СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование биологии 9кл. ФГООС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование уроков биологии на 2018-19г. в соответствии с примерной ОО программой ООО.

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование биологии 9кл. ФГООС»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9а КЛ. 65ч. 2 часа в неделю 2018-2019 учебный год

Учебник Биология 9 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М./Под ред. Пономаревой И.Н. Издательство: Вентана-Граф

Составитель Толилова Н.А.

Тема урока

Содержание

КФ

к.

ч.

Планируемые образовательные результаты


Д/З

Дата проведения урока

Предметные

УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные

Личностные

План

Факт

Биология –– как наука 5ч.

1

Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.

Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.)

1.1

1

Знать определение биологии как науки о живой природе.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии

Регулятивные

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;
2)устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные допускать возможность

существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы


§1

01.09


2

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.

Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.

1.1

1

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. ; правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Регулятивные:

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:

1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации,
2) формулировать собственное
мнение и позицию; 3) задавать вопросы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;


§2

03.09


3

Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.

Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

1.1

1

Знать признаки живых организмов.

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы- открытые системы. Характеризовать свойства живого

Регулятивные:

1) следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2) осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
Познавательные

проводить сравнение и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и
самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

§3,§4повторить §1-3

08.09


4

Обобщение материала по главе «Общие закономерности жизни»


1.1

1


Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах

Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы


15.09


Клетка – 10 ч.

5

Клеточная теория.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

2.1

1

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение.

Знать: основные положения клеточной теории, отличительные признаки клеток прокариот и эукариот, характеризовать существенны признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки , входящей в состав ткани, сравнивать строение клеток.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Находить в Интернете и называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.

§5

17.09


6

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Практическая работа « Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

2.1


§5

22.09


7

Химические вещества в клетке


2.1

1

§6,

24.09


8

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды.


2.1

1

§7-8

29.09


9

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма.

2.1

1

Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; объяснять роль АТФ; хромосом,генов

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность

§9

01.10


10

Биосинтез белка в клетке


2.1

1

Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращение энергии, этапы белкового синтеза.

Уметь: называть свойства генетического кода, характеризовать механизмы транскрипции, трансляции

Овладение умениями определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать, составлять схемы и на их основе получать новые знания; осуществлять анализ фактов или явлений.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, клас-сифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение и выводы)

§10

06.10


11

Биосинтез углеводов - фотосинтез


2.1

1

Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез как процесс создания углеводов в живой клетке. Роль хлорофилла. Космическая роль растений

Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной цели. Овладение учебными умениями логично излагать материал, анализировать текст. Таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

§11

08.10


12

Обеспечение клеток энергией


2.1


Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания.

Уметь перечислять этапы диссимиляции, характеризовать этапы энергетического обмена

Овладение исследовательскими методами умениями: определять цели , этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить и проводить наблюдения и на их основе получать новые знания

Овладение интеллектуальны-ми умениями: сравнивать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

§12

13.10


13

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.


2.1

1

Знать: митоз, его фазы; доказывать, что размножение общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяснять механизмы распределения наследственного материала

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

§13повт §5-12

15.10


14

Обобщение темы «Клетка»


2.1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.

Овладение коммуникативны-ми умениями и опытом межличностных отношений , корректного ведения диалога, выделение нравственного аспекта.


20.10


Организм- 18 ч

15

Организм – открытая живая система


2.2, 3.1, 3.2

1

Уметь доказывать: организм – живая система, взаимодействие компонентов системы, обеспечивающих целостность биосистемы «организм»

Знать: регуляцию процессов в биосистеме.

Овладение умениями самостоятельно моделировать, выделять существенные признаки биосистемы, связь с окружающей средой и на этой основе получать новые знания

Овладение интеллектуальными умениями, умение вести диалог, ориентация в межличностных отношениях

§14

22.10


16

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы.

