КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9а КЛ. 65ч. 2 часа в неделю 2018-2019 учебный год
Учебник Биология 9 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М./Под ред. Пономаревой И.Н. Издательство: Вентана-Граф
Составитель Толилова Н.А.
№ | Тема урока | Содержание | КФ | к. ч. | Планируемые образовательные результаты | Д/З | Дата проведения урока |
Предметные | УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные | Личностные |
План | Факт |
Биология –– как наука 5ч. |
1 | Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. | Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.) | 1.1 | 1 | Знать определение биологии как науки о живой природе. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии | Регулятивные выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные 1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | §1 | 01.09 | |
2 | Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. | Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. | 1.1 | 1 | Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. ; правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами | Регулятивные: Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: 1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, 2) формулировать собственное мнение и позицию; 3) задавать вопросы; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
| §2 | 03.09 | |
3 | Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. | Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. | 1.1 | 1 | Знать признаки живых организмов. Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы- открытые системы. Характеризовать свойства живого | Регулятивные: 1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | §3,§4повторить §1-3 | 08.09 | |
4 | Обобщение материала по главе «Общие закономерности жизни» | | 1.1 | 1 | | Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах | Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы | | 15.09 | |
Клетка – 10 ч. |
5 | Клеточная теория. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 2.1 | 1 | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Знать: основные положения клеточной теории, отличительные признаки клеток прокариот и эукариот, характеризовать существенны признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки , входящей в состав ткани, сравнивать строение клеток. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Находить в Интернете и называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | §5 | 17.09 | |
6 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | Практическая работа « Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах» | 2.1 | | §5 | 22.09 | |
7 | Химические вещества в клетке | | 2.1 | 1 | §6, | 24.09 | |
8 | Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. | | 2.1 | 1 | §7-8 | 29.09 | |
9 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. | Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. | 2.1 | 1 | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии. Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; объяснять роль АТФ; хромосом,генов | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность | §9 | 01.10 | |
10 | Биосинтез белка в клетке | | 2.1 | 1 | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращение энергии, этапы белкового синтеза. Уметь: называть свойства генетического кода, характеризовать механизмы транскрипции, трансляции | Овладение умениями определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать, составлять схемы и на их основе получать новые знания; осуществлять анализ фактов или явлений. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, клас-сифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение и выводы) | §10 | 06.10 | |
11 | Биосинтез углеводов - фотосинтез | | 2.1 | 1 | Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез как процесс создания углеводов в живой клетке. Роль хлорофилла. Космическая роль растений | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной цели. Овладение учебными умениями логично излагать материал, анализировать текст. Таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §11 | 08.10 | |
12 | Обеспечение клеток энергией | | 2.1 | | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания. Уметь перечислять этапы диссимиляции, характеризовать этапы энергетического обмена | Овладение исследовательскими методами умениями: определять цели , этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить и проводить наблюдения и на их основе получать новые знания | Овладение интеллектуальны-ми умениями: сравнивать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. | §12 | 13.10 | |
13 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. | | 2.1 | 1 | Знать: митоз, его фазы; доказывать, что размножение общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяснять механизмы распределения наследственного материала | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | §13повт §5-12 | 15.10 | |
14 | Обобщение темы «Клетка» | | 2.1 | | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. | Овладение коммуникативны-ми умениями и опытом межличностных отношений , корректного ведения диалога, выделение нравственного аспекта. | | 20.10 | |
Организм- 18 ч |
15 | Организм – открытая живая система | | 2.2, 3.1, 3.2 | 1 | Уметь доказывать: организм – живая система, взаимодействие компонентов системы, обеспечивающих целостность биосистемы «организм» Знать: регуляцию процессов в биосистеме. | Овладение умениями самостоятельно моделировать, выделять существенные признаки биосистемы, связь с окружающей средой и на этой основе получать новые знания | Овладение интеллектуальными умениями, умение вести диалог, ориентация в межличностных отношениях | §14 | 22.10 | |
16 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. | 2.2, 3.1, 3.2 | 1 | Знать: разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные Уметь: выделять существенные признаки бактерий, вирусов | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Овладение методами профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами | §15 | 27.10 | |
