности?
– Чем занимался древний человек?
II. Игра «Занятия древних людей».
Ребятам учитель предлагает «собрать» грибы, ягоды, лекарственные травы и связать несколько рядов на спицах.
(Среди съедобных грибов, ягод, лекарственных трав, можно предложить и несъедобные (ядовитые).)
После выполнения заданий мальчиками учитель спрашивает:
– Почему не получилось связать? Что помешало? (Не учились этому.)
После выполнения задания девочками учитель показывает детям на ягоды, грибы, травы, которые являются ядовитыми.
– Как вы думаете, что могло произойти, если бы всё это стали употреблять в пищу?
– Как можно этого избежать? (Нужно учиться распознавать грибы, ягоды, травы.)
– Кто же может этому научить? Сколько существует человек, столько же старшее поколение обучает младшее поколение познавать окружающий мир.
– Как современные дети познают окружающий мир? (Телевизор, радио, книги и др.)
III. Выставка учебных и не учебных книг.
– Какие из этих книг вы знаете? Как вы думаете, какие из данных книг нужны?
– Но среди всех очень интересных и нужных книг есть одна – самая первая, самая важная для любого человека. Перед вами лежит такая книга.
– А кто из вас может прочитать название этой книги? («Азбука».)
IV. Знакомство с учебной книгой.
– А можно ли придумать для такой книги другое название? («Букварь».)
– Почему у вас у всех одинаковая книга?
– Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга?
– Почему в школе детям дают одинаковые книги?
– Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)
– Рассмотрите обложку. Что нарисовал на ней художник?
– Почему? (Во время беседы учитель для себя отмечает недочёты в произнесении отдельных звуков, наблюдает за речью учащихся)
– Откройте книгу. Что вы увидели? (Азбуку.)
– Какие буквы вы знаете? Назовите их.
– Что вы видите на первой странице? Мнения детей.
– Кто автор этой учебной книги?
Рассмотрите на с. 3 условные обозначения, которые будут встречаться на страницах учебника.
V. Работа с учебником (с. 4–5).
– Рассмотрите самостоятельно рисунки на этих страницах.
– В какой последовательности следует рассматривать рисунки, чтобы ничего не пропустить?
– Что можно узнать, «читая» эти рисунки?
– Что ещё вы хотите добавить по поводу истории обучения?
Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие. Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял правил, того били розгами. В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно. Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.
За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе понравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.
VI. Итог урока.
– Вам понравился наш урок? Что было интересного?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Понравилась ли вам наша первая книга – «Азбука»? Чем она вам понравилась?
Учитель читает стихотворение:
Коль тебе купили книгу,
Не бросай на полку,
От неё не будет толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки –
Всё к твоим услугам.
Береги же книгу,
Стань и ты ей другом!
Домашнее задание: расспросить родителей о своём детстве: о том, как сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, какие первые слова научились говорить, как их произносили.