Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о зоне тундры.
Результаты:
- личностные: развитие у учеников уважения и бережного отношения к природе, осознание необходимости её защиты;
- предметные: называть климатические условия зоны тундры; называть растения и животных данной зоны; перечислять естественные природные связи в зоне тундры и влияние деятельности человека на зону тундры;
- метапредметные:
— регулятивные: формирование умения планировать свои действия в рамках выполнения заданий по теме, самостоятельно находить и использовать информацию для изучения тундры;
— коммуникативные: развитие навыков вести дискуссии, аргументированно выражать и отстаивать свою точку зрения;
— познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию о природных зонах, развитие интереса к изучению природных явлений и процессов.
4 класс
Самоопределение к деятельности
Учитель настраивает учащихся на урок. Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.
Актуализация
— Ребята, разгадайте кроссенс. Как вы думаете, что объединяет все эти картинки?
— В какой природной зоне всё это можно встретить?
?
Актуализация
— Вспомните, почему эта зона так называется?
— Какой там климат?
— Какие растения там есть?
— Какие животные обитают?
— Какие правила соблюдают люди, которые живут в зоне арктических пустынь?
— Мы продолжаем наше исследование!
Целеполагание
— Зона с каким цветом у нас следующая, если двигаться вниз по карте?
— Может, кто-то знает, как называется эта зона?
Целеполагание
— Разгадайте ребус и узнайте, как называется эта зона. (Тундра.)
— Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
— Какие цели перед собой ставим?
Тундра
Познакомимся с зоной тундры
Познакомимся с растительным и животным миром тундры
Узнаем, как человек влияет на тундру
Закрепим полученные знания
Целеполагание
После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.
Открытие новых знаний
— Ребята, рассмотрим фиолетовую зону — зону тундры. Опишите, где находится зона тундры относительно зоны арктических пустынь? (Южнее зоны арктических пустынь.)
— Верно!
— Как вы думаете, омывают ли её моря, какие? (Да, её омывают северные моря.)
Открытие новых знаний
— Ребята, справа изображена природа тундры. Что мы видим на этой картинке?
— Чем природа тундры отличается от зоны арктических пустынь?
Открытие новых знаний
— Посмотрите на картинку и опишите тундру зимой. Используйте слова-подсказки. Какая погода там?
Открытие новых знаний
— Как вы думаете, почему там снежно и холодно? (Потому что, тундра находится на севере страны.)
— Да, низкие температуры и снег там, потому что солнечные лучи не прогревают эту зону достаточно хорошо. А почему в тундре сильный ветер?
— Зона тундры находится у побережья северных морей, оттуда и дуют арктические ветра. Поэтому в тундре очень длинные и суровые зимы. Температура опускается ниже −30 С°. А в сочетании с ледяным ветром погода и правда суровая.
Открытие новых знаний
— Прочитайте предложение. Выберите подходящее словосочетание.
Открытие новых знаний
— Ребята, как вы думаете, какое время года изображено? Почему?
— На картинке изображено лето в тундре! Даже летом тут есть небольшие участки со снегом.
— Рассмотрите картинку. Опишите лето в тундре. Видим ли мы ясное небо? Тут летом часто бывают туманы.
— Какая почва?
— Летом температура может подниматься до 10−15 градусов тепла. В некоторых местах только верхний слой почвы (обычно до 1 метра) оттаивает в летний период, в то время как нижние слои остаются замороженными круглый год.
— Какие растения мы видим? Есть ли тут деревья?
— Несмотря на суровые условия, в тундре можно найти разнообразные растения, адаптированные к жизни в таких условиях. Чаще это мхи и лишайники.
— Растения тундры имеют ряд адаптаций, которые помогают им выживать в этом суровом климате. Многие растения имеют крепкие корни, которые помогают им крепко держаться в основании и быстро всасывать влагу, когда она доступна. Стебли часто оказываются низкими, чтобы избежать повреждений от ветра и мороза.
— Листья тундровых растений мелкие и тонкие, что помогает уменьшить испарение влаги. У некоторых растений листья покрыты восковым налётом, что также помогает удерживать влагу. Поскольку лето в тундре очень короткое, многие растения цветут быстро и ярко, а после цветения созревают семена. Это облегчает размножение и обеспечивает хороший рост в условиях сурового климата.
Открытие новых знаний
— Ребята, прочитайте утверждения. Выберите верное.
Открытие новых знаний
— Ребята, прочитайте предложение. Что нового вы узнали из этого предложения? Какая картинка подходит для этого предложения? Почему?