2.2, 3.1, 3.2

1

Знать: разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные

Уметь: выделять существенные признаки бактерий, вирусов

Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Овладение методами профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами

§15

27.10


17

Растительный организм и его особенности


3.3

1

Знать: Главные свойства растений; особенности растительной клетки; способы размножения , типы бесполого размножения



Выделять и обобщать существенные признаки, характеризовать процессы жизнедеятельности, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи




Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, формирование основ экокультуры

§16

10.11


18

Многообразие растений и их значение в природе


3.3

1

Знать: многообразие растений, систематику растений , характеристику отделов и классов

Умение выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп.; определять самостоятельно и задачи в учёбе развивать интересы своей познавательной деятельности


Формирование и развитие компетентности в области использования Интернет-ресурсов

1§7

12.11


19

Организмы царства грибов. Лишайники.


2.2, 3.1, 3.2

1

Знать Многообразие видов грибов и лишайников в природе, их значение, лишайники – симбиотические организмы сходство; грибов с другими эукариотическими организмами :растениями и животными и отличие от них

Овладение учебными методами работы с учебной и справочной литературой; логично излагать материал, умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе, периодические издания, ресурсы Интернета; проводить анализ и обработку информации

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение

§18

17.11


20

Животный организм и его особенности


3.4

1

Знать: особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к передвижению, забота о потомстве.

Уметь: определять экологические группы животных

Овладение умениями: определять цели, этапы и задачи работы; выделять и обобщать существенные признаки и процессы биосистем , самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений

Овладение интеллектуальными умениями( сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Использовать Интернет для создания презентаций

§19

19.11


21

Разнообразие животных


3.4

1

Знать: систематику животных и ее принципы; Особенности разных типов беспозвоночных животных и типа Хордовые

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на основе их получать новые знания. Анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Овладение интеллектуальными умениями, формирование познавательных интересов и мотивов изучению биологии и общению с природой.

§20

24.11


22

Сравнение свойств организма человека и животных


4.1- 4.10

1

Знать: сходство человека животных, их отличие, особенности строения организма человека; приводить доказательства родства человека с млекопитающими

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями логично излагать материал, сравнивать , делать выводы

Овладение интеллектуальными умениями сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения

§21

26.11


23

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.


1.2

1

: характеризовать значение микроэлементов, классифицировать углеводы по группам, объяснять функции белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в связи их строением

Овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, анализировать текст , таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Овладение интеллектуальны-ми умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы)

Записи в тетради

01.12


24

Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.

Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.

1.2

1

Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; объяснять роль АТФ

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы. Характеризовать и сравнивать процессы протекающие в биосистемах, делать на основе сравнения

Овладение интеллектуальны-ми умениями: сравнивать, кдассифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы

Записи в тетради

03.12


25

Рост и развитие организмов. Размножение.

Бесполое и половое размножение.

2.1

1

Знать: типы размножения и их особенности. Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, объяснять роль оплодотворения и образование зиготы, раскрывать биологическое преимущество полового размножения

Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, логично излагать материал, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование ответственного отношения к учёбе, формирование целостного мировозрения

§22

08.12


26

Индивидуальное развитие организма - онтогенез


2.1

1

Знать: понятие об онтогенезе; периоды онтогенеза: эмбриональный и пост- эмбриональный и их особенности

Умение самостоятельно определять цели и планировать пути достижения их, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития организма

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

§23

10.12


27

Половые клетки. Оплодотворение.


2.1

1

Знать: половые гаметы и набор хромосом в них. Определять понятие мейоз, сперматогенез, овогенез.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к учителю

§24

15.12


28

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.


2.2

1

Знать: достижения современных исследований наследственности организмов, роль отечественных ученых в наследственности

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки .

§25

17.12


29

Основные закономерности наследования признаков у организмов


2.2

1

Знать: понятия: наследственность и изменчивость, ген, генотип и фенотип. Свойства гена

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры

§26

22.12


30

Наследственная изменчивость


2.2

1

Знать: понятие о ненаследственной изменчивости, её проявление у организмов и роли в их жизнедеятельности


Умение называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости, сравнивать проявление её у разных организмов, делать выводы. Формулировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками

§27

24.12


31

Ненаследственная изменчивость

Практическая работа « Выявление изменчивости организмов»

2.2

1


Называть и характеризовать методы селекции, значение селекции и биотехнологии в жизни людей




Умение анализировать значение селекции и биотехнологии. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий



Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России

§28 повт§14-27

12.01


32

Обобщение темы «Организм»



1

Характеризовать отличительные признаки живых организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов

Жизнедеятельности

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы






Воспитание патриотизма







14.01


Вид – 21ч

33

Представления о возникновении жизни на Земле



1

Знать: :гипотезы происхождения жизни на Земле, опыты Ф. Реди и Л.Пастера, объяснять их постановку и результаты

Умение строить логическое рассуждение, определять понятия и обобщать , выделять и пояснять основные идеи гипотез


Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

§30

19.01


34

Современные представления овозникновении жизни на Земле



1

Знать: биохимическую гипотезу А.И.Опарина, Дж. Холдейн

Уметь: характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез, делать выводы на основе сравнения , строить логическое рассуждение.




Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству,

формирование мировоззрения

§31

21.01


35

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни


3.3

1

Знать: особенности первичных организмов, основные этапы биологической эволюции и причины эволюции

Уметь: аргументировать процесс возникновения биосферы


Формирование умений определять понятия, создавать обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение





Формирование навыков сотрудничества со с сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

§32

26.01


36

Этапы развития жизни на Земле



1

Знать: общее направление эволюции жизни; эры. Периоды и эпохи в истории Земли. Этапы развития жизни

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


§33

28.01


37

Идеи развития органического мира в биологии


3.5

1

Знать: возникновение идей об эволюции органического мира, теории эволюции

Уметь : аргументировать несостоятельность законов выдвинутых в додарвиновский период, как путей эволюции видов.

Формирование целостного мировоззрения о развитии идей эволюции.

§34

02.02


38

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

3.5

1

Знать: исследования, проведенные Ч.Дарвином, основные положения его теории эволюции

Умение применять законы ( движущие факторы ) эволюции

Для решения учебных и познавательных задач.

Формирование целостного мировоззрения о развитии идей эволюции соответствующего современному уровню развития науки

§35

04.02


39

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Практическая работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

3.5

1

Знать: понятие об адаптации, о жизненной форме; экологические группы организмов разнообразие адаптаций

Уметь: различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению

Записи в тетради,

09.02


40

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого.


5.1

1

Знать: Признаки вида как основной систематической единицы; популяцию как внутривидовую группировку родственных особей и форму существования вида.

Уметь: сравнивать популяции одного вида, делать выводы,

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.





Формирование научного мировоззрения, формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

§37

11.02


41

Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции.


5.1

1

Знать: популяцию как особую надорганизменную систему, форму существования вида; понятие о демографической и пространственной структуре популяции.

Умение анализировать содержание рисунков, иллюстрирующих свойства популяции. И на этой основе получать новые знания.






Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии





§36

16.02


42

Процессы образования видов


3.5

1

Знать: понятие микроэволюции, способы видообразования. Уметь: Объяснять причины видообразования

Анализировать и сравнивать примеры видообразования, владение основами самоконтроля

Формирование ответственного отношения к учебе, развитие познавательных интересов

§38

18.02


43

Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.


2.2

1

Называть и характеризовать методы селекции, значение селекции и биотехнологии в жизни людей



Умение анализировать значение селекции и биотехнологии. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России

§29

25.02


44

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп эволюции


3.5

1

Знать: понятие о макроэволюции, условия и значение дифференциации вида, доказательства процесса эволюции.





Умение: создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию.



Формирование целостного научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию

§39

02.03


45

Основные направления эволюции


3.5

1

Знать: Определять понятия «биологический прогресс». «биологический регресс»; прогресс и регресс в живом мире; направления биологического прогресса; результаты эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции; составление плана и последовательности действий.




Формирование познавательной цели, оценивание усваиваемого содержания.


§40

04.03


46

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных.

