Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дружинская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»
Рассмотрено на Методическом совете МБОУ «Дружинская СОШ» протокол № от . .2019 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________Е.А. Бушуева | Утверждено Приказ № от . .2020 Директор МБОУ «Дружинская СОШ» ________________ Е.А. Соколова |
Рабочая программа
по английскому языку 9 класс
2019-2020 учебный год
Программа: Рабочая программа. Английский язык: 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, Н.В. Языкова, Е.А. Колесникова . – 2е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – (RainbowEnglish)
Автор программы: О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова
Учебно-методическое обеспечение:
- О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова. Английский язык: «RainbowEnglish»: Учебник для 9кл. Общеобраз. Учрежд. в двух частях— Москва:Дрофа, 2017;учебно-методическое пособие/ О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, Н.В. Языкова, Е.А. Колесникова . – 2е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – (RainbowEnglish)
- О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова. «Английский язык: «RainbowEnglish»: Рабочая тетрадь для 9кл. Общеобраз. Учрежд. — Москва: Дрофа, 2017;
- О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова. «Английский язык: RainbowEnglish»: книга для учителя — Москва: Дрофа, 2017;
- О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова. «Английский язык: RainbowEnglish»: CD MP3 - Москва: Дрофа, 2017
Разработал учитель: Н.А.Пономарёва
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Английский язык: 5-9 классы:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова по английскому языку к УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова. «Английский язык: «RainbowEnglish» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2017). Срок реализации программы – 1 год.
Программа реализует следующие основные функции:
Информационно-методическую. Позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения;
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе;
Контролирующая функция заключается в том, что программа, определяющая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Описание места учебного предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение иностранного языка отводится 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения в 5-9 классах основной общеобразовательной школы, т. е. 105 часов в каждой параллели. В соответствии с Учебным планом МБОУ «Дружинская СОШ» на изучение иностранного языка в 5 классе отводится 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Личностные УУД
Содержание УМК способствует формированию УУД, связанных с личностным самоопределением (например, правильность своего образа жизни), корректное представление своей страны, толерантное отношение и иным культурам, обычаям, традициям. Занимаясь по УМК-6, школьники учатся давать нравственно-этическую оценку различным явлениям действительности, так, например, для них очевидными оказываются ценности традиций для различных народов. Школьники лишний раз задумываются о таких непреходящих ценностях современного общества, как дружба, семья, знания. Участие шестиклассников в моделированных ситуациях межкультурного общения также способствует ориентации в социальных ролях, дает опыт межличностных отношений.
Регулятивные УУД
Разделы учебника «Учимся самостоятельно», задания рабочей тетради и лексико-грамматического практикума, диагностические тексты развивают умение учиться, заставляют самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию при сравнении планируемого и полученного результатов.
Познавательные УУД
Способы презентации нового языкового материала в УМК показывают учащимся, каким образом необходимо структурировать новые знания, анализировать объекты изучения с целью выделения существенных признаков и синтезировать информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Кроме того, последовательная работа по УМК RainbowEnglish постепенно знакомит школьников со способами извлечения, обработки и презентации информации, на что направлены многие задания, связанные с чтением и аудированием. Освоение лингвистического (грамматического, лексического и словообразовательного) материала учит логически мыслить, пользоваться образцами и формулами для построения собственного речевого высказывания, дает представление о типичном, аналогичном, универсальном, исключительном и т.п. Иными словами учит школьников мыслить и адекватно излагать свои мысли.
Коммуникативные УУД
Наибольшее внимание в УМК данной серии уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий, а именно: формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.
Содержание УМК позволяет заложить основы коммуникативной культуры. Школьники приобретают умение ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом они в состоянии адекватно использовать имеющиеся в их распоряжении речевые и неречевые средства, соблюдая правила этикета общения. Немалая роль в этом отношении принадлежит рубрике Речевые обороты, которая красной нитью проходит через все блоки учебника.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т.п. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Содержание учебного предмета
В основу определения содержания обучения положен анализ реальных или возможных потребностей учащихся в процессе общения. Программа вычленяет круг тем и проблем, которые рассматриваются внутри учебных ситуаций (units), определенных на каждый год обучения. При этом предполагается, что учащиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом последующем этапе обучения, что означает их концентрическое изучение. При этом, естественно, повторное обращение к той же самой тематике предполагает ее более детальный анализ, рассмотрение под иным углом зрения, углубление и расширение вопросов для обсуждения, сопоставление аналогичных проблем в различных англоязычных странах, а также в родной стране учащихся.
Содержание обучения включает следующие компоненты:
сферы общения (темы, ситуации, тексты);
навыки и умения коммуникативной компетенции:
речевая компетенция (умение аудирования, чтения, говорения, письма);
языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);
социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);
учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);
компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Данная программа ориентирована на обязательный минимум содержания, очерченный в государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку. Предметное содержание речи в стандарте определяется перечислением ситуаций социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики.
№ | Тема | Количество часов |
1.Mass Media: radio, television, the internet (26 часов) |
1. | Different kinds of mass media. | |
2. | Television in the life of people. | |
3. | Television in the classroom. | |
4. | Varieties of TV programmes. | |
5. | The Internet and its role in modern life. | |
6. | Children and computers. | |
7. | Writing personal letters. | |
2. The Printed Page:Books, Magazines, Newspapers (26 часов) |
1. | Importance of reading. | |
2. | Public and home libraries. | |
3. | Book preferences. | |
4. | Book categories. Paper books and e-books. | |
5. | The press. | |
6. | Journalists and journalism. | |
3. Science and Technology (26 часов) |
1. | Industrial revolution in Europe. | |
2. | Stages of civilization. | |
3. | History of technology. | |
4. | Tools and devices. | |
5. | Space exploration. | |
4. Being a teenager (26 часов) |
1. | Teens’ problems. | |
2. | Generation gap. | |
3. | Pocket money for teenagers. | |
4. | Teens and part-time jobs. | |
5. | Teens’ ambitions. | |
6. | Teenagers and racism. | |
7. | Teens’ hangouts. | |
8. | Young people’s movements and organizations. | |
9. | What is it like being a teenager? | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета __________
на 2019-2020 учебный год
Mass Media: Radio, Television, the Internet |
| | Количество часов | Дата |
1 | Инструктаж по ОТ. Различные виды СМИ. | 1 | |
2 | Страдательноепричастие, present progressive passive и past progressive passive. | 1 | |
3 | Телевизиоонные программы | 1 | |
4 | Практика чтения. The BBC. | 1 | |
5 | Страдательный залог в настоящем продолженном и в прошедшем продолженном времени: сравнительный анализ | 1 | |
6 | Аудирование. Телевидение в классе. | 1 | |
7 | Неисчесляемые существительные. | 1 | |
8 | Различные виды телевизионных программ. (аудирование) Фразовый глагол turn | 1 | |
9 | Практика чтения. Телевидение в жизни людей. Устная речь. Что я смотрю по телевизору. | 1 | |
10 | Past Perfect Passive. had been V3. | 1 | |
11 | Сравнительнаяхарактеристика Present Perfect и Past Perfect Passive. | 1 | |
12 | Расширение словарного запаса по теме. | 1 | |
13 | Аудирование. Интервью с актером. Словообразование. | 1 | |
14 | Практика чтения. Современное телевидение. | 1 | |
15 | Аудирование. Отношение родителей к телевидению. Словообразование при помощи префиксов, придающих словам отрицательный смысл. | 1 | |
16 | Практика чтения. Самое новое СМИ. Устная речь. Как ты пользуешься Интернетом. | 1 | |
17 | Особые случаи употребления слов: data, media, radio, television, the Internet. | 1 | |
18 | Практика письменной речи. Как написать личное письмо. | 1 | |
19 | Повторение грамматических форм PassiveVoice. | 1 | |
20 | Практика чтения и устная речь. Польза Интернета. | 1 | |
21 | Задание на употребление правильных форм глагола и на словообразование. | 1 | |
22 | Практика чтения. Дети и компьютер. ( восстановление структурно-смысловых связей) Систематизация и обобщение знаний. | 1 | |
23 | Диагностическая ая работа по теме MassMedia | 1 | |
24 | Коррекция знаний. Подготовка к проектной работе. | 1 | |
25 | Проект. Как Интернет и телевидение помогают в образовании. | 1 | |
The Printed Page: Books, Magazines, Newspapers (25 часов) |
26 | Введение и первичная активизация по теме The Printed Page. | 1 | |
27 | Составление предложений с опорой на картинку. Слова синонимы. | 1 | |
28 | Ознакомительное чтение по теме «Печатные издания» | 1 | |
29 | Обучающее чтение по теме «Знаменитые библиотеки мира» | 1 | |
30 | Слова-синонимы: употребление в речи | 1 | |
31 | Аудирование по теме «Книги» с пониманием основного содержания | 1 | |
32 | Диалог-расспрос по теме «Книги» с опорой на план | 1 | |
33 | Неопределенное местоимение “one”: употребление в речи | 1 | |
34 | Изучающее чтение по теме «Пресса» | 1 | |
35 | Причастие первое: правила употребления | 1 | |
36 | Причастие второе: правила употребления | 1 | |
37 | Аудирование по теме «Первые печатные издания» с извлечением необходимой информации | 1 | |
38 | Причастие первое и второе: сравнительный анализ. Практика аудирования по теме The Printed Page | 1 | |
39 | Фразовый глагол «look»: употребление в речи | 1 | |
40 | Передача содержания прослушанного по теме «Печатные издания» с опорой на ключевые слова | 1 | |
41 | Структуры с причастием первым: употребление в речи | 1 | |
42 | Глагол «lie»: употребление на письме. Практика навыков чтения по теме The Printed Page | 1 | |
43 | Аудирование по теме «Книги для детей» с извлечением необходимой информации | 1 | |
44 | Образование имён прилагательных при помощи суффиксов –ly и –ous | 1 | |
45 | Ознакомительное чтение по теме «Журналисты и журналистика» Практика письменной речи по теме The Printed Page | 1 | |
46 | Передача содержания прочитанного по теме «Английские и американские писатели» с опорой на план | 1 | |
47 | Конструкция с Ving после глагола «mind»: употребление в речи.Систематизация и обобщение знаний . | 1 | |
48 | Диагностическая работа по теме The Printed Page | 1 | |
49 | Коррекция знаний.Подготовка к пректной работе. | 1 | |
50 | Проект «Электронные книги» | 1 | |
| Science and Technology | 26 часов | |
51 | Введение и первичная активизация по теме | 1 | |
52 | Ознакомительное чтение по теме Science and Technology | 1 | |
53 | Герундий после глаголов с предлогами: правила употребления | 1 | |
54 | Глагол и существительное «use»: сравнительный анализ | 1 | |
55 | Высказывание по теме «Промышленная революция» | 1 | |
56 | Изучающее чтение по теме «История технологий» | 1 | |
57 | Герундий и глаголы с предлогами: употребление в речи | 1 | |
58 | Аудирование по теме «Инструменты и приспособления» с пониманием основного содержания | 1 | |
59 | Определенный и неопределенный артикли: правила употребления | 1 | |
60 | Глаголы «invent» и «discover»: сравнительный анализ | 1 | |
61 | Образование глаголов при помощи префикса –en | 1 | |
62 | Просмотровое чтение по теме «История технологий». Практика аудирования аудирования по теме Science and Technology | 1 | |
63 | Диалог-расспрос по теме «Научные изобретения» | 1 | |
64 | Инфинитив: правила употребления | 1 | |
65 | Употребление определенного и неопределенного артиклей с объектами и явлениями | 1 | |
66 | Фразовый глагол «to break»: употребление в речи. Практика чтения речи по теме Science and Technology | 1 | |
67 | Изучающее чтение по теме «Исследование космоса» | 1 | |
68 | Модальные глаголы в значении «возможность»: употребление в речи | 1 | |
69 | Краткое сообщение по теме «Плюсы и минусы мобильных телефонов». Практика письменной речи по теме Science and Technology | 1 | |
70 | Идиомы, обозначающие небесные тела: употребление в речи | 1 | |
71 | Написание личного письма зарубежному другу по теме Science and Technology | 1 | |
72 | Просмотровое чтение по теме «Метро». практика устной речи по теме Science and Technology | 1 | |
73 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Наука и технология» | 1 | |
74 | Диагностическая работа по теме Science and Technology | 1 | |
75 | Коррекция знаний.Подготовка к пректной работе. | 1 | |
76 | Проект «Изобретение века» | 1 | |
| Being a Teenager | 26 часов | |
77 | Введение и первичная активизация по теме «Быть подростком». | 1 | |
78 | Употребление инфинитива после некоторых глаголов | 1 | |
79 | Употребление герундия после некоторых глаголов | 1 | |
80 | Существительные «couple» и «pair»: сравнительный анализ | 1 | |
81 | Изучающее чтение по теме «Быть подростком» | 1 | |
82 | Сложное дополнение: правила употребления | 1 | |
83 | Передача содержания прочитанного по теме «Быть подростком» с опорой на план | 1 | |
84 | Аудирование по теме «Быть подростком» с пониманием основного содержания | 1 | |
85 | Употребление сложного дополнения после глаголов чувственного, слухового и зрительного восприятия | 1 | |
86 | Передача содержания прослушанного по теме «Быть подростком» | 1 | |
87 | Просмотровое чтение по теме «Подростки и родители» | 1 | |
88 | Введение и первичная активизация ЛЕ по теме «Подростки и расизм» | 1 | |
89 | Изучающее чтение по теме «Расизм». Контроль навыков аудирования по теме «Быть подростком» | 1 | |
90 | Образование имён прилагательных при помощи суффикса –ive | 1 | |
91 | Составление диалога-расспроса по теме «Быть подростком» | 1 | |
92 | Употребление сложного дополнения после глаголов «to let» и «to make» | 1 | |
93 | Фразовый глагол «to get»: употребление в речи. Контроль навыков чтения речи по теме «Быть подростком» | 1 | |
94 | Ознакомительное чтение по теме «Молодёжные движения и организации» | 1 | |
95 | Структуры с глаголами «to be» и «to get»: сравнительный анализ.Систематизация и обобщение знаний. | 1 | |
96 | Итоговая диагностическая работа по программе 9 классса. | 1 | |
97 | Коррекция знаний. Изучающее чтение по теме «Проблемы подростков». | 1 | |
98 | Монологические высказывания по теме «Проблемы подростков». Контроль навыков письменной речи по теме “Быть подротком” | 1 | |
99 | Активизация лексики по теме «Быть подростком». Контроль навыков устной речи по теме «Быть подростком» Систематизация и обобщений знаний | 1 | |
100 | Диагностическая работа по теме “Быть подростком” | 1 | |
101 | Коррекция знаний. Написание личного письма по теме “Быть подростком” | 1 | |
102 | Лексико-грамматический практикум за курс 9 класс | 1 | |