Учебник Биология Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./Под ред. Пономаревой И.Н. Издательство: Вентана-Граф
Составитель Толилова Н.А.
№ | Тема урока | Содержание | к.ч. | Планируемые образовательные результаты | Д/З | Дата проведения урока |
Предметные | УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные | Личностные |
План | Факт |
Биология – наука о живых организмах – 4ч. |
1 | Биология как наука | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. | 1 | Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. | Регулятивные: Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: 1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, 2) формулировать собственное мнение и позицию; 3) задавать вопросы; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
| П.1 | 03.09 | |
2 | Свойства живых организмов | Структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие,раздражимость,наследственность и изменчивость их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1 | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. | Регулятивные выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные 1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения.
| 1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | П.2 | 17.09 | |
3 | Методы изучения живых организмов. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.. | 1 | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2) адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные использовать знаков символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | П.3 | 24.09 | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа 1«Изучение устройства увеличительных приборов». | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | 1 | Применять на практике умение работать с увеличительными приборами | Регулятивные: 1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | П.4 | 01.10 | |
Клеточное строение организмов- 5ч. |
5 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | История изучения клетки. Методы изучения клетки. | 1 | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | П.5 | 08.10 | |
6 | Строение и жизнедеятельность клетки. | Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. | 1 | П.5, 7 | 15.10 | |
7 | Ткани организмов | Определение понятия «ткань». Знакомство с тканями растений и животных. | 1 | П.5 | 22.10 | |
8 | Химический состав клетки | Неорганические и органические вещества клетки, их роль. | 1 | Уметь проводить и анализировать опыты | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | П.6 | 12.11 | |
9 | Обобщение знаний №1 по теме «Биология – наука о живом мире» | | 1 | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | | | |
Многообразие организмов – 11ч. |
10 | Клеточные и неклеточные формы жизни. | Вирусы –промежуточная форма между живой и неживой материей. | 1 | Описывать строение и значение вирусов | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П.8 | 19.11 | |
11 | ОрганизмКлассификация организмов | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | Понятия систематики и классификации | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | | П.8 | 26.11 | |
12 | Царства живой природы. Бактерии. | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. | 1 | Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П.9 | 03.12 | |
13 | Роль бактерий в природе, жизни человека. | Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. | 1 | Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации | П.10 | 10.12 | |
14 | Царства живой природы. Растения. Лабораторная работа 3«Изучение органов цветкового растения» | Основные отделы царства растений. | 1 | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | П.11 | 17.12 | |
15 | Царства живой природы. Животные. Лабораторная работа 4 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных» | Одноклеточные и многоклеточные животные. Значение животных в природе и жизни людей. | 1 | Проводить наблюдение за объектами живой природы. | Регулятивные: 1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | П.12 | 24.12 | |
16 | Царства живой природы. Грибы.Лаб.раб. 5«Изучение строения плесневых грибов.» | Отличительные особенности грибов. | 1 | Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера | П.13 | 14.01 | |
17 | Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. | Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | 1 | различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | П. 14. | 21.01 | |
18 | Лишайники | Понятие о лишайнике, строение, жизнедеятельность лишайников. Значение лишайников. | 1 | Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой коммуникации, используя в т.ч.формой при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | П.15 | 28.01 | |
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Растительный и животный мир родного края. | | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | П.16 | 04.02 | |
20 | Обобщение знаний №2 по теме «Многообразие организмов» | | | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | | 11.02 | |
Среды жизни -14ч |
21 | Среда обитания. Места обитания. | Характеристика сред обитания организмов | 1 | Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. | Записи в тетради | 18.02 | |
22 | Факторы среды обитания. | Факторы неживой и живой природы. Антропогенный фактор. | 1 | Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Познавательные Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | П. 18 | 25.02 | |
23 | Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. | Характеристика наземно-воздушной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней. | 1 | приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П.18 | 04.03 | |
24 | Приспособления организмов к жизни в водной среде. | Характеристика водной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней. | 1 | П.18,23 | 11.03 | |
25 | Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. | Характеристика почвенной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней | 1 | П.18 | 18.03 | |
26 | Приспособления организмов к жизни в организменной среде. | Характеристика организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней | 1 | П.18 | 01.04 | |
27 | Природные сообщества | | 1 | Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | П.20 | 08.04 | |
28 | Природные зоны России | | 1 | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П. 21 | 15.04 | |
29 | Жизнь организмов на разных материках | | 1 | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | П. 22 | 22.04 | |
30 | Важность охраны живого мира планеты | Угроза для жизни организмов. Проявление заботы о живом мире | 1 | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера вобщении и взаимодействии | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении | П.23 | 29.04 | |
31 | Сохраним богатство живого мира | Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Красная книга. | 1 | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | П.24 | 06.05 | |
32 | Здоровье человека и безопасность жизни | Способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.» | 1 | Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | Регулятивные умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные анализ информации, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи. | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях | Запись в тетради | 13.05 | |
33 | Обобщающий урок №3 по теме «Среды жизни» | | 1 | . Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе, дома, природе. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | | 20.05 | |
34. | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» | | | | 27.05 | |