3.5

1

Знать: усложнение организмов в процессе эволюции; движущие силы эволюции; характеризовать эволюционные преобразования растений и животных.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения; объяснять причины формирования биологического разнообразия видов; формулирование проблемы

Оценивание усваиваемого содержания, Мотивация учения; формирование коммуникативной компетентности

§41

09.03


47

Основные закономерности эволюции


3.5

1

Знать: закономерности биологической эволюции в природе

Уметь: анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции.

Овладение интеллектуальными умениями: выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств

§42

11.03


48

Человек -представитель животного мира



1

Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства и различия человека и животных

Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника; находить в Интернете дополнительную информацию по теме.

Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

§43

16.03


49

Эволюция происхождения человека



1

Знать: доказательства родства человека и животных. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Природную и социальную среду обитания человека

Уметь: сравнивать признаки сходства строения человека и человекообразных обезьян. Доказывать единство биологической и социальной сущности человека. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

§44

18.03


50

Этапы эволюции человека



1

Знать: ранних предков человека, различать и характеризовать стадии антропогенеза

Уметь: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека

Формирование научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию.

§45

01.04


51

Человеческие расы, их родство и происхождение



1

Знать: понятие о расе; основные типы рас; происхождение рас.

Называть признаки вида Человек разумный, объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно составлять схемы и на их основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.




Формирование осознанного, уважительного отношения к ценностям народов России и народов мира.




§46

06.04


52

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли


5.1

1

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей ;допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера вобщении и взаимодействии

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении

§47

08.04


53

Обобщение темы «Вид»


3.5

1

Уметь: выделять признаки вида; характеризовать основные направления и движущие силы эволюции; объяснять причины многообразия видов

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Формирования бережного отношения к природе


13.04


Экосистемы – 14ч

54

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.

Экосистемная организация живой природы.

5.2

1

Знать: закономерности действия факторов среды на организм. Влияние экологических факторов на организм. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Умение определять понятия, создавать обобщения, анализировать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

§48,49

15.04


55

Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы.


5.2

1

§55

20.04


56

Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).


5.2

1

Знать: сети питания, способы добычи пищи. Взаимодействие разных видов в природе, их связи.

Уметь: характеризовать типы биотических связей, типы взаимодействия видов, объяснять значение биотических связей

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Собственные возможности её решения.

Умение определять понятия, создавать обобщение.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

§51

22.04


57

Популяции


5.2

1

Знать: популяцию как особую надорганизменную систему, форму существования вида; понятие о демографической и пространственной структуре популяции.

Умение анализировать содержание рисунков, иллюстрирующих свойства популяции. И на этой основе получать новые знания.






Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии





§52,53

27.04


58

Естественная экосистема (биогеоценоз)Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах.

5.2

1

Знать: природное

сообщество как биоценоз, его строение, понятие о биотопе, круговорот веществ и поток энергии.

Уметь: характеризовать ярусное строение биогеоценозов, составлять цепи питания, объяснять пищевые сети и экологические ниши.

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы


Сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и на основе этого получать новые знания.

§54,56 Записи в тетради

29.04


59

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.


5.3

1

Знать: круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; биосфера как глобальная экосистема; границы биосферы. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере.

Уметь: выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества; характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, задачи работы, сравнивать, объяснять ,роль различных видов в процессе круговорота веществ и потока энергии.

Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника









Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, гордости за свою Родину.












§55

04.05


60

Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы.

5.3

1

§55

06.05


61

Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.


5.3

1

Знать: последствия деятельности человека в экосистемах, экологические проблемы, роль человека в биосфере.

Уметь: выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.

Обобщать, анализировать и прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия, обсуждать экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.

Формирование экологического мышления, понимание влияния социально -экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности


11.05


62

Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей.


5.3

1

§57,58

13.05


63

Последствия деятельности человека в экосистемах.

Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

5.3

1

Зап. В тетр.

18.05


64

Обобщение темы «Экосистемы»


5.1-5.3

1

Уметь: выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Овладение интеллектуальными явлениями: обобщать, сравнивать, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

Формирование познавательных интересов.


20.05


65

Итоговая контрольная работа Анализ контрольной работы



1

Уметь: систематизировать знания по темам раздела « Общие биологические закономерности»

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым задания



25.05




38