17 | Растительный организм и его особенности | | 3.3 | 1 | Знать: Главные свойства растений; особенности растительной клетки; способы размножения , типы бесполого размножения | Выделять и обобщать существенные признаки, характеризовать процессы жизнедеятельности, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, формирование основ экокультуры | §16 | 10.11 | |
18 | Многообразие растений и их значение в природе | | 3.3 | 1 | Знать: многообразие растений, систематику растений , характеристику отделов и классов | Умение выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп.; определять самостоятельно и задачи в учёбе развивать интересы своей познавательной деятельности | Формирование и развитие компетентности в области использования Интернет-ресурсов | 1§7 | 12.11 | |
19 | Организмы царства грибов. Лишайники. | | 2.2, 3.1, 3.2 | 1 | Знать Многообразие видов грибов и лишайников в природе, их значение, лишайники – симбиотические организмы сходство; грибов с другими эукариотическими организмами :растениями и животными и отличие от них | Овладение учебными методами работы с учебной и справочной литературой; логично излагать материал, умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе, периодические издания, ресурсы Интернета; проводить анализ и обработку информации | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | §18 | 17.11 | |
20 | Животный организм и его особенности | | 3.4 | 1 | Знать: особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к передвижению, забота о потомстве. Уметь: определять экологические группы животных | Овладение умениями: определять цели, этапы и задачи работы; выделять и обобщать существенные признаки и процессы биосистем , самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Овладение интеллектуальными умениями( сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Использовать Интернет для создания презентаций | §19 | 19.11 | |
21 | Разнообразие животных | | 3.4 | 1 | Знать: систематику животных и ее принципы; Особенности разных типов беспозвоночных животных и типа Хордовые | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на основе их получать новые знания. Анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Овладение интеллектуальными умениями, формирование познавательных интересов и мотивов изучению биологии и общению с природой. | §20 | 24.11 | |
22 | Сравнение свойств организма человека и животных | | 4.1- 4.10 | 1 | Знать: сходство человека животных, их отличие, особенности строения организма человека; приводить доказательства родства человека с млекопитающими | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями логично излагать материал, сравнивать , делать выводы | Овладение интеллектуальными умениями сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения | §21 | 26.11 | |
23 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | | 1.2 | 1 | : характеризовать значение микроэлементов, классифицировать углеводы по группам, объяснять функции белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в связи их строением | Овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, анализировать текст , таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Овладение интеллектуальны-ми умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы) | Записи в тетради | 01.12 | |
24 | Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. | Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. | 1.2 | 1 | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии. Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; объяснять роль АТФ | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы. Характеризовать и сравнивать процессы протекающие в биосистемах, делать на основе сравнения | Овладение интеллектуальны-ми умениями: сравнивать, кдассифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы | Записи в тетради | 03.12 | |
25 | Рост и развитие организмов. Размножение. | Бесполое и половое размножение. | 2.1 | 1 | Знать: типы размножения и их особенности. Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, объяснять роль оплодотворения и образование зиготы, раскрывать биологическое преимущество полового размножения | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, логично излагать материал, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование ответственного отношения к учёбе, формирование целостного мировозрения | §22 | 08.12 | |
26 | Индивидуальное развитие организма - онтогенез | | 2.1 | 1 | Знать: понятие об онтогенезе; периоды онтогенеза: эмбриональный и пост- эмбриональный и их особенности | Умение самостоятельно определять цели и планировать пути достижения их, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития организма | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | §23 | 10.12 | |
27 | Половые клетки. Оплодотворение. | | 2.1 | 1 | Знать: половые гаметы и набор хромосом в них. Определять понятие мейоз, сперматогенез, овогенез. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к учителю | §24 | 15.12 | |
28 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | | 2.2 | 1 | Знать: достижения современных исследований наследственности организмов, роль отечественных ученых в наследственности | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки . | §25 | 17.12 | |
29 | Основные закономерности наследования признаков у организмов | | 2.2 | 1 | Знать: понятия: наследственность и изменчивость, ген, генотип и фенотип. Свойства гена | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры | §26 | 22.12 | |
30 | Наследственная изменчивость | | 2.2 | 1 | Знать: понятие о ненаследственной изменчивости, её проявление у организмов и роли в их жизнедеятельности | Умение называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости, сравнивать проявление её у разных организмов, делать выводы. Формулировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками | §27 | 24.12 | |
31 | Ненаследственная изменчивость | Практическая работа « Выявление изменчивости организмов» | 2.2 | 1 | Называть и характеризовать методы селекции, значение селекции и биотехнологии в жизни людей | Умение анализировать значение селекции и биотехнологии. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России | §28 повт§14-27 | 12.01 | |
