СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование биологии 5кл. ФГООС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 5 кл. на 2018г. составлено в соответствии с требования ФГООС, применима к учебникам любых авторских линий. За основу взята примерная ОО программа ООО 2015г.

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование биологии 5кл. ФГООС»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ФГОС ООО 34 часа, 1 час в неделю 2018-2019 учебный год

Учебник Биология Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./Под ред. Пономаревой И.Н. Издательство: Вентана-Граф

Составитель Толилова Н.А.


Тема урока

Содержание

к.ч.

Планируемые образовательные результаты


Д/З

Дата проведения урока

Предметные

УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные

Личностные

План

Факт

Биология – наука о живых организмах – 4ч.

1

Биология как наука

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.

1

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные:

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:

1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации,
2) формулировать собственное
мнение и позицию; 3) задавать вопросы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;


П.1

03.09


2

Свойства живых организмов

Структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие,раздражимость,наследственность и изменчивость их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

1

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.


Регулятивные

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;
2)устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные допускать возможность

существования различных точек зрения.

1)широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы


П.2

17.09


3

Методы изучения живых организмов.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов..

1

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2) адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

использовать знаков символические
средства, в т.ч. овладеет действием
моделирования

Коммуникативные

строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;


П.3

24.09


4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа 1«Изучение устройства увеличительных приборов».

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

1

Применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные:

1) следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2) осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

самоанализ и
самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

П.4

01.10


Клеточное строение организмов- 5ч.

5

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

История изучения клетки. Методы изучения клетки.

1

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П.5

08.10


6

Строение и жизнедеятельность клетки.

Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка.

1

П.5, 7

15.10


7

Ткани организмов

Определение понятия «ткань». Знакомство с тканями растений и животных.

1

П.5

22.10


8

Химический состав клетки

Неорганические и органические вещества клетки, их роль.

1

Уметь проводить и анализировать опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П.6

12.11


9

Обобщение знаний №1 по теме «Биология – наука о живом мире»


1

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;




Многообразие организмов – 11ч.

10

Клеточные и неклеточные формы жизни.

Вирусы –промежуточная форма между живой и неживой материей.

1

Описывать строение и значение вирусов

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию

партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

П.8

19.11


11

ОрганизмКлассификация организмов

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

Понятия систематики и классификации

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи


П.8

26.11


12

Царства живой природы. Бактерии.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

1

Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.


П.9

03.12


13

Роль бактерий в природе, жизни человека.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

1

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные

строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации

П.10

10.12


14

Царства живой природы. Растения.

Лабораторная работа 3«Изучение органов цветкового растения»

Основные отделы царства растений.

1

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

П.11

17.12


15

Царства живой природы. Животные. Лабораторная работа 4 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

Одноклеточные и многоклеточные животные. Значение животных в природе и жизни людей.

1

Проводить наблюдение за объектами живой природы.


Регулятивные:

1) следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2) осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение,
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

П.12

24.12


16

Царства живой природы. Грибы.Лаб.раб. 5«Изучение строения плесневых грибов.»

Отличительные особенности грибов.

1

Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

П.13

14.01


17

Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека.

Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

1

различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

формулировать собственное
мнение и позицию;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

П. 14.

21.01


18

Лишайники

Понятие о лишайнике, строение, жизнедеятельность лишайников. Значение лишайников.

1

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета
Коммуникативные

строить монологическое высказывание, владеть диалоговой коммуникации, используя в т.ч.формой при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

П.15

28.01


19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


Растительный и животный мир родного края.


Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

П.16

04.02


20

Обобщение знаний №2 по теме «Многообразие организмов»



Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;


11.02


Среды жизни -14ч

21

Среда обитания. Места обитания.

Характеристика сред обитания организмов

1

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.


Записи в тетради

18.02


22

Факторы среды обитания.

Факторы неживой и живой природы. Антропогенный фактор.

1

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Регулятивные:

следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения

Познавательные

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся


П. 18

25.02


23

Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

Характеристика наземно-воздушной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней.

1

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Регулятивные:

различать способ и результат действия

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

П.18

04.03


24

Приспособления организмов к жизни в водной среде.

Характеристика водной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней.

1

П.18,23

11.03


25

Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

Характеристика почвенной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней

1

П.18

18.03


26

Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

Характеристика организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к ней

1

П.18

01.04


27

Природные сообщества


1

Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.


П.20

08.04


28

Природные зоны России


1

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.


П. 21

15.04


29

Жизнь организмов на разных материках


1

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

П. 22

22.04


30

Важность охраны живого мира планеты

Угроза для жизни организмов. Проявление заботы о живом мире

1

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей
Познавательные

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера вобщении и взаимодействии

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении

П.23

29.04


31

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Красная книга.

1

Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

П.24

06.05


32

Здоровье человека и безопасность жизни

Способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.»

1

Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.


Регулятивные

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные

анализ информации, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи.

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях

Запись в тетради

13.05


33

Обобщающий урок №3 по теме

«Среды жизни»


1

. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе, дома, природе.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;


20.05


34.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных»




27.05




22