Из опыта наставнической работы в школе.
Мазуренко Елена Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ лицей №1
В наши дни в образовании остаётся довольно актуальным вопрос о работе в школах молодых специалистов. По-прежнему существует проблема как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и более того как удержать их там.
Получение диплома после окончания ВУЗа не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Помочь решить возникающие при этом проблемы может поддержка педагога-наставника, который готов оказать молодому учителю практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества.
Поэтому, для успешной адаптации молодых специалистов в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение (наставничество).
Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Я являюсь наставником молодого педагога 2-й год.
Работу с молодым специалистом веду по специально составленному плану, который включает следующие направления:
1) требования к организации учебного процесса;
2) планирование и организация работы по предмету;
3) планирование и организация методической работы;
4) формы и методы организации внеурочной работы;
5) работа со школьной документацией;
6) работа по саморазвитию;
7) контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.
Содержание деятельности. На первом (Адаптационном) этапе, после изучения информационного материала были составлены памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:
Анализ и самоанализ урока;
Обязанности классного руководителя;
Организация работы с родителями;
Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
Организация работы с неуспевающими;
Составление характеристики учащегося;
Составление характеристики класса.
На втором (Основном) этапе осуществлялись такие традиционные формы работы наставника, как: совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимопосещение уроков и внеурочных занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга).
Кроме этого, мною были проведены консультации для молодого специалиста по вопросам:
Разработка программы своего профессионального роста;
Подготовка к первичному повышению квалификации;
Выбор темы для самообразования;
Подготовка к будущей аттестации.
Одним из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога, является инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому, мы совместно с молодым учителем, разработали и провели такие внеурочные мероприятия, как: линейка памяти ко Дню Героя Отечества, общешкольная линейка, посвящённая 74 годовщине освобождения Пролетарска от немецко-фашистских захватчиков, совместное проведение музейных уроков. Вместе с молодым педагогом шла подготовка учащихся к районному конкурсу «История в художественных образах» (1-е и 2-е место), подготовка выступления на школьном педсовете….
На этом же этапе молодой педагог приступил к созданию своего профессионального портфолио. Я показала ему своё портфолио, обратила внимание на требования к нему, подсказала варианты оформления.
За период сотрудничества с молодым педагогом его уровень профессиональной компетентности повысился, период адаптации прошёл успешно.