32 | Обобщение темы «Организм» | | | 1 | Характеризовать отличительные признаки живых организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов Жизнедеятельности | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы | Воспитание патриотизма | | 14.01 | |
Вид – 21ч |
33 | Представления о возникновении жизни на Земле | | | 1 | Знать: :гипотезы происхождения жизни на Земле, опыты Ф. Реди и Л.Пастера, объяснять их постановку и результаты | Умение строить логическое рассуждение, определять понятия и обобщать , выделять и пояснять основные идеи гипотез | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | §30 | 19.01 | |
34 | Современные представления овозникновении жизни на Земле | | | 1 | Знать: биохимическую гипотезу А.И.Опарина, Дж. Холдейн | Уметь: характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез, делать выводы на основе сравнения , строить логическое рассуждение. | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, формирование мировоззрения | §31 | 21.01 | |
35 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | | 3.3 | 1 | Знать: особенности первичных организмов, основные этапы биологической эволюции и причины эволюции Уметь: аргументировать процесс возникновения биосферы | Формирование умений определять понятия, создавать обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Формирование навыков сотрудничества со с сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности | §32 | 26.01 | |
36 | Этапы развития жизни на Земле | | | 1 | Знать: общее направление эволюции жизни; эры. Периоды и эпохи в истории Земли. Этапы развития жизни | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | §33 | 28.01 | |
37 | Идеи развития органического мира в биологии | | 3.5 | 1 | Знать: возникновение идей об эволюции органического мира, теории эволюции | Уметь : аргументировать несостоятельность законов выдвинутых в додарвиновский период, как путей эволюции видов. | Формирование целостного мировоззрения о развитии идей эволюции. | §34 | 02.02 | |
38 | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | 3.5 | 1 | Знать: исследования, проведенные Ч.Дарвином, основные положения его теории эволюции | Умение применять законы ( движущие факторы ) эволюции Для решения учебных и познавательных задач. | Формирование целостного мировоззрения о развитии идей эволюции соответствующего современному уровню развития науки | §35 | 04.02 | |
39 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Практическая работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | 3.5 | 1 | Знать: понятие об адаптации, о жизненной форме; экологические группы организмов разнообразие адаптаций Уметь: различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению | Записи в тетради, | 09.02 | |
40 | Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. | | 5.1 | 1 | Знать: Признаки вида как основной систематической единицы; популяцию как внутривидовую группировку родственных особей и форму существования вида. | Уметь: сравнивать популяции одного вида, делать выводы, Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Формирование научного мировоззрения, формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | §37 | 11.02 | |
41 | Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. | | 5.1 | 1 | Знать: популяцию как особую надорганизменную систему, форму существования вида; понятие о демографической и пространственной структуре популяции. | Умение анализировать содержание рисунков, иллюстрирующих свойства популяции. И на этой основе получать новые знания. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | §36 | 16.02 | |
42 | Процессы образования видов | | 3.5 | 1 | Знать: понятие микроэволюции, способы видообразования. Уметь: Объяснять причины видообразования | Анализировать и сравнивать примеры видообразования, владение основами самоконтроля | Формирование ответственного отношения к учебе, развитие познавательных интересов | §38 | 18.02 | |
43 | Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. | | 2.2 | 1 | Называть и характеризовать методы селекции, значение селекции и биотехнологии в жизни людей | Умение анализировать значение селекции и биотехнологии. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России | §29 | 25.02 | |
44 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп эволюции | | 3.5 | 1 | Знать: понятие о макроэволюции, условия и значение дифференциации вида, доказательства процесса эволюции. | Умение: создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию. | Формирование целостного научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию | §39 | 02.03 | |
45 | Основные направления эволюции | | 3.5 | 1 | Знать: Определять понятия «биологический прогресс». «биологический регресс»; прогресс и регресс в живом мире; направления биологического прогресса; результаты эволюции. | Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции; составление плана и последовательности действий. | Формирование познавательной цели, оценивание усваиваемого содержания. | §40 | 04.03 | |
46 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. | 3.5 | 1 | Знать: усложнение организмов в процессе эволюции; движущие силы эволюции; характеризовать эволюционные преобразования растений и животных. | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения; объяснять причины формирования биологического разнообразия видов; формулирование проблемы | Оценивание усваиваемого содержания, Мотивация учения; формирование коммуникативной компетентности | §41 | 09.03 | |
47 | Основные закономерности эволюции | | 3.5 | 1 | Знать: закономерности биологической эволюции в природе | Уметь: анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции. | Овладение интеллектуальными умениями: выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств | §42 | 11.03 | |
