Конспект урока математики в 4 «В» классе
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Алгоритм письменного деления на двузначное число»
Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с алгоритмом письменного деления на двузначное число; закрепление знаний об умножении на двузначное и трёхзначное число.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с алгоритмом письменного деления на двузначное число; закрепить знания обучающихся об умножении на двузначное и трёхзначное число; сформировать умение находить ответ, пользуясь удобным способом вычисления; учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развитию памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать.
Формирование регулятивных УУД: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных УУД: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.
Предметные: понимать алгоритм письменного деления на двузначное число, решать задачи, находить значения математических выражений; пользоваться изученной математической терминологией; умение рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: «Математика» (учебник) М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 4 класс, часть 2, алгоритм письменного деления на двузначное число, карточки с заданиями, герои из мультфильма «Мадагаскар».
Ход урока
I . Организационный момент.
Приветствие.
У.: - Здравствуйте ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Ангелина Владимировна. Садитесь.
Проверка готовности к уроку.
У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Мотивация к обучению и познанию.
У.: - Говорят, что если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте начнем наш урок с улыбки, что бы он прошел, не просто удачно, но и продуктивно.
II. Актуализация знаний.
У: - Сегодня у нас в гостях герои мультфильма «Мадагаскар». У льва Алекса есть одна мечта, он хочет попасть на остров Мадагаскар, где есть красивые уголки природы и он будет свободным. Давайте поможем Алексу воплотить его мечту в реальность, для этого нам нужно поработать. И вот первое задание передал нам лев Алекс.
Ребята, давайте поможем льву Алексу. Решим выражение и проговорим алгоритм деления. (Одного ученика вызываю, все остальные пишут в тетради)
У.: - Кто хочет решить выражение у доски? Все остальные записывают в тетрадь Откройте тетради, отступите 4 клеточки от оценки, запишите число (сегодня 6 апреля), классная работа. Записываем выражение: 832 : 13 = 64
Вспоминаем алгоритм.
1.Выделяем первое неполное делимое.
8 : 13 нельзя, поэтому берём ещё одну цифру, 83:13 можно. Значит первое неполное делимое 83. Выделим его дугой.
2. Определяем число цифр в частном.
У делимого 832 мысленно выделяем первое неполное делимое 83. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 2 делимого, ей будет соответственно еще одна цифра частного. Выделим её дугой. Получается, что всего в частном будет 2 цифры.
3. Находим первую цифру частного.
83:13, приблизительно цифра 6. 13⋅6=78. Записываем цифру 6 в частное. Находим остаток 83-78=5.
4.Находим вторую цифру частного.
К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается неполное делимое 52. 52:13, приблизительно цифра 4. 13⋅4 =52 . Записываем цифру 4 в частное. Находим остаток 52–52 = 0.
Получается 832:13 = 64
У.: - Молодец, садись. Ребята, я вижу, что прошлый урок вы усвоили хорошо.
(Некоторым ученикам, которые быстро решат, раздать индивидуальные карточки)
III. Устный счёт.
У: - Лев Алекс приготовил для нас интересный фокус. Попробуем разгадать его.
Задумайте число.
Прибавьте к нему 25.
Прибавьте ещё 125.
Вычтите 37.
Вычтите первоначально задуманное число.
Результат умножьте на 50.
Разделите полученное число на 10.
У.: - У вас получилось число 565. Верно?
О.: - Да.
IV. Постановка темы урока.
У.: - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока вы должны решить числовые выражения.
(Записать на доске, рядом приклеить буквы)
80 – 34 = 46 (Д)
258 + 528 = 786 (Е)
500 – 8 = 492 (Н)
672 – 272 = 400 (Л)
452 + 231 = 683 (И)
154 + 321 = 475 (Е)
600 – 247 = 353 (Е)
Поставьте получившиеся числа в порядке возрастания. Какое слово у вас получилось?
О.: - Деление.
У.: - Верно. Мы делили трёхзначное число на двузначное. Как это делали?
О.: - Подбирали
У.: - Как вы думаете, можно ли разделить четырехзначное, пятизначное на двузначное таким же способом? Определите тему урока.
О.: - Деление на двузначное число.
У.: - Определите цель урока. Чему должны научиться на уроке?
О.: - Мы должны научиться самостоятельно делить числа на двузначное число
У.: - Правильно. К концу урока, вы должны научиться самостоятельно делить на двузначное число и помочь Алексу добраться до Мадагаскара.
V. Изучение нового материала.
У.: - Ребята, лев Алекс встретил пингвинов, и они готовы ему помочь, если только он решит выражения. Мы конечно же должны ему помочь, поэтому открываем учебник на странице 60, находим номер 226, начинаем решать.
Кто хочет к доске? Остальные работают в тетради.
1 выражение: 48 984:52
Проговариваем алгоритм. Как разделим 48 984 на 52?
1.Выделяем первое неполное делимое.
4 : 52 нельзя, поэтому берём ещё одну цифру, 48:52 тоже нельзя, значит надо взять ещё одну цифру, 489:52 можно. Значит первое неполное делимое 489. Выделяем его дугой.
2. Определяем число цифр в частном.
У делимого 48 984 мысленно выделяем первое неполное делимое 489. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 8 делимого, ей будет соответственно одна цифра частного. Выделяем её дугой. Остаётся цифра 4, ей соответственно 1 цифра в частном. Выделяем её дугой. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.
3. Находим первую цифру частного.
489:52, приблизительно цифра 9. 52⋅9=468. Записываем цифру 9 в частное. Находим остаток 489-468=21.
4.Находим вторую цифру частного.
21: 52 мы не можем, значит, к остатку 21 приписываем следующую цифру делимого. Получается неполное делимое 218. 218:52, приблизительно цифра 4. 52⋅4 =208. Записываем цифру 4 в частное. Находим остаток 218–208 = 10.
5. Находим третью цифру частного.
10:52 мы не можем, значит, к остатку 10 приписываем следующую цифру делимого. Получается неполное делимое 104. 104:52, приблизительно цифра 2. 52⋅2=104. Записываем цифру 2 в частное. Находим остаток 104-104=0
Получается 48 984:52=942
У.: - Молодец, садись. Следующее выражение: 91 375:43=2 125
243 144:72=3 377
351 456:84=4 184
Выполняют деление, проговаривая алгоритм.
У.: - Следующий номер 229, решаем первый столбик
VII. Физминутка
У.: - 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
IV. Открытие новых умений и знаний. (продолжение)
1) Решение задачи на с.60 № 228
У.: - Ребята, нашему Алексу и его друзьям мешают пройти растения, которые посадили фермеры. Они ему сказали, что если он поможет решить задачу, то фермеры ему помогут перейти поле. Кто громко может прочитать задачу номер 228 на странице 60?
О.: - Задача № 228
Фермеры продали 1364 т пшеницы, ржи на 276 т меньше, чем пшеницы, а гречихи – в 8 раз меньше, чем ржи. Сколько тонн гречихи продали фермеры?
У.: - О чем говорится в задаче?
О.: - О культурных растениях.
У.: - О каких культурных растениях говорится в задаче?
О.: – О пшенице, ржи и гречихе.
У.: - Что нам известно о пшенице?
О.: - Что пшеницы продали 1364 тонны.
У.: - О каком культурном растении дальше говорится в задаче?
О.: - О ржи.
У.: - Сколько тонн ржи продали фермеры нам известно?
О.: - Нет.
У.: - А что нам известно про рожь?
О.: - То, что ржи на 276 тонн меньше, чем пшеницы.
У.: - Верно. Нам известно сколько тонн гречихи продали фермеры?
О.: – Нет.
У.: - А что нам известно про гречиху?
О.: - То что гречихи продали в 8 раз меньше, чем ржи.
У.: - Что нас просят найти в задаче?
О.: - Сколько тонн гречихи продали фермеры?
У.: - С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?
О.: - С помощью кратких слов.
Никакой таблицы на доске не должно быть, дети по мере обсуждения задачи сами должны определить, какой краткой записью они воспользуются.
Оформляем краткую запись у доски
У.: - Сразу сможем ответь на вопрос задачи?
О.: - Нет.
У.: - Почему?
О.: - Не знаем, сколько ржи продали.
У.: - А можем узнать?
О.: - Да.
У.: - Как узнать, сколько тонн ржи продали фермеры?
О.: - Вычитанием.
Записываем первое действие.
1) 1 364 – 276 = 1 088 (т) – ржи продали
У.: - Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
О.: - Да
У.: - Как?
О.: - Делением
Записываем 2 действие.
2) 1 088 : 8 = 136 (т)
Читаем ещё раз вопрос задачи.
У.: - Что мы должны были найти?
О.: - Сколько тонн гречихи продали фермеры.
У.: - Ответили мы на вопрос в задаче?
О.: - Да.
У.: - Записываем ответ.
1) 1 364 – 276 =1 088 (т) – ржи продали
2) 1 088 : 8 = 136 (т)
Ответ: 136 тонн гречихи продали фермеры.
2) Работа в парах
А сейчас проверим, чему научились.
Раздать карточки
У.: - У вас на партах лежит задание. Прочитайте его : Расставь действия алгоритма по порядку. На эту работу у вас минута.
Проверяем.
1.Выделяем первое неполное делимое.
2. Определяем число цифр в частном.
3. Находим первую цифру частного.
4.Находим вторую цифру частного.
5. Находим третью цифру частного.
6. Находим четвертую цифру частного.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: - Какую тему мы сегодня с вами прошли?
О.: - Деление на двузначное число.
У.: - Какие примеры у вас вызвали затруднение?
О.: - Деление четырехзначных и пятизначных чисел на двузначное число.
У.: - Похлопают те ребята, которые научились делить числа на двузначное число. Потопают те ребята, кто не совсем поняли и им ещё нужно потренироваться.
У.: - Наш необычный урок подходит к концу. С нашей помощью, Алекс и его друзья смогли добраться до красивейшего острова Мадагаскар. В благодарность он приготовил вам медальки за отличные знания.
Домашнее задание: Открываем дневники, записываем домашнее задание стр. 60, № 229 (2 столбик), № 231.
У.: - Спасибо за урок. Все свободны.
В
ариант 1
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
731 : 17 =
1 792 : 64 =
6 318 : 54 =
168 750 : 54 =
2) Проверь, верно ли равенство.
789 ⋅ 17 = 14 230 – 817

Вариант 2
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
952 : 34 =
1 700 : 68 =
5 668 : 52 =
443 632 : 68 =
2) Проверь, верно ли равенство.
624 ⋅ 19 = 13 138 – 1 282

Вариант 3
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
731 : 17 =
1 792 : 64 =
6 318 : 54 =
168 750 : 54 =
2) Проверь, верно ли равенство.
789 ⋅ 17 = 14 230 – 817

Вариант 4
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
952 : 34 =
1 700 : 68 =
5 668 : 52 =
443 632 : 68 =
2) Проверь, верно ли равенство.
624 ⋅ 19 = 13 138 – 1 282

В
ариант 5
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
731 : 17 =
1 792 : 64 =
6 318 : 54 =
168 750 : 54 =
2) Проверь, верно ли равенство.
789 ⋅ 17 = 14 230 – 817

Вариант 6
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
952 : 34 =
1 700 : 68 =
5 668 : 52 =
443 632 : 68 =
2) Проверь, верно ли равенство.
624 ⋅ 19 = 13 138 – 1 282

Вариант 7
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
731 : 17 =
1 792 : 64 =
6 318 : 54 =
168 750 : 54 =
2) Проверь, верно ли равенство.
789 ⋅ 17 = 14 230 – 817

Вариант 8
1) Вычисли, проговаривая про себя алгоритм деления на двузначное число.
952 : 34 =
1 700 : 68 =
5 668 : 52 =
443 632 : 68 =
2) Проверь, верно ли равенство.
624 ⋅ 19 = 13 138 – 1 282

Ответы
Вариант 1, 3, 5, 7 Вариант 2, 4, 6, 8
1) 1. 43 2) Верно 1) 1. 28 2) Верно
2. 28 2. 25
3. 117 3. 109
4. 3 125 4. 6 524
Задание: расставьте действия алгоритма по порядку.
Н
аходим четвертую цифру частного.
О
пределяем число цифр в частном.
Н
аходим вторую цифру частного.
В
ыделяем первое неполное делимое.
Н
аходим третью цифру частного.
Н
аходим первую цифру частного.
