СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя по предмету "Основы безопасности и защиты Родины" в школе

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя по предмету "Основы безопасности и защиты Родины" в школе»

Ходаковкий Артем Сергеевич,

учитель ОБЖ,

МБОУ СОШ №9 г. Амурска


Из опыта работы учителя ОБЖ в школе

Работать учителем ОБЖ я приступил в 2013 году, но в 2024 году предмет переименовали в ОБиРЗ (Основы безопасности и Защиты Родины). Ещё вчера обучение в школе осуществлялось в нормативной стратегии, сегодня это уже стратегия развивающего обучения, а завтра… Завтра, вернее уже сегодня, мы должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, готовую к профессиональной деятельности в конкурентной среде, личность компетентную. Может быть, поэтому каждый преподаватель - будь то физик, биолог, математик, филолог - уверен, что именно его предмет является в школьной практике главным, поскольку не только готовит ученика к будущей взрослой жизни, но и позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах.

К сожалению, порой мне приходится слышать, что «Основы безопасности жизнедеятельности» - дисциплина несерьезная. Позвольте не согласиться. Если философские и духовно-нравственные искания героев становятся предметом разговора на уроках предметов гуманитарного цикла, рациональное начало доминирует в точных науках, на уроках химии и биологии ребят учат «зрить в корень», то закрепить полученные знания на практике помогают уроки основ безопасности жизнедеятельности.

Мой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ЕГЭ. Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования – одно из направлений моей деятельности.

На данном этапе работы считаю необходимым акцентировать внимание на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ. Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,

  • обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.

Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «функциональная грамотность». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ.

Для себя я определил цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. Предполагаю, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, а значит, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

-изучить и проанализировать литературу по педагогическим технологиям;

-рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

-дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.

В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:

1. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

2. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов я понимаю комплекс поисковых, исследова­тельских, расчет­ных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоя­тельно и под моим руководством с целью практического или теоретиче­ского решения значимой проблемы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», – вот основной тезис практикуемого мною метода проектов.

3. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

4. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!». Таким образом, у ребят появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.

Независимо от возраста обучающихся разрабатываю уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.

Действительно, кабинет ОБЖ - мастерская учителя, пространство которой оформлено новейшими стендами по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), а так же по основам военной службы (ОВС). Кабинет оснащен всеми необходимыми техническими средствами, собрана большая библиотека, включающая учебные диски для 5-11 классов, таблицы «Правила поведения на дороге» «Противопожарная безопасность», «Безопасность на воде», «Безопасность в общественных местах», «Структура РСЧС», «Безопасность при террористических актах» и «Основы военной службы» и др.

Практические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, где есть все средства оказания первой медицинской помощи, реанимационный тренажер «Максим», ОЗК, Л-1, противогазы, приборы радиационной разведки и химической разведки ДП-5 и ВПХР, автоматы Калашникова, пневматические винтовки.

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

  • как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских, проектных работах.

  • растет качество знаний.

  • возрос рейтинг предмета.

  • реализуются творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ». В связи с эти у учащихся появился интерес для участия в мероприятиях, проводимых в области ОБЖ:

  • Всероссийская олимпиада по ОБЖ;

  • районные олимпиады, конкурсы, мероприятия, соревнования;

  • Всероссийские дистанционные олимпиады;

Поскольку обучение школьников безопасности жизнедеятельности неразрывно связано с формированием нравственных ценностей, патриотического сознания, то гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных направлений, которое осуществляется через внеклассные мероприятия. Так, например, свою работу я начал в 2013 году с создания военно-патриотического отряда (ВПО) «ЛИДЕР».

ВПО «ЛИДЕР» – это не разовое эпизодическое мероприятие, а сплоченный коллектив детей, вот уже в течение десяти лет занимающийся углубленным изучением основ военной службы, пропагандирующий здоровый образ жизни. В клуб входят ребята разных возрастных групп. Для каждой подгруппы составлена своя программа развития.

В заключение замечу: чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.