48 | Человек -представитель животного мира | | | 1 | Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства и различия человека и животных | Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника; находить в Интернете дополнительную информацию по теме. | Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | §43 | 16.03 | |
49 | Эволюция происхождения человека | | | 1 | Знать: доказательства родства человека и животных. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Природную и социальную среду обитания человека | Уметь: сравнивать признаки сходства строения человека и человекообразных обезьян. Доказывать единство биологической и социальной сущности человека. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | §44 | 18.03 | |
50 | Этапы эволюции человека | | | 1 | Знать: ранних предков человека, различать и характеризовать стадии антропогенеза | Уметь: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека | Формирование научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию. | §45 | 01.04 | |
51 | Человеческие расы, их родство и происхождение | | | 1 | Знать: понятие о расе; основные типы рас; происхождение рас. Называть признаки вида Человек разумный, объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. | Устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно составлять схемы и на их основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Формирование осознанного, уважительного отношения к ценностям народов России и народов мира. | §46 | 06.04 | |
52 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | | 5.1 | 1 | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей ;допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера вобщении и взаимодействии | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении | §47 | 08.04 | |
53 | Обобщение темы «Вид» | | 3.5 | 1 | Уметь: выделять признаки вида; характеризовать основные направления и движущие силы эволюции; объяснять причины многообразия видов | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Формирования бережного отношения к природе | | 13.04 | |
Экосистемы – 14ч |
54 | Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. | Экосистемная организация живой природы. | 5.2 | 1 | Знать: закономерности действия факторов среды на организм. Влияние экологических факторов на организм. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. | Умение определять понятия, создавать обобщения, анализировать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. | Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления. | §48,49 | 15.04 | |
55 | Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. | | 5.2 | 1 | §55 | 20.04 | |
56 | Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | | 5.2 | 1 | Знать: сети питания, способы добычи пищи. Взаимодействие разных видов в природе, их связи. Уметь: характеризовать типы биотических связей, типы взаимодействия видов, объяснять значение биотических связей | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Собственные возможности её решения. Умение определять понятия, создавать обобщение. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | §51 | 22.04 | |
57 | Популяции | | 5.2 | 1 | Знать: популяцию как особую надорганизменную систему, форму существования вида; понятие о демографической и пространственной структуре популяции. | Умение анализировать содержание рисунков, иллюстрирующих свойства популяции. И на этой основе получать новые знания. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | §52,53 | 27.04 | |
58 | Естественная экосистема (биогеоценоз)Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов | Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. | 5.2 | 1 | Знать: природное сообщество как биоценоз, его строение, понятие о биотопе, круговорот веществ и поток энергии. Уметь: характеризовать ярусное строение биогеоценозов, составлять цепи питания, объяснять пищевые сети и экологические ниши. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы | Сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и на основе этого получать новые знания. | §54,56 Записи в тетради | 29.04 | |
59 | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. | | 5.3 | 1 | Знать: круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; биосфера как глобальная экосистема; границы биосферы. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Уметь: выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества; характеризовать биосферу как глобальную экосистему. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, задачи работы, сравнивать, объяснять ,роль различных видов в процессе круговорота веществ и потока энергии. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, гордости за свою Родину. | §55 | 04.05 | |
60 | Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. | Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. | 5.3 | 1 | §55 | 06.05 | |
61 | Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. | | 5.3 | 1 | Знать: последствия деятельности человека в экосистемах, экологические проблемы, роль человека в биосфере. Уметь: выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. | Обобщать, анализировать и прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия, обсуждать экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. | Формирование экологического мышления, понимание влияния социально -экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | | 11.05 | |
62 | Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. | | 5.3 | 1 | §57,58 | 13.05 | |
63 | Последствия деятельности человека в экосистемах. | Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 5.3 | 1 | Зап. В тетр. | 18.05 | |
64 | Обобщение темы «Экосистемы» | | 5.1-5.3 | 1 | Уметь: выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; характеризовать биосферу как глобальную экосистему. | Овладение интеллектуальными явлениями: обобщать, сравнивать, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе | Формирование познавательных интересов. | | 20.05 | |
65 | Итоговая контрольная работа Анализ контрольной работы | | | 1 | Уметь: систематизировать знания по темам раздела « Общие биологические закономерности» | Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым задания | | | 25.05 | |