— Назовите по одному слову, которое опишет зону тундры. А сможете ли вы найти её на картинке?
Открытие новых знаний
— Посмотрите на изображения. Есть ли тут зона тундры? Где она изображена?
— Как называется вторая зона? (Зона арктических пустынь.)
— Как вы догадались?
Первичное применение
— Запишите предложение в тетрадь, вставляя пропущенные слова.
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Проверка
Тундра
Познакомимся с зоной тундры
Познакомимся с растительным и животным миром тундры
Узнаем, как человек влияет на тундру
Закрепим полученные знания
Сверяемся с целями
— Мы достигли первой цели! Что мы сделали для этого?
Открытие новых знаний
— Ребята, как вы думаете, какие растения растут в тундре?
— Познакомимся с некоторыми из них.
Открытие новых знаний
— Обратимся к справочнику. Какой раздел у нас открыт?
— В чём различие между кустарниками и кустарничками?
— Прочитайте их названия цепочкой. Что общего у них?
— Все кустарники и кустарнички имеют маленький ствол? Как вы думаете, для чего? (Чтобы быстрее впитывать влагу.)
— Верно! Также у них небольшие листья. А это зачем?
— Верно! Чем больше лист, тем больше он испаряет влаги. А растения тундры не могут себе такого позволить! Какие растения имеют плоды?
— Кто из вас пробовал эти ягоды? Какие они на вкус? Какие по размерам?
— Отлично! Переходим к следующему разделу справочника.
Открытие новых знаний
— Как называется этот раздел?
— Прочитайте их названия цепочкой. Что общего у них?
— Какие травы имеют цветок?
— Все травы с цветком имеют короткий стебель? Как вы думаете, для чего? (Чтобы быстрее впитывать влагу.)
— Верно! Также у них небольшие листья. А это зачем?
— Посмотрите на остальные травы. Опишите их.
— Как вы думаете, какую пользу несут травы севера для их обитателей? (Корм для животных, лекарственные растения.)
— Травы тундры — источник пищи для многих животных. Даже в условиях сурового климата, когда другие источники пищи могут быть недоступны, травы обеспечивают необходимую энергию и питательные вещества. Травы образуют среду обитания для мелких животных, таких как грызуны и насекомые. Они служат укрытием от хищников и местом для размножения.
— А какие растения мы совсем не встретили в тундре? (Деревья.)
— Как вы думаете, почему?
— В настоящей тундре нет деревьев из-за слишком суровых условий жизни. За холодное и короткое лето на молодых побегах деревьев не успевает целиком сформироваться защитный слой, который необходим для удачной перезимовки. Без этого слоя молодые ветви гибнут зимой от потери влаги.
— Двигаемся дальше! Что ещё из живой природы нам нужно изучить?
Открытие новых знаний
— Ребята, какими качествами должны обладать животные, чтобы жить в тундре?
— Догадайтесь, какие животные прячутся за карточками!
Открытие новых знаний
— Прочитайте названия животных. Какие из них хищные? Какие травоядные? Какие всеядные?
— Какие животные вам неизвестны? Что за животное «лемминг»? На кого он похож?
— Лемминги — это небольшие грызуны, которые живут в тундре. Их размеры обычно не превышают 15−20 см в длину. У леммингов толстая, мягкая шёрстка, которая помогает им выживать в холодном климате. Лемминги травоядные. Они едят траву, мхи и лишайники, которые находят под снегом. Весной и летом лемминги активно кормятся, чтобы накопить жир, который поможет им пережить зиму.
— Что вы знаете о песце? На кого он похож?
— Песец — это маленький пушистый хищник, который также обитает в тундре. У него маленькие уши и короткий хвост, что помогает сохранять тепло в холодные зимние месяцы. Песцы всеядные. Они охотятся на леммингов, других мелких грызунов, птиц и их яйца. Также они могут есть ягоды и остатки пищи, оставленные другими животными. В голодное время песцы могут добывать пищу из-под снега.
— Что вы знаете о косатке?
— Косатки — хищники, достигают в длину 10 метров. Они могут охотиться на рыбу, морских млекопитающих, таких как тюлени и даже других китов. У косаток есть различные методы охоты, в том числе охота в группах, что увеличивает их шансы на успех. Косатки одни из самых умных животных в мире. Они общаются! Используют сигналы и звуки для общения друг с другом и для координации охоты.
— Как вы думаете, а есть ли птицы в тундре?
Открытие новых знаний
— Ребята, какими качествами должны обладать птицы, чтобы жить в тундре?
— Догадайтесь, какие птицы прячутся за карточками?
*скрин рабочего листа во всю белую область*
*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*
Открытие новых знаний
— Прочитайте названия птиц. Какие из них хищные? Какие травоядные? Какие всеядные?
— Какие птицы вам неизвестны? Опишите белую куропатку. На кого она похожа?
— Белая куропатка — это небольшая птица, которая живёт в тундре. У неё белоснежное перо, которое помогает ей прятаться среди снега. Куропатки едят траву, семена и ягоды. Зимой, когда снега много, они ищут пищу под снегом. Эти птицы обычно живут парами или небольшими группами. Они бегают очень быстро и могут прыгать, чтобы убежать от хищников. Когда наступает зима, их оперение становится белым, а летом — коричневым. Это помогает им прятаться от врагов!
— Что вы знаете о полярной сове? На кого она похожа? Как вы думаете, почему она названа «полярной»?
— Полярная сова — это большая и очень красивая птица с белым оперением и большими глазами. Она живёт там, где очень холодно. Полярные совы охотятся на мелких грызунов, таких как лемминги. Они могут видеть и слышать свою добычу даже ночью! У полярной совы большие лапы с перьями, что помогает ей ходить по снегу. Её большие глаза помогают видеть в темноте. Полярные совы очень спокойные птицы. Они могут долго сидеть на одном месте, высматривая добычу.
— Что вы знаете о сером журавле? На кого он похож?
— Серый журавль — это высокая птица с длинными ногами и длинной шеей. Он живёт на полях, в болотах и рядом с водоёмами. Журавли едят семена, корни, насекомых и маленьких животных. Они любят проходить по полям в поисках пищи. У серого журавля серое оперение с чёрными и белыми отметинами. Его длина может быть почти до метра! Серые журавли умеют красиво танцевать, поднимая свои крылья и прыгая!
— Кречет — что это за птица? На кого похожа?
— Кречет — это крупная птица семейства ястребиных. Кречеты — хищники. Они охотятся на зайцев, грызунов и птиц. У кречета мощные крылья и острое зрение. Оперение у них может быть белым и пятнистым, что помогает прятаться в снегу. Кречеты ловкие и быстрые летуны. Они могут развить такую скорость, что за час долетят от Москвы до Костромы. А человеку на машине нужно 4 часа на эту дорогу.
— Какая связь есть между живыми организмами в одной экосистеме? (Цепь питания.)
Открытие новых знаний
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Составьте пищевую цепь, опираясь на текст.
*скрин рабочего листа во всю белую область*
Проверка
Открытие новых знаний
— А теперь, опираясь на цепь питания, назовите слова, которые пропущены в предложениях.
— Какой вывод мы можем сделать о растительном и животном мире тундры?
Первичное применение
— Ребята, выберите верное утверждение о растениях тундры. Объясните свой выбор Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
*скрин рабочего листа во всю белую область*
Выберите все верные варианты
Первичное применение
— Каких животных мы НЕ встретим в тундре? Почему?
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Тундра
Познакомимся с зоной тундры
Познакомимся с растительным и животным миром тундры
Узнаем, как человек влияет на тундру
Закрепим полученные знания
Сверяемся с целями
— Мы достигли второй цели!
Физкультминутка
— Давайте теперь разомнёмся с Гришей.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
Открытие новых знаний
— Рассмотрите изображения, какие не относятся к тундре? Почему?
— Расскажите, что делают люди на остальных картинках? Как вы думаете, могут ли этим заниматься коренные жители тундры?
— А как называют коренных жителей тундры?
— Ненцы — это коренные жители тундры. Название «ненцы» происходит от самоназвания этого народа «нэнэ», что переводится как «люди» или «человек». А говорят ненцы на ненецком языке.
— А что объединяет первые три изображения? (Тут изображена деятельность человека в тундре.)
— Как вы думаете, а что могут добывать на изображении 3? Почему?
Открытие новых знаний
— Посмотрите на изображение. Расскажите, как добывают газ? Для чего? Как называется установка, которая помогает добывать газ? (Скважина.)
— А сам процесс добычи? (Бурение.)
— Опираясь на изображение, расскажите, как получают нефть? Для чего?
Открытие новых знаний
— Ребята, за забором спрятано самое важное для тундры животное . Как вы думаете, кто это? Как вы догадались?
Олени — главные домашние животные жителей тундры
Открытие новых знаний
— Ребята, как вы думаете, почему олень в тундре — самое важное животное?
— Для коренных народов, таких как ненцы, саамы и другие, олени имеют огромную ценность. Они являются источником пищи, одежды, материалов для постройки. Олени занимают важное место в мифах и традициях этих народов. Многие ритуалы и праздники связаны с охотой на оленей и сезонной миграцией стад.
— Как называется разведение оленей? (Оленеводство.)
— К какой отрасли экономики оно относится? (Сельское хозяйство.)
— Для некоторых коренных народов оленеводство является основным источником дохода и продовольствия. Продажа мяса, шкур и других продуктов оленеводства обеспечивает семью и способствует экономическому развитию общества.
— Как вы думаете, а на чём ещё передвигаются жители тундры?
Открытие новых знаний
— Какая опасность для природы тундры изображена?
Открытие новых знаний
— Прочитайте утверждения и предположите, какие два утверждения являются верными.
— Как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить почву? Какие должны быть это машины?
*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*
Открытие новых знаний
— Прочитайте предложение и закончите его. Объясните свой выбор.
— А какую ещё опасность может нести человек для природы тундры?
Открытие новых знаний
— Посмотрите на картинку. Что здесь изображено?
Открытие новых знаний
— Как вы думаете, как называется незаконная охота на животных?
— Чем опасно браконьерство? Как это может отразиться на живой природе?
— Как мы можем защитить животных от браконьерства?
Открытие новых знаний
— Создаются специальные документы, которые защищают животных. А ещё профессиональные охотники не охотятся просто так! Они получают разрешении в Охотнадзоре и точно знают, на кого можно охотиться, а на кого — нет!
— Как отрицательно может влиять деятельность человека на природу тундры? А как положительно?
Первичное применение
— Прочитайте высказывание и заполните пропуски.
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*
Первичное применение
— Прочитайте высказывание и заполните пропуски.
Что наносит наибольший вред природе тундры?
Первичное применение
— Как вы думаете, что наносит больший вред природе тундры?
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Первичное применение
— Прочитайте высказывание и заполните пропуски.
Тундра
Познакомимся с зоной тундры
Познакомимся с растительным и животным миром тундры
Узнаем, как человек влияет на тундру
Закрепим полученные знания
Сверяемся с целями
— Мы достигли третьей цели!
Правила работы в парах
1
Старайтесь не перебивать друг друга
Если не согласны, объясните свою позицию
2
Закрепление — Следующее задание мы выполним в парах. Вспомните правила работы в паре.
3
Если не поняли собеседника, переспросите
Работайте сообща
4
Первичное применение
— Ребята, Катя получила письмо от своего друга — ненца Нойко. Но не успела прочитать и оставила на столе. Вернувшись назад, она обнаружила следы на письме и расстроилась. Поможем Кате восстановить письмо. Поработайте в парах. Вместо следов, дополните письмо Нойко, чтобы и Катя могла узнать об особенностях тундры.
Первичное применение
— Ребята, посмотрите на восстановленное письмо Нойко! Поднимите руки те пары, у кого так же, как и на экране.
— Поднимите руки те, у кого иначе. Зачитайте ваши письма.
Физкультминутка
— Двигаем взглядом по направлению стрелок: сначала в одну сторону, потом в другую.
Действие можно выполнить 3–4 раза.
Закрепление (базовый уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
Закрепление (базовый уровень)
Проверка
Закрепление (базовый уровень)
Закрепление (повышенный уровень)
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
Закрепление (повышенный уровень)
Закрепление (повышенный уровень)
Тундра
Познакомимся с зоной тундры
Познакомимся с растительным и животным миром тундры
Узнаем, как человек влияет на тундру
Закрепим полученные знания
Рефлексия. Подведение итогов
— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? — Что вы узнали нового о природных зонах? О тундре? О животных и растениях тундры? — Продолжите предложения по результатам урока: «Теперь я знаю…», «Я понимаю…», «Я умею…». Обсудите в парах.
Заметка: перед проведением рефлексии вы можете провести проверку знаний, распечатав задания, или провести интерактивно, загрузив материалы из этапа «Проверка знаний» в уроке « Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне » из сервиса «Подготовка к уроку» .
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
Учитель предлагает детям сравнить впечатления от урока с цветами светофора.
— Зелёный цвет — урок понравился; жёлтый — урок неплохой, но что-то не понравилось; красный — урок совсем не понравился.
Рекомендации для занятий